Тайна красного короля синопсис

Ян Лех
Москва встала на уши. (Прим.: не вся.)
На зональных соревнованиях, в сибирской провинции, какой-то мальчишка, вчерашний юниор, в беге на 800 метров показал результат, близкий к рекорду страны. Президент федерации легкой атлетики страны Степан Пимкин вместо того, чтобы обрадоваться, сильно озаботился и впал в ярость. Тренер Аркадий Толчков и его талантливый ученик Сергей Шлемов едут, радостные, в Москву. Оказывается, президент федерации легкой атлетики  и тренер «открытия сезона» давно знакомы, когда-то они были в составе сборной страны. «Ты как черт из табакерки со своим подарком! - кричит он ему по-дружески при встрече. – У нас есть проверенный чемпион Николай Доризо! Чемпион Европы! Рекордсмен страны! У нас миллионные контракты идут через него! А вы – куда? Всё порушить?! Нет! Не позволю!»

  Тренер Толчков, понурый, идет на стадион, на тренировку. Отрабатывают бег по виражу. «Сережа! Только поспокойнее, не надо торопить события».- «Что с вами? Так… Встреча старых друзей». Вдруг крик: «Помогите!». Они бегут, мужика привалило спортинвентарем. «Ты как туда попал?» - «Я – дворник! Хотел прибраться, а пирамида рухнула на меня! Я очень испугался». Спасли, вытащили. «Метла моя где?» - «Вот и метла твоя, бракодел.  Головой надо думать! Если ты тянешь снизу барьеры, верхние тебе падают на голову. Понял?» - «А вы не Аркадий Толчков?» - «Поди ещё телевизор смотришь, нас показывали». Дворник поднимается во весь рост, неопрятный мужчина занимает позу Наполеона: « Сборы в Ессентуках! Чемпионат Европы в Варшаве!».  Толчков: «Иннокентий Горшков!? Кеша?! Что за вид? Это же чемпион Европы Иннокентий Горшков!». Шлемов тоже потрясен, он был наслышан о том забеге от тренера: « Я тысячу раз смотрел тот забег! Как вы на последнем вираже достали француза! Как бежали последнюю прямую грудь в грудь...» .  Горшков: «Француз уходил от меня! Он был сильнее меня. Но я решил… Я решил… (голос его дрожит) Я решил, что пусть я сдохну, но этот  вираж будет мой. И пошел в атаку на француза! (слезы катятся по щекам Дворника) А потом я не помню, что было. Я не помню… Мне сказали, что я победил… Стал чемпионом Европы… Я всё забыл…» Встреча старых друзей оборачивается грандиозной попойкой на стадионе.  Горшков говорит другу: «Я здесь и живу, на стадионе, в подсобке. Хорошо устроился. За свет не плачу. Спасибо Степану Степановичу Пимкину. Он старых друзей не забывает».

Пимкин устраивает выволочку Толчкову за неспортивное поведение. И даёт последний шанс: «Завтра будет предсоревновательный забег. Шлемов должен быть четвертым, а то и лучше пятым. Понял?» - «Мне его что, отравить, что ли?»  - «Делай, что хочешь! Но мои планы ломать я не позволю никому! Доризо – чемпион! Он в забеге не участвует, пусть отдохнет перед решающим стартом. Да мы твоего Шлемова застрелим на дистанции, вон с той трибуны, если он побежит быстрее, чем надо. Это город! Москва! Здесь свои правила. Понял?»

Тем временем Дворник неожиданно встречает на стадионе свою дочь. Она воспитанница детского дома. «Папа! Я искала тебя столько лет! Я писала письма по всему миру. Даже в ООН, в организацию «Красного креста» - нигде не знали, где ты.  Оказалось, что всё рядом, мне люди подсказали, что надо идти на стадион…» Дворник: «А я всегда боялся, что меня найдут здесь, на стадионе. А я… А я не в форме. Доченька…»  Семья чемпиона рухнула, он загулял, запил, пропал. Супруга умерла. «Папа, я недавно получила квартиру! Мебели ещё мало. Но куплю ещё один диван, чтобы ты приходил ко мне в гости и отдыхал… Хорошо?» Дворник плачет. «Мой ученик будет выступать на соревнованиях. Можно так сказать, что ученик, очень талантливый. Сергей Шлемов. Он в форме. Он всегда бежит в красной форме. Он покажет класс! Ты приходи завтра…».

