1. Что такое символизм?

Лариса Болотова
                Как нужно воспринимать мифологию?

                Из книги «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской:

(стр. 393 т.1) « … ни один мифологический рассказ, ни одно традиционное событие  в народных сказаниях, никогда и ни в одну эпоху, не были вымыслом, … каждый из таких рассказов имеет действительно историческую подоснову».

                Каким образом были написаны мифологические рассказы и древние Писания? С помощью символики и аллегории. Поэтому

«… без помощи символики – с её семью подразделениями … никакое древнее Писание не может быть когда- либо правильно понято. Символика должна быть изучаема под всеми её аспектами, ибо каждый народ имел свои особые способы выражения. Короче говоря, ни один египетский папирус, никакая индусская олла, никакие ассирийские плитки, ни еврейские свитки не должны читаться и толковаться буквально».

                Это касается и Библии.

                Необходимо различать символ от эмблемы.

«… существует большая разница между эмблемой и символом. Первая «заключает большее число мыслей, нежели символ, который, скорее, изображает одну специальную мысль». Отсюда символы – например, лунный или солнечный – различных стран, каждый изображающий одну из таких специальных идей или же ряд идей, образуют совокупно эзотерическую эмблему. Последняя есть «конкретное, видимое изображение или знак, представляющий принципы или ряд принципов, понятные тем, кто получил известные звания (Посвящённые)».

Говоря ещё яснее, эмблема обычно есть ряд графических изображений, рассматриваемых и объясняемых аллегорически, и которые, как в панораме, раскрывают одну идею за другой. Так Пураны есть писаные эмблемы; так же, как  и Заветы Моисея и Христа или Библия и все другие экзотерические Писания.

«Магические печати, основанные на известных числовых принципах, относятся к этому разряду и, хотя являются чудовищными или смешными в глазах невежд, тем не менее передают целый свод учений тем, кто были научены понимать их» (Kenneth Mackenzie).

                Всё ли скрывают Адепты?

«… хотя Адепт вынужден отказывать в выдаче условий и способов, ведущих к какому-то сочетанию Элементов – будь то психическое или же физическое – и которое может произвести как вредное, так и благое следствие, всё же он готов передать серьёзному исследователю тайну древней мысли во всём, что касается истории, сокрытой под мифологическим символизмом, и, таким образом, дать ещё несколько вех ретроспективного взгляда в прошлое, поскольку это может дать полезное сведение о происхождении человека, эволюции рас и геогнозиса.

… даже притча есть выраженный символ; вымысел или легенда, как думают некоторые; аллегорическая передача жизненной реальности, событий и фактов, говорим мы.

Религиозная  и эзотерическая история каждого народа была уложена в символах. Она никогда не была выражена буквально и в многословии. Все мысли и переживания, всё учение и знание, сообщённые путём откровения или добытые самостоятельно, нашли у ранних рас своё графическое выражение в аллегориях и притчах. Почему?

Потому, что изречённое слово имеет скрытую мощь не только неизвестную, но даже неподозреваемую нашими современными мудрецами, потому естественно, что они не верят в неё. Потому, что звук и ритм тесно связаны с четырьмя элементами древних; и потому, что та или иная вибрация в воздухе, несомненно вызовет соответствующие силы, сочетание с которыми производит добрые или злые результаты, смотря по условиям. Никогда не позволялось ученику излагать какие-либо исторические, религиозные или реальные события в точных словах, не допускающих двоякого смысла, из опасения, что силы, связанные с этим событием, не были ещё раз привлечены. Подобные события были передаваемы лишь во время Посвящения, и каждый ученик должен был запечатлеть их в соответствующих символах, извлечённых из его собственного ума, которые просматривались потом его Учителем, прежде чем быть принятыми окончательно. Так постепенно был создан китайский алфавит, так же как до него были установлены священные символы в древнем Египте.

В китайском языке, знаки которого могут быть прочитаны на любом языке и который, как только что было сказано, лишь немногим менее древен, нежели египетский алфавит Тот’а, каждое слово имеет свой соответствующий символ в графической форме. Этот язык обладает многими тысячами подобных букв-символов или логограмм, из которых каждая передаёт значение целого слова; ибо настоящие буквы, или алфавит, как мы его понимаем, не существовал в китайском языке, как не существовали и в египетском вплоть до позднейшего времени.

Так, японец, не понимающий ни одного слова по-китайски, встречаясь с китайцем, никогда не слышавшим японского языка, может сообщаться с ним посредством письма, они будут вполне понимать друг друга, ибо письмо их символично».

                Получается, что символ – это и есть единый язык.