История Турции часть 2

Николай Мринский
В ходе завоеваний, как Сельджукиды, так и Данышмендиды пользовались моральной и материальной поддержкой багдадского халифа. Так, он направил Мелика Гази в Малую Азию отвоевывать земли, захваченные ещё отцом последнего. К началу XII в. Данышменды настолько укрепились, что оспаривали у Сельджукского султаната первенство в течение почти всего XII в. Упорная борьба, закончилась полной победой Сельджукидов в 1180 г. В 70-х годах XII в. сельджуки начали наступать на западные владения Византии. В 1176 г. в битве при Мириокефале (в верхнем течении р. Буйюк-Мендерес) сельджуки нанесли её армии тяжёлое поражение. Византия, увлекшись стремлением захватить Киликию (здесь в 80-х годах XI в. было основано новое армянское государство) и Сирию, забыла про существование сельджуков и дала им возможность набрать силы. Результатом этой недальновидной политики Византии было её поражение. В 1204 г., во время 4-го похода, крестоносцы овладели Константинополем. На 57 лет Византийская империя прекратила своё существование. Тем самым крестоносцы сильно облегчили сельджукам их завоевания. Сельджуки вышли к побережью всех омывающих Малую Азию морей. В 1207 г, они завоевали Анталью, а в 1214 г. - район Синопа и заставили Никейскую и Трапезунтскую империи, которые образовались после захвата крестоносцами Константинополя, а также Армянское царство в Киликии платить им дань. Султан Алаеддин Кейкубад I (1219-1236) по инициативе купцов совершил морской поход в Крым и захватил там в 1221 или 1222 г. город Судак.

Его преемник султан Гияседдин Кейхюсрев II (1236-1245) именовал себя «истребителем неверных и безбожников», «султаном Рума, Армении, Диярбакыра и Сирии, повелителем побережья». В 20-30 гг. XIII в. Сельджукский султанат достиг вершины своей мощи. Таким образом, на рубеже XII и XIII вв. сложилось крупное турецкое государство во главе с династией Сельджукидов, господствовавшее над большей частью Армянского нагорья и почти над всей Малой Азией. В течение всех предшествовавших лет складывался его общественный и государственный строй. Когда сельджуки находились ещё в Средней Азии, они уже представляли собой классовое общество. Уже тогда народились в их среде феодальные отношения, которые, хотя и очень медленно, разлагали родо-племенные связи и патриархальные устои. В отличие от феодальных обществ Европы, где главной отраслью хозяйства было земледелие и власть была сосредоточена в руках владельцев земли, у кочевых племён, основным занятием которых было скотоводство, экономическая сила и политическая власть принадлежали родо-племенной знати. Её представители владели огромными стадами, насчитывавшими десятки тысяч голов мелкого рогатого скота и тысячи лошадей. Они же фактически распоряжались пастбищами, хотя по традиционному праву последние считались собственностью рода. Таким образом, уже тогда шёл процесс феодализации огузских племен. Однако патриархальные отношения были ещё сильны, но уже переплетались с феодальными. Поэтому общественные отношения среди сельджуков до их вторжения в Малую Азию можно охарактеризовать как феодально-патриархальные.

По мере оседания кочевников на землю после вторжения в Малую Азию и превращения их в земледельцев, а представителей кочевой знати - в крупных землевладельцев феодальные отношения всё более развивались и вытесняли патриархальные. Среди тюрков, хлынувших в Малую Азию, наряду с кочевниками-скотоводами были и полукочевники, занимавшиеся, помимо скотоводства, также земледелием. Кроме того, по пути продвижения к ним присоединились крестьяне-земледельцы из Ирана, Ирака Арабского, Азербайджана, которые затем осели в Малой Азии. Тюркские племена не расселились равномерно по стране. Будучи у себя на родине, в Средней Азии, степными жителями и стремясь также и в Малой Азии жить в привычных условиях, они прежде всего поселились на равнинных местах, преимущественно на обширном плоскогорье центральной Анатолии, простирающемся от истоков р. Кызыл-Ырмак до г. Кютахья. Здесь тюрки (в основном они принадлежали к племени кынык) оказались в большинстве по отношению к местному населению. В последующем тюрки проникли на запад и север, а с ХIII в. - в горы Ликии и Киликии и спустились к побережью Средиземного моря. Занятие земледелием ускорило феодализацию тюркских племен. Однако процесс перехода сельджуков-скотоводов к земледелию и формирования в их среде феодальных отношений длился сотни лет, и даже к концу существования Сельджукского султаната в Малой Азии большая часть сельджуков по-прежнему вела кочевой скотоводческий образ жизни и сохранила родо-племенные отношения. При этом сельджуки много позаимствовали из опыта жителей Малой Азии - греков и армян, которые находились на гораздо более высоком уровне социально-экономического развития, нежели их покорители.

