Первые китайские художники

Константин Рыжов
1. Гу Кайчжи (ок. 344 - 406)

Один из зачинателей китайской живописи. Его изображения еще довольно примитивны и имеют мало общего с шедеврами зрелой китайской живописи. Но именно он и его современники сделали живопись воплощением духовных ценностей ученой элиты и утвердил ее связь с литературной традицией. Чжан Яньюань (815–875) — крупнейший ранний теоретик живописи в Китае – так говорил об этом художнике:
 «Портреты древних мудрецов, выполненные Гу Кайчжи, воплощают утонченную истину. На них можно смотреть без устали дни напролет. Сосредоточив свой дух и отдавшись возвышенным думам, вдруг постигаешь глубочайшую тайну бытия. Забывается и картина, и собственное "я", уходит прочь тело, пропадает знание».
«Гу Кайчжи построил для занятий живописью высокую башню. Он был воистину мудрым мужем древности. Если не делать так, то вдохновение не найдет себе выхода и угаснет бесплодно».

2. Цзун Бин (ум. 443 г.)

Автор книги «Предуведомление к изображению гор и вод», в которой впервые обосновывались главные положения китайской эстетики. Некоторые из высказываний Цзун Бина:
«Горы и воды в формах своих обнажают Дао».
«Правду, утерянную во времена седой древности, можно в помыслах постичь даже через тысячу поколений».
«Что приятно взору и открывается сердцу – вот истина».
«И вот в праздности живу я и вверяю жизненные силы высшей истине; то возьму в руку чашу с вином, то прикоснусь к певчему циню или погружусь в созерцание развернутого свитка. Не покидая своего сиденья, достигаю пределов мира; не изменяя велению Небес, в одиночестве внимаю пустынной шири. Грозные пики, устремленные в незримую высь, заоблачные леса, тающие в туманной дымке, - мудрые и достойные мужи созерцали их в давно ушедшие времена. И божественные их думы засвидетельствованы всеми образами. Что же я могу еще сделать? Не неволить дух, и только. Когда ж дух приволен, кто может стоять прежде тебя?»

3. Се Ху (V в.)

Один из первых в Китае критиков-искусствоведов.  Говорил, что в живописи существует шесть законов: 1) живое движение в созвучии энергий; 2) четкое письмо кистью; 3) живописание образов соответственно предметам; 4) наложение цветов согласно родам вещей; 5) расположение предметов согласно общему плану; 6) передача образов посредством письма.
Сущность живописи следует искать за пределами внешнего подобия. В картинах нашего времени предметы могут быть переданы верно, но в них нет созвучия энергий. Если же стараться отобразить в картине созвучие энергий, то и внешнее правдоподобие предметов будет достигнуто само собой.
Форма вещи целиком зависит от ее строения, которое выявляется кистью. Вот почему все умелые живописцы были искусны и в каллиграфии.
Изображение людей можно счесть совершенными, если в их облике претворена живость движений. Если же в них не будет созвучия энергий, то все тонкости их изображения окажутся бесполезными.
Художник может передать все цвета с помощью одной лишь черной туши. А возможно это потому, что в нем полностью созрел замысел картины. Если же замысел будет выражаться только в красках, формы вещей будут нежизненны.
Не нужно печалиться из-за того, что изображение осталось незаконченным. Если устремления живописца уже можно понять, для чего придавать картине законченность?

4. Янь Ли-бэнь (ок. 600 - 673)

 Занимал высокий пост при дворе. Он был весьма плодовитым художником. В том числе им была создана серия классических портретов императоров от династии Хань до воцарения Тан.

5. Ли Сы-сунь (651-716)

 Основатель северной пейзажной живописи. Для нее характерны твердые сильные мазки, тщательная проработка деталей и богатая цветовая гамма.

6. Ли Чжаодао (670-730)

Известный придворный художник. Тяготел к монументальности композиции, четкости линий, богатству и яркости цветовой гаммы, общей декоративности. На его картине «Путешествие императора Мин-хуана в Шу» изображена полуреальная-полуфантастическая панорама вздымающихся к небесам скалистых пиков, у подножия которых яркой лентой струится императорский кортеж. Картина написана интенсивными синими, зелеными и белыми красками с резко выступающими на золотисто-коричневом фоне силуэтами, обведенными по контуру золотыми линиями.

6. У Дао-цзы (700-760)

Один из зачинателей волшебного дикого пейзажа, в Китае считается одним из величайших мастеров живописи. Прославился также как автор классических портретов Конфуция и буддийских святых. Созданные У Дао-цзы образы изумляли современников необычайной жизненностью и экспрессивной силой.
После того как художник поселился в Лояне, император Мин-хуан призвал его во дворец. Истинный верх совершенства У Дао-цзы  – его работа с кистью, столь богатая оттенками и исполненная неукротимой силы. Часто бывало, что он исполнял настенные росписи только тушью, и потом никто уже не смел нанести на них цвета.

Китай и Великая степь  http://www.proza.ru/2011/02/18/339