Живые 90е. Крещение Москвой

Алексей Бушуев 2
Крещение Москвой. Живые 90е. Хватаясь за реальность.
(примерное время чтения - 25 минут)

###(1) Пермь 11 август 1995 года. Пятница.  Мелкое дело.


Еще триста секунд и мы будем на месте. Трамвай тряхнуло. Спокойно, Серый, не дергайся, все ровно. В  холщовой сумке-авоське у меня опасный груз. Бородатый высокий Серега -  мой напарник, нервничает, да и меня пробирает озноб. Но азарт настоящего дела все перекрывает.


Остановка Стадион “Динамо”. Матово-рубиновый трамвай извергает меня и опасный груз на залитый пыльным солнцем асфальт.


Еще 50 метров - и последний рубеж. Мент с автоматом на входе в банк - и мы у цели. Не дергайся, Серый, не привлекай внимание, не свети ствол раньше времени. Не надо перебегать дорогу на красный свет, не привлекай к нам внимание.


Страх и азарт внутри меня слились в пузырящееся веселье. Мне сейчас все нипочем. Я иду по перекрестку и напеваю.
Еще 30 метров. Вдруг Борода останавливается  вроде как достать сигарету. Это сигнал опасности. Вот этот жест во внутренний карман - это он схватился за вальтер.
- На стоянке перед банком вчерашних бандитов видишь ? - деланно улыбаясь шепчет Серега.
- Если отслеживали, то уже напали бы ? - я еще надеюсь пройти без перестрелки.
- А может, просто ждут, чтоб мы сами подошли - вырвать груз и в машину. - напарник в две глубоких затяжки сжигает сигарету.
- Я иду первый, если будет стрельба - ты успеешь среагировать!  - азарт будто тащит меня за волосы. Поймать пулю зубами на лету ? Дайте две обоймы !


Вчерашние крепкие парни разворачиваются к нам, машут в знак приветствия, и за чем-то тянутся в машину. “Если автомат, то пуля пройдет на вылет и заденет Серегу, но, скорее всего, там охотничье ружье. Значит, дробь. и напарник успеет выстрелить.”


Бежать или… Я машу парням и показываю на палящее солнце, потом на вход в банк, мол в банке переговорим, не на жаре же.
Вроде повезло! Сегодня будем живы! Они вытаскивают из машины какие-то бумаги и входят в дверь.




Из дверей банка выглядывает милиционер с автоматом на плечах.
- “Не встречай нас, не обращай на нас внимания, мы просто прохожие. Проводи тех парней на второй этаж”- зло шипит ему Серый.


Все. Мы в кассе. Серега вынул вальтер, передернул раму и готовый к выстрелу патрон выпал на стол.


-Леш, пора нам завязывать с авоськой на трамвае за долларами ездить. Нас все-таки выследят и пристрелят обоих. И даже запрещенные патроны с дробью не помогут.
-Нам все равно пока ничего стоящего не доверяют - ответил я - отдавая еще трясущимися руками три бело-зеленых кирпичика красавице Альбине.
- Пойдем к Паше прямо сейчас. Переговорим. - Серый вынул обойму и сунул пистолет обратно в кобуру.
- Пошли, только сначала гостей отпущу 


###(2) Пермь 11 августа 1995, пятница 12:20 Холл второго этажа. Ссохшийся паркет и роскошные розовые диваны из кожзаменителя.


Бандитов всегда можно было отличить по развязной манере держаться и по той атмосфере опасности, которую они пытались создать вокруг себя.


- Вы же банк и должны векселя покупать. Иначе вы - какие-то неправильные ребята, - втолковывает мне крепкий загорелый парень с короткой стрижкой...
- Уважаемые, то, что вы принесли - это формально, конечно, вексель, и даже на минфиновском бланке… -  “И как хорошо, что вы достали из машины его, а не Калашникова” - добавляю я про себя.  - выдыхая напряжение.
- Так тем более - покупай его, и дело с концом - дергается второй, сухощавый в спортивных штанах, и оглядывается по сторонам.
- Нет, уважаемые, мы такие векселя не покупаем… - отвечаю я - “А вдруг все же выслеживают ?”  - я внимательно вглядываюсь в собеседников.
- Ты что, думаешь, я фуфло тебе привез ? - напирает крепыш. - Ты за кого меня принимаешь?
- Подожди. Я такого не говорил. Будут векселя банков - посмотрим, что можно сделать. 
Бандиты всякие бывают. Случалось, что они приносили очень интересные бумаги  - думаю я. Сегодня он тебе автоматом угрожает, а завтра - прибыльное дело  предлагает. 
- Давай ты купишь, а мы тебе на карман десять процентов откатим.
- Нет, спасибо.  - улыбаюсь. “Ну-у-у, ребята, вы совсем меня за дурака держите” - я разочарован - “Неужели просто тупят ?”
- Тебе деньги не нужны?! Тогда делись, раз богатый такой - оскаливается сухощавый.
В холл, как мы и договаривались через пять минут после начала разговора , заглядывает Василий, милиционер в бронежилете с автоматом.
- Сегодня нечем делиться, уважаемые.  - окончательно выдыхаю я.
- Смотри, я тебя найду, если что - бросает здоровяк и косясь, на  милиционера в бронежилете - они уходят.


###(3) Пермь, 11 августа 1995 12:50 пятница, Кабинет управляющего. Окно во всю стену. Пахнет травяным чаем.


Пал Саныч, управляющий - хороший мужик, лет тридцати пяти, бывший ученый-химик,  работал на ликвидации Чернобыльской аварии, рисковать умел, но не любил.

