День Рыбака

Макс Димур


- Папа, папа, вставай скорее! Ты что, забыл? Сегодня же день рыбака! А ты обещал мне самокат, электрический!

Петров с трудом открыл глаза.  Веки слипались, ресницы переплелись, как шерсть на боках  у бродячей собаки, и не хотели распутываться.

Крик младшего сына звенел в ушах, наполняя больную голову медным немелодичным звоном.

Ну, почему заседания клуба рыбаков всегда по субботам? Все же знают, что на следующий день- день рыбака! Идиотская традиция!

Петров заставил себя подняться с постели, привести в относительный порядок физиономию, кусочками набросать в пересохший рот бутерброд, запить сладким кофе, получить укоризненный взгляд от жены, которая недвусмысленно и укоризненно показывала на стенные часы, надеть рыбацкую униформу и отправиться в рыбацкий клуб.

Короткое совещание в клубе. Не у одного Петрова, как оказалось, болела голова… Даже председатель был несколько рассеян. Впрочем, ему –то на Канал не ехать. Отъездил своё, счастливчик…

Коллективу был представлен новенький. Молодой парнишка, только что окончивший рыбацкую школу, был робок, но полон энтузиазма. Спешные сборы, небольшой традиционный бардак, и все выдвинулись на Канал.

Был тот самый утренний час, когда начинался традиционный воскресный рыбоход.
Рыболовы распределялись вдоль Канала, на чётко отмеренном расстоянии друг от друга. Более опытные по праву занимали места выше по течению, первыми встречая Рыбу.

Петров пока не мог считаться опытным рыболовом, он всего год работал на Канале, поэтому его место было практически в самом конце. Ещё ниже по течению разместился новенький, кажется, по фамилии Сидоров. Сидоров, как и все новички, сразу начал метаться вперёд- назад, нервно крутить в руках сачок, поправлять какие-то детали одежды, в общем, мандражировать, как принято у начинающих.

Петров вспомнил, как год назад ему повезло попасть в обучение к бывалому рыболову Митричу. Митрич работал на Канале лет  двадцать, а, может, и больше, а теперь был где-то в высшем руководстве рыбацкого клуба, в самой столице!

- Вот смотри, молодой, - говорил Митрич суетящемуся и нервничающему Петрову,- из всех инструментов у тебя только сачок. Сколько рыбин по правилам можно вынуть одновременно?

- Одну.

- Верно, только одну. И, пока ты эту рыбу не отпустил, ловить новую не допускается. У нас были случаи, когда начинающие пытались выловить сразу несколько подходящих на первый взгляд рыбин, бросить их на берег и проверять  по очереди…  Руководство было очень недовольно, и в новых Правилах появился запрещающий пункт.

Хорошо. Расскажи, как происходит вылов рыбины по правилам. Как вас учили в Школе,- Митрич хитро улыбнулся, глядя на Петрова.

- Мы вылавливаем рыбину и сразу берём её немного ниже жабр. Смотрим в глаза, а также оцениваем её движения.

- Так, верно. Какая рыба нас интересует?

- Вот признаки: мутный взгляд, замедленные или, наоборот, слишком быстрые движения. Если глаза ясные и прозрачные, движения нормальные, то мы рыбину отпускаем.

- Правильно. А что мы делаем, если глаза мутные?

- Мы начинаем аккуратно проверять рыбину на наличие икры. Медленно, но крепко мы ощупываем её от жабр к хвосту.

- Ты кое-что забыл!

- А, да, надо подставить рыбацкое ведёрко.

- Вот, а то некоторые от возбуждения как начнут рыбину доить без ведра, так вся икра в траву и выходит. Хорошо, если, допустим, икра пошла?

- Тогда мы аккуратно, чтобы не повредить рыбину, выдавливаем столько, сколько она в себе содержит.

- Неужели всю выдавишь?

- Э.. нет, точно не так. Говорят, что надо немного оставить. А как понять этот момент? Сколько в ней осталось?

- Это, сынок, интуиция! Мы о ней ещё поговорим. Так, допустим, выдавил ты почти всю икру. Что дальше?

- Дальше мы аккуратно отпускаем рыбину в Канал.

- Точно. А вот если нет в ней икры? Глаза мутные, дёргается она или, наоборот, вялая и снулая, а икорки- то и нет?

- Тогда мы оформляем накладную и сдаём рыбу в заготовительную контору.

- Верно. Там с ней уже разберутся по-своему. Теорию ты, можно сказать, сдал. А вот практике вас там, в ваших рыбацких школах, не учат. Пошли к Каналу.

 Они встали на почётном месте, отведённом специально для Митрича, в самом начале рыбацкого участка. В прозрачной воде Канала косяком шли разномастные, разноцветные рыбины. Глаза разбегались от их расцветок и размеров. Рыбины то сбивались в небольшие стайки, то гордо и обособленно плыли у самой стенки Канала. Некоторые, особенно цветастые и толстые, деловито расталкивали и обгоняли впереди плывущих, чтобы вылезти вперёд.

Глаза разбегались от этого великолепия! А сколько же в них, должно быть, Икры!

- Так, молодой, давай начнём практику. Вот какую рыбину ты бы выбрал? Запомни главное- пока ты с неправильной рыбой возишься, мимо десяток нужных проскользнёт!
Петров в волнении заметался по берегу Канала, высматривая экземпляр поинтереснее. Рыбины шли полным потоком, заполняя почти всю ширину Канала. Эту? Эту?

Наконец, Петров трясущимися руками запустил сачок в воду и вытащил яркую, упитанную рыбу. В ней явно была Икра.

- Вот, Митрич, смотрите!

- Это ты смотри. Проверяй.

Петров вынул рыбину из сачка, с трудом удерживая скользкое тело, взял под жабры, как учили, и повернул головой к себе. Глаза рыбины были ясные, прозрачные и ярко –синие. Рыбина неторопливо поворачивалась в руках рыбака, ненавязчиво, но настойчиво требуя свободы.

- Вот ведь незадача… Надо отпускать? Но в ней же икры, я чувствую, полведра!

- В том- то и дело! С Икрой много рыбы идёт. Но таких, как эта, надо отпускать, правила есть правила. Один у нас повадился всех подряд доить, и что? Уже лет пятнадцать в клетке сидит. Отпускай, да не забудь рукой махнуть. Это тоже правило.

Петров с сожалением опустил рыбину в воду, махнул рукой в стандартном прощальном жесте, уныло вернулся на место.

- А вот теперь смотри, показываю, как надо работать.

Митрич встал на мосток, пересекающий Канал, примерно посередине, и стал внимательно осматривать поток блестящих рыб. Мимо проплывали десятки, сотни разнообразных рыбин, и всплески позади Митрича, там, где стояли остальные рыбаки, показывали, что Ловля идёт, но Митрич был невозмутим. Он даже закурил сигаретку, отправил её дымиться в уголок рта и стал ещё внимательнее следить за потоком.
Вдруг, в какой-то неуловимый момент, он метнулся вправо, ловким движением сачка подсёк невзрачную рыбину и перебросил её на берег.

Митрич вынимал рыбину из сачка и приговаривал:

- Вот, молодой, смотри. Вроде ничем не отличается от остальных. Наоборот, вроде и пожиже, и побледнее остальных, но гляди!

Глаза рыбины были мутными, зрачки еле угадывались, движения замедленными и какими-то неверными.

Митрич усмехнулся, обхватил рыбину там, где кончаются жабры, подставил ведёрко и стал аккуратно, но сильно давить сверху вниз.

Через пару секунд из анального отверстия рыбины струйкой потекла чёрная зернистая Икра. Рыбина слабо сопротивлялась, но сильные руки Митрича не давали ей повернуться.

Митрич давил до тех пор, пока что-то не почувствовал, и ослабил нажим.

- Вот, потрогай. Видишь, брюхо пустое, но вот здесь, чуешь, пальцем потрогай, кое-что осталось. Это значит, всё, хватит.

Митрич аккуратно приподнял рыбину, пошёл к берегу Канала, наклонился, опустил в воду, махнул рукой. Ошеломлённая, но вполне живая рыбина, не веря своему счастью, встряхнулась пару раз и, вписавшись в поток, скоро исчезла из виду.

-Понял, молодой?

- Митрич, но как? Как вы её распознали?

- Вот, сынок. В этом и есть рыбацкая интуиция! Можно целый день стоять, таскать одну за другой, да всё без толку. Кстати, те, у кого интуиции нет, долго у нас не задерживаются. Говорят «рыбацкое счастье». Не в счастье дело, а в чуйке!

********************************************
Да, Митрич – рыбак что надо. Вот и пошёл он дальше, в рыбацкое Управление, теперь ему не надо стоять по целым дням в любую погоду на Канале, щупать скользкую рыбу, провонять к вечеру илом, тиной и рыбной слизью… Да, это золотая мечта каждого Рыбака…

Ну, что же, всё-таки, кое чему я за год научился. Много было промахов, ошибок, да куда без них. Икры сдаю много, но кое - что и себе остаётся. А как же!
Думаю, на самокат сыну я сегодня заработаю…

Петров несколько минут, расставив ноги, стоял на мостике, внимательно разглядывая Канал.

Рыбины уже начали своё воскресное движение, которое пока не достигло пика, но уже было оживлённым.

Так, так, так. Вправо-влево, вправо-влево.

Сачок он держал в правой руке, специальным жестом, которому его научил Митрич.
Стоп, вот и она… Резкий бросок вправо, выброс руки с сачком…. Он подсёк выбранную рыбину и вынул из воды…
**********************************************
Полосатая палочка почти свистнула в воздухе…

Запылённый дорогой внедорожник, высмыкнутый из среднего ряда, нервным движением прижался к обочине.

- Инспектор ГИБДД Петров. Ваши документы, пожалуйста!

Воскресенье начиналось…

Дачники возвращались в столицу…

День Рыбака был в самом разгаре…


Макс Димур.
05 августа 2020 года.