Толчков провел воспитательную работу: « Будешь пятым – и точка. Нам пока большего не надо» - «Так вы говорили, что я готов побить рекорд» - «Я говорил?! Ну… Когда в приподнятом настроении, после встречи с чемпионом Европы, с Дворником, что не брякнешь! Сейчас не надо. Потом. Потом – да, сейчас – не надо».
Забег.
Все действующие лица на своих местах.
Шлемов бежит пятым.
Дочь Иннеса: «Ты же, папа, говорил, что он очень талантливый, что он покажет класс» - «Что-то не так, что-то идёт не так». Остаются последние 200 метров. Дворник бросается к беговой дорожке и громко кричит: «Сынок! Сынок! Беги! Сынок! Беги!».
Шлемов вздрагивает, лицо искажается гримасой боли, он кричит, сбивается с шага, чуть не падает, смертельно побледнев, он начинает чудовищное ускорение. Это бег человека, находящегося за гранью, отделяющих живых от мертвых.  После финиша он долго не может понять, что к чему.

Пимкин: «Чертова страна, откуда берутся они, таланты, которые не признают авторитеты. А Дворника я уволю! Сегодня же уволю! Пригрел змею на своей груди! Пусть идёт на все четыре стороны. Где Горшков? Где? Что с ним? Его увезла «скорая помощь»? Плохо  с сердцем? Горшков умер, не довезли. Ну… Хорошо. Сам уволился. Теперь с этими чудаками надо разбираться».

Толчков, оправдываясь: «Я сделал всё, что мог. Всё! Он меня слушается, потому что я его нашел и вытащил из детского дома.  Я ему был как вроде отца. Он мне часто рассказывал, что когда его маме стало плохо, его отец кричал, что надо бы в больницу, надо бы сообщить. А они там недавно были перед учебным годом. И Серёга побежал туда, в райцентр, это километра три. Он бежал, бежал, бежал. И всю дорогу кричал: «Мама, не умирай!». А мать умерла. И у него надлом  внутри. Он чувствует вину, что бежал медленно… Что я могу сделать? Что? Дворник всё сломал. Он закричал: «Сынок! Беги!»…

Дочь Дворника Инесса дарит цветы Сергею Шлемову: «Мне папа рассказывал о вас. Его увезла «скорая». Он кричал вам. Ему стало плохо…».
Познакомились.
Пимкин: «С Толчкова тоже толку нет. Ладно,  найдем другие средства».
К стадиону подкатывает навороченная иномарка.
Новая поклонница таланта Сергея Шлемова.
«Я покажу тебе Москву».
Ночные бары.
Чад.
Смрад.
Дым.
Сумасшедшая ночь разврата накануне самого важного старта, чемпионата страны.
Пимкин смеется: «Он на старт вышел бы… Наташка знает дело…».
Шлемов: «А, может, я тебя люблю!»  - «Иди ты, парень, я устала от тебя, правда, ты такой… Трудолюбивый. Нудный».
Скандал и размолвка с Инессой Горшковой.
«Я тебя никогда не прощу!»
Всё кончено.
Шлемов остаётся один.
День соревнований.
Великолепный, сияющий рекламой Николай Доризо.
Сергей Шлемов – усталый, с потухшими глазами.
Пимкин: «Порядок!».
Комментатор: «Много было разговоров о Сергее Шлемове, но… В столице надо показать себя с самой лучшей стороны. Пока же Шлемов только подает надежды, которые часто не сбываются. А вот прославленный чемпион Николай Доризо всегда готов дать бой любому противнику».
Забег.
Стадион гудит.
Шлемов бежит в конце группы.
Мелькает лицо Наташки. Печальный тренер Толчков.
Всё предрешено.
И вдруг из толпы протискивается стройная фигурка девушки. Это Инесса Горшкова, дочь Дворника, извините, умершего недавно чемпиона Европа в беге на 800 метров Иннокентия Горшкова. Остаются последние 200 метров. Вираж и финишная прямая. Инесса кричит: «Сережа! Беги! Беги!».
Шлемов слышит её голос.
Что-то дикое и  трагичное проступает в чертах его лица.
…Вдруг лес. Проселочная дорожка. Бежит мальчик, падает, встает и бежит дальше. «Мама, не умирай!» Кружат и падают осенние листья. «Мама-а-а!»
«А-а-а!»
Кричит Сергей.
Он начинает ускорение.
На вираже он догоняет прославленного чемпиона.
И они  бегут шаг в шаг, вдох в вдох.



Мой рассказ «Тайна красного короля» стал победителем двух питчингов «Культбюро» и «Кинопроба» в Москве и Екатеринбурге, вошел в лонг-лист питчинга XXXVI Московского международного кинофестиваля (отобран комиссией из более чем 350 заявок), затем включен комиссией кинофестиваля в шорт-лист и стал одним из победителей в номинации «Лучший игровой проект» (рабочее название фильма «3000 метров»). По данной теме написана небольшая одноименная пьеса.