- Паш, давай уже нормальные объемы долларов возить и не пешком с авоськой за ними бегать, а в броневике ездить, - начал учтиво, но  раздраженно Серега.
- Нормально - это сколько ? Щурясь на свет из окна, спросил Пал Саныч. Они давно знали друг друга и оба носили бороды. Редкость по тем временам.
- Это хотя бы 100-200 тысяч долларов за рейс. Этого нам на два дня хватит. Рядом центральный рынок, а у нас - отдельная валютная касса. Заработаем больше кредитного отдела. Риска - никакого. - отрапортовал я.


Пал Саныч прищурясь поглядел сначала на меня, потом на Серегу.
- А курсы покупки-продажи долларов кто будет ставить - начальник спросил будто бы у себя самого, продолжая щуриться на пыльные лучи.
- Леха и будет ставить. - напарник встал со стула и стал нервно ходить по кабинету взад-вперед.
- А если Леха-студент ошибется ? А если Сергей - вчерашний студент-горняк его не подстрахует ? Что будет ?  Нет, ребята. - шеф отхлебнул травяной чай. -  Давайте по-старому. Ты Серега кто по штатке ? Завхоз. Вот и займись хозяйством. А ты, Алексей, кто? Экономист. Вот и иди — экономь. Помоги кредитчикам что-нибудь посчитать.
- Пал Саныч, а если мы найдем сделку без риска, где нам комиссию платят - дадите денег на командировку ? - набрался храбрости и глубоко вдохнув выпалил я.


Пал Саныч уперся взглядом в  высокий потолок и, как будто убеждая себя, изрек:
- Ну, на командировку, если, конечно, без риска, то дам.


###(4)  11 августа  1995 года. Пятница 14:12  Наш просторный кабинет. Один компьютер с пузатым монитором на четверых.


- Мы уже два  месяца звоним по заводам и предлагаем что-нибудь купить или что-нибудь продать, а толку ?! Время уходит. Люди вон какие дела делают! - Борода зло пихнул толстенную папку  - телефонный справочник грубо отпечатанный на советском копировальном аппарате  “Эра-2”
- Ну а что делать-то, раздраженно бросил я Сереге. - Ты-то хоть завхозом останешься. А я, если ничего не изменится, вернусь в газету. Там, конечно, интересно и денег платят хорошо, но хочется-то настоящего дела, а не теории.
- Иногда лучше быть живым теоретиком, чем мертвым практиком - буркнул Сергей и взялся за модно пиликающий телефон. Его злость исчезла, оставив место бесконечному мраку.


- Да. Привет. Отвлекаешь. От работы.  Буду вовремя. - короткие рваные фразы, как зубья ржавой пилы впиваются в микрофон. Напарник сливает напряжение в разговор с женой.


Я вышел. Тонкая игла  вины ноющей болью входит в затылок. Вина  за то, что Серегу потащил под пули; за то, что мы уже месяц звоним ищем клиентов и не можем никого найти; и за то, что с женой у него не ладится… Хотя не ладилось, похоже, еще до нашего знакомства.

- Куда идешь ? - Спрашивает меня тощая и глазастая красавица Варька - наш секретарь.
- В кулинарию. Куплю рогаликов с курагой на всех. - придумываю на ходу.
- А я - на почту. По пути. - не отстает Варька. - слушай, а вы когда в командировку ?
- Еще не известно. А что ? привезти тебе что-то из Москвы ?
- Сережу обратно привези… живого…  - почти шепчет она, шмыгает носом и убегает вперед.


Не прошло и двадцати минут, а половина пермских сотрудников СтройБанка уже пьет чай с моими рогаликами. Телефон снова пиликает. Теперь я хватаю трубку. Секунда, и жар напряжения давит на глаза.


- Сергей, в понедельник кому-то из нас надо быть в Москве. "Пермхим" просит купить и почистить казначейки. - я еще не верю тому, что говорю.
- Значит, выезжаем в воскресенье поездом. - подхватывает напарник.
- Почему поездом ? - спрашивает кто-то из коллег.
- В самолет со стволом не пустят. - отвечает Серый.


###(5) 11 августа 1995, пятница.  15:20 Пермь. Редакция областной газеты “Актуальный континуум”.


Мчу по коридору. Надо успеть сдать материалы. Хоть я и собрался окончательно уходить в банк, но сюда меня постоянно тянет. Жизнь тут кипит, но без суеты. Красота - без прикрас.


Сегодня я тут на 5 минут: сдал материалы и снова в гонку - на Москву.


- Привет, Ингвар. Сегодня сдаю очередные приключения инвестора и статью “Скоро банковский кризис”. - редактор отдела экономики молодой строгий парень в очках здоровается. Не отрываясь от чтения, кладет мои листы в стопку и машет рукой - отойди мол. У меня есть пара минут  отдышаться и нырнуть в этот мир с множеством порталов в параллельные вселенные - циничный отдел политики, прожженный отдел спорта, отдел культуры с самым настоящим писателем-фантастом.
- Здорова, наемник капитала, - Слава, кряжистый мужик, зам. главного по политике, возвращает меня на землю. -  Тебя еще не убили коллеги по опасному бизнесу за рейтинг банков ?
- Пытались. Но я показал редакционное удостоверение крупнейшей областной газеты и они отстали.
- Хоть кому-то наша ксива помогла. - бормочет Слава, уходя в работу.


Представьте, что, убегая от бешеного носорога, вы ловите голодного крокодила. И тут на минуту вас перенесло в парк Горького на лавочку рядом с фонтаном. Примерно так я чувствовал себя в редакции.


- Привет Леш, давно тебя не видела. - мерцающие звезды в глазах Кати, обозревателя недвижимости, затеняют комнату и уносят меня куда-то в туманность в созвездии Кассиопея.
- Ты что сдаешь ? - Катя подсаживается рядом за стол и смотрит на меня, подперев лицо ладонью.  За пределами Млечