История Турции часть 8

Николай Мринский
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV в. ЗАВОЕВАНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ.

Их выдвинул популярный тогда суфий и мистик шейх Бедреддин Симави (1358-1416). Своё прозвище он получил по названию городка Симавна (возле Адрианополя), где он родился. По своей идеологии шейх, видимо, был близок к шиизму, т. е., с точки зрения ортодоксального суннитского духовенства, был вольнодумцем и еретиком. Он полагал, что божественное начало разлито по всей вселенной и присуще всему материальному миру. Порицая социальное неравенство Симави признавал, что люди равны друг другу, независимо от их религиозной принадлежности и призывал к ведению аскетического образа жизни, сам подавая пример в этом. По-видимому, идеи потребительского коммунизма - общность имущества, т. е. земель, дома, пищи, одежды, скота, - которые проповедовал его ближайший и верный ученик Бёрклюдже Мустафа, были идеями самого Бедреддина. Шейх пророчествовал, что скоро грядет Махди и уничтожит зло и несправедливость. В 1410 г. султан Муса назначил Бедреддина, к тому времени уже известного суфия, кадиаскером Румелии. Мехмед 1, захватив престол у своего брата, стал преследовать всех его сановников. В их числе оказался и шейх Бедреддин, который был сослан в Изник, западная Анатолия. Эта местность сильно пострадала от разбойничьих действий войск Тимура и усобицы между сыновьями Баязида. Поэтому обстановка, сложившаяся в связи с этим, благоприятствовала распространению в массах взглядов Бедреддин и росту его авторитета. Весной 1416 г. шейх Бедреддин, видимо, найдя ситуацию созревшей для восстания, разослал своих мюридцв в районы, откуда они происходили сами, подымать народ.

Источники донесли имена лишь двух его учеников - Бёрклюдже Мустафа и Торлак Кемаль, которые в короткий срок собрали под знамена от 2-3 до 10 тыс. приверженцев. По тем временам это было не мало. Центром восстания Бёрклюдже Мустафы была гора Стилярий на Чешменском п-ове, а Торлака Кемаля – район Манисы. Очень обеспокоенный восстанием султан Мехмед I приказал наместникам областей, близких к району восстания, подавить его. Однако их силы были дважды разгромлены восставшими в ущельях горы Стилярий. Султан вынужден был мобилизовать все свои силы, так как восстание грозило распространиться на новые области Малой Азии. Во главе войска был поставлен опытный командир, великий везир Баязид-паша. Но чтобы придать кампании больше веса, командующим считался 12-летний сын султана Мурад (будущий султан Мурад II). Имея большое численное превосходство, Баязид-паша после исключительно упорных и ожесточённых боев разгромил восставших. Будучи раненым Бёрклю дже Мустафа и многие его приверженцы попали в плен. От своих взглядов они не отреклись и были казнены. Затем Баязид-паша разгромил отряд Тортака Кемаля, в который влилась часть спасшихся борцов Бёрклюдже Мустафы. Торлак Кемаль попал в плен и был повешен. Беспощадно уничтожены были и все повстанцы. Когда вспыхнуло восстание в Измирском районе, шейх Бедреддин, боясь преследования властей, бежал из Изника на побережье Чёрного моря, затем в Валахию, откуда пробрался на северо-восток Болгарии, в местность, именуемую турками Дремучий лес или Зелёное море. Здесь он стал собирать народ под своё знамя.

Он призывал и феодалов примкнуть к нему, обещая высокие должности и земли. Это было ошибкой, стоившей ему жизни. С крупным отрядом шейх двинулся в долину Загры, расположенную недалеко от Адрианополя. Шейх Бедреддин объявил себя Махди и поставил перед собой цель захватить власть. Однако обстоятельства сложились для него неблагоприятно, так как ко времени его выступления Мустафа и Кемаль уже были разгромлены. Против шейха выступил всё тот же жестокий каратель Баязид-паша. В упорном сражении Бедреддин потерпел поражение. Однако шейх не сложил оружия. Он бежал в Дели-Орман и вновь стал собирать отряд для восстания. Но выступить ему уже не пришлось. Он был предательски схвачен тимариотами, которые, по данным источников (Идрис Битлисский, Коджа Хюсейн), были засланы к нему Баязид-пашой, и доставлен султану в г. Серее. Поскольку шейх принадлежал к высшему духовному сословию, он был предан духовному суду, который приговорил его к повешению, что и произошло 18 декабря 1416 г. Среди части историков существует мнение, что всё восстание происходило в 1420 г. и что в этом же году был казнен и шейх Бедреддин. После короткого периода, в течение которого султану Мехмеду 1 пришлось вести борьбу со своим братом Мустафой, вернувшимся из тимуровского плена и покушавшимся на трон, турецкие феодалы приступили к новым завоеваниям в Малой Азии и на Балканах. Однако они испытывали недостаток в пехоте, так как нашествие Тимура и длительная междоусобица заставили их приостановить завоевания, что вызвало прекращение притока военнопленных, которыми они комплектовали войска капыкулу.

Чтобы восполнить этот недостаток, при Мураде II (1421-1451) был принят закон, вводивший так называемую систему девширмэ для набора новобранцев в янычарское войско. В определённые промежутки времени (раз в 3, 5, 7 лет, а иногда чаще) специальные лица, уполномоченные командиром янычарского войска - агой янычар, принудительно набирали самых крепких христианских мальчиков и юношей в возрасте 8-18 и даже 20 лет. Сперва система девширмэ применялась в Болгарии, Македонии, Герцеговине и Хорватии, затем она была распространена на всю Румелию и Малую Азию. Отобранных мальчиков доставляли в Стамбул и распределяли для дворцовой службы и для янычарского войска. Будущие янычары направлялись в турецкие семьи, где они жили и работали в течение ряда лет, ассимилировались, принимали ислам, приучались к повиновению. Затем их направляли в специальные школы для обучения военному искусству. Вполне подготовленные в военном и идейном отношениях, эти юноши зачислялись в янычарское войско. Мурад II продолжал завоевательные походы в Малой Азии и на Балканах. В 1426-1428 гг. ему удалось подчинить себе некоторые бейлики и сделать новый шаг по пути централизации государства. На Балканах турки вторично завоевали в 1430 г. крупнейший после Константинополя византийский город и порт на Эгейском море Фессалоники (Салоники). По приказу султана турецкие войска разграбили город, убили тысячи жителей, а многих увели в рабство. После этого Мурад II принудительно переселил в опустошённый город турок.

Заветной целью султана, как и его отца и деда, было завоевание Константинополя. Такую попытку Мурад II предпринял в 1422 г., но она закончилась неудачей. Не было флота для переброски необходимого войска и снаряжения из Малой Азии и блокирования византийской столицы с моря. Новые завоевания турок на Балканах и продвижение турецкой армии на запад вызвали в Европе сильную тревогу, которая утихла после разгрома Баязида I Тимуром. Для ликвидации турецкой угрозы требовалось объединение усилий европейских государств. Однако между европейскими государствами происходила постоянная борьба. Некоторые из них даже искали союза с Турцией. Продажность и корысть купцов генуэзских и венецианских, оспаривавших друг у друга торговую монополию в восточной части Средиземного моря, эгоистическая политика папы римского, борьба между греческой и латинской церквами, предательское поведение венгерских магнатов и т. п. весьма затрудняли объединение европейских государств для борьбы с турками. «... Чем сильнее враждовал Мурад с венецианцами, тем ревностнее генуэзцы становились на его сторону». - писал известный немецкий классик К. Маркс. Страх перед турками всё же заставил европейские государства принять в 1439 г. на Флорентийском соборе (здесь была заключена уния греко-православной и латино-католической церквей) решение об организации крестового похода против турок. Но на деле оно не было выполнено. Между тем опасность дальнейшего продвижения турок и их вторжения в дунайскую Европу и дальше на запад усиливалась.

Особенно велика она была для Венгрии, но грызня между венгерскими магнатами и нежелание венгерского дворянства нести расходы, связанные с организацией обороны против турок, мешали созданию необходимой для этого армии. Исключение составлял воевода Трансильвании, происходивший из румынского княжеского рода, Янош Хуньяди (Гуниади), уже в 1440 г. отличившийся в боях с турками под Мохачем. Опираясь на венгерское народное ополчение, в котором участвовали и чехи, он нанёс туркам в 1441 и 1442 гг. ряд крупных поражений. Султан был вынужден заключить с венгерским королем Владиславом мир на 10 лет (в г. Сегедине, в июле 1442 г.). По этому миру была признана независимость пограничных с Венгрией сербских земель, и тем самым отпала опасность вторжения турок на венгерскую территорию. Однако мира не получилось. В результате интриг папского нунция (представителя) в Будапеште, Венгрия нарушила сегединский договор. Был организован новый поход против турок, но помощь с Запада не последовала. Венгерское войско, включавшее чешские наёмные отряды, под командой того же Хуньяди в 1444 г. двинулось через болгарские земли к Варне. Он намеревался морем добраться до Константинополя, чтобы оттуда обрушиться на турок. Но султан Мурад II его опередил. При помощи генуэзцев (за 40 тыс. дукатов) он быстро переправил из Малой Азии на Балканы 40 тыс. воинов. У Хуньяди было лишь около 16 тыс. 10 ноября 1444 г. в сражении под Варной войско Хуньяди было наголову разбито. Среди погибших был и король Владислав. Хуньяди спасся, пробрался со своим отрядом на родину и сумел организовать оборону по Дунаю.

Продолжение следует в части  9                http://proza.ru/2020/11/11/470