Некоторые корреляции мифов о Хийси и Хейсибе

Мара Рушева
Некоторые корреляции мифов о Хийси и Хейсибе

М.А.Рушева

Хийси (Хийто, эстон. Хийс) – персонаж карело-финской мифологии, божество леса, приносящее удачу в охоте и ставшее известным по «списку ложных богов» карелов, представленном в 1551 г. Микаэлем Агриколой, протестантским епископом, первопечатником и основателем финской литературы. Более детально образ Хийси  раскрыт в «Калевале», карело-финском  поэтическом эпосе в обработке финского фольклориста Эллиаса Лённрота (1802-1884). Сведения о Хийсе как покровителе охоты, привидении и духе леса, как злом божестве и великане, близком лешему и водяному, приводятся в ряде работ современных исследователей финно-угорского мифологического пространства (см. статьи В.Я.Петрухина, Е.А.Хелимского, А.Ю. Айхенвальд в: «Мифы народов мира. Энциклопедия» М.: БРЭ Олимп, 1998). Л.И. Иванова («Тапиола и Хийтола: Два лесных царства карельской мифологии». Рябининские чтения, 2011) при разборе характеристик Тапиолы и Хийтолы подчёркивает роль Хийси как хозяина священных мест, пользовавшегося в прошлом почитанием, но обретшем со временем негативную окраску образа.
 

Хейтси-Эйбиб (Хейсиб, Хейгейп, Кабип, Тсуи-Гоаб, Тиква) – центральный персонаж в мифологии кой-коинов (койсаны капоидной расы, самоназвание khaa, khaasen), являющихсяся одним из древнейших африканских племён и обитающих на юго-западном побережье материка в Намибии и ЮАР. Ареал ранее включал Восточную Африку, включая район слияния Белого и Голубого Нила (по мнению антрополога К.Куна очаг возникновения капоидной расы находился в Северной Африке). Фольклор был записан в XIX в. учёными В.Бликом и И.Кронлейном. Сведения об этом персонаже приведены в работах российской африканистки и фольклористки Е.С.Котляр («Хейтси-Эйбиб» в: «Мифы народов мира. Энциклопедия» М.: БРЭ Олимп, 1998). Хейтси-Эйбиб известен в роли демиурга, предка кой-коинов, спасителя и избавителя созданных им людей, вождя, воина, культурного героя, колдуна и мага, подателя дождя, охотника на львов.


Имена Хийси и Хейсиба связаны с деревьями. Считается, что изначально именем Хийси называлась священная роща, где производились захоронения и запрещалось рубить деревья и ломать ветви.  Перевод имени Хейсиба связывается исследователями с понятием «имеющий вид дерева», «большое дерево».


Мифические персонажи Хийси и Хейсиб относятся к трикстерам. В рецензии Н.В.Петрова на книгу Е.С.Котляр «Мифологический трикстер Южной Африки» (2013) особо подчёркивается вывод об архаичности образа Хейтси-Эйбиба, сочетающего черты демиурга и трикстера (в более поздних мифологических сюжетах функция трикстера обособляется). Оба персонажа числятся колдунами.


В Карелии существуют «камни Хийси», груды камней назывались «садами Хийси». Их возникновение относится к мифическим временам, когда великаны Хийси забрасывали друг друга камнями.  Хейсиб (Хейтси-Эйбиб), исходя из южно-африканского мифа, делал скалы и камни, из которых вышли предки кой-коинов. Так называемые «могилы Хейсиба» люди забрасывали камнями, ветками и шкурами.


В атрибутику Хийси входят лось и конь. Миф о космической лыжной охоте на гигантского лося относится к наиболее архаичным сюжетам. Считается, что  рунический рассказ «Калевалы» о большом быке мог быть трансформацией мифа о лосе (А.Ю.Айхенвальд, В.Я.Петрухин, Е.А.Хелимский. "К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов"в: "Балто-славянские исследования". М.: Наука, 1982). Хейсиб мог перевоплощаться, в одном из рождений был быком, рожденным коровой от съеденной травы.

 
Хийси являлся как покровителем, так и губителем скота, чудесный скот пасли водяные Хийси. Хейсиб владел множеством скота, давал скоту плодовитость.


Хийси владел котлом («Калевала», руна 9 (385-390): «Я возьму котёл у Хийси…»). Хейсиб (Хейсеб) летал над землёй с большим горшком и засунул туда одного из двух созданных им братьев, а именно - старшего, намеревавшегося убить Хейсиба.

 
В «Калевале» имеется рассказ о том, как Хийси запустил топор в скалу, около которой Вяйнямейнен, герой «Калевалы», строил лодку. Отскочив от скалы, топор поранил Вяйнямейнену колено. В койсанском мифе имя Тсуи-Гоаб «раненое колено» получает Хейсиб в результате схватки с другим вождём Гаунабом, но некоторые исследователи считают Тсуи-Гоаба и Хейсиба (Хейтси-Эйбиба) разными персонажами. Сравнение койсанского и  карельского мифов некоторым образом  подтверждает последний вывод.

***

С течением времени происходит трансформация мифических сюжетов. В более поздних представлениях мифологические образы видоизменяются, сюжеты  могут усиливать отдельные мотивы и приобретать новые мотивы. Так Хийси превращается в кузнеца-сатану и борется с творцом Луоя, который в итоге заковывает кузнеца в цепи и заговаривает цепи, чтобы они его не отпускали (Л.И.Иванова «Тапиола и Хийтола: Два лесных царства карельской мифологии». Рябининские чтения, 2011). Сюжет с заковыванием в цепи имеют истории с Касьяном и Кащеем, чьи образы иногда отождествляются.


В поздних койсанских представлениях Хейсиба заменяет Людоед, в южных койсанских сюжетах Хейсиб взаимозаменяем Шакалом. Со временем в образе Хейсиба утрачивается созидательная характеристика и педалируется образ трикстера и дурня (Е.С.Котляр «Сюжет и его модификации во временном и жанровом «пространстве» (по материалам фольклора народов Африки южнее Сахары)». М.: И-т мировой литературы им. Горького РАН, 2017).