Более высокий уровень развития производительных сил у покоренных народов способствовал и более быстрому процессу образования классов и формирования у завоевателей феодального общественного строя. Сельджуки заимствовали опыт покоренных ими греческих и армянских крестьян, которые уже в течение многих столетий были земледельцами. Там же, где сельджуки-скотоводы не находили этой культурной среды, как, например, на юго-востоке Малой Азии, они сохранили почти в неизменном виде свои патриархально-феодальные отношения и кочевое скотоводство на очень длительный период. Феодальные отношения, складывавшиеся у сельджуков в связи с переходом к земледелию, были аналогичны тем, которые существовали в государстве «Великих сельджуков» и которые были известны ещё ранее в Средней Азии. Согласно системе этих отношений, земля считалась собственностью государства в лице султана, который раздавал знати лены. Они назывались «икта». Эти лены были разных размеров. Члены династии и крупные феодалы получали в качестве икта целые области с городами. Неофициально, особенно для обозначения малых ленов, применялся также термин «тимар», заимствованный у иранцев. Тимар включал не только землю. Нередко лицам, оказавшим султанам значительные услуги, давались в награду деньги, лошади, невольники и невольницы, и всё это входило в тимар. Лены давались условно - взамен обязанности нести военную службу и выводить в поход определенное число ратников. В отличие от Западной Европы и России, где значимость феодального владения определялась размерами его площади и числом крепостных, в Сельджукском султанате, а затем и в Османской империи она определялась суммой дохода, который получал феодал от эксплуатации своих крестьян и который исчислялся в деньгах, хотя львиная его доля поступала в натуре.

На первых порах земельные владения давались лишь пожизненно (на западе они звались бенефициями), но с течением времени феодальные владения стали переходить по наследству от отца к сыну и называться на западе феодами, или ленами. Таким образом, военно-ленная система складывалась в Сельджукском султанате постепенно. Кроме ленов, существовали ещё владения, которые находились в ведении мусульманского духовенства, - вакфы, а также частные феодальные владения на праве полной собственности - мюльки. Во всех феодальных владениях в Сельджукском султанате основным методом эксплуатации крестьян была издольщина. За пользование землей, находившейся в распоряжении феодала, крестьяне расплачивались долей урожая, следовательно, рента была продуктовой. В большинстве стран Западной Европы и в России, где господствовало крупное феодальное помещичье хозяйство, преобладала отработочная рента, т. е. обязанность крестьян несколько дней в неделю работать на полях феодала. В ленах и вакфах она была формально равна одной десятой урожая и называлась «ушр» (арабск. «одна десятая»). В ленах ушр рассматривался как налог, взимание которого было уступлено государством леннику взамен его обязанности выполнять военную службу. Таким образом, здесь рента была одновременно налогом. Кроме ушра, крестьяне платили ещё другие налоги и несли некоторую трудовую повинность в пользу феодала. Часть налогов взимало государство. Издольщики («мезари»-«сеятели») составляли большинство турецких крестьян. Но, кроме них, были ещё свободные крестьяне («дехкане»), которые, видимо, владели собственными земельными участками.

С течением времени они всё более попадали в зависимость от феодалов. Значительную часть крестьян-земледельцев, а в ряде районов даже большинство, составляли греки и армяне. Крестьяне - не мусульмане платили сельджукским феодалам более высокую продуктовую ренту и, сверх того, ещё личный налог. Крестьяне были лично свободными и могли переходить от одного феодала к другому, но пользовались этим правом редко, так как условия у всех феодалов были одинаковыми. К тому же экономическая зависимость от феодала на деле прикрепляла крестьян к земле, и лишь полное разорение (в результате войны, неурожая и по другим причинам) вынуждало крестьян бросать своё место и искать счастье на стороне. Крупными икта владели и представители кочевой племенной знати. Кочевые племена занимали большое место в социально-экономической и политической жизни Румского султаната. Сельджуки получили в наследство от армян и византийцев много городов (в том числе крупных), в которых были развиты ремесла и торговля. Источники не сообщают их точного количества и указывают разные данные - 50, 70, 100, 200 городов и даже больше. На первых порах своих завоеваний сельджуки разрушили ряд городов, оказавших им сопротивление, жителей перебили или увели в рабство, а имущество разграбили. С течением времени городская жизнь пришла в норму, начала развиваться и оказала прогрессивное влияние на завоевателей. Сельджукские власти стали заботиться о создании благоприятных условий для торговли, содержали в порядке пути, охраняли их, строили на дорогах караван-сараи (заезжие дворы).

Продолжение следует в части  3                http://proza.ru/2020/09/25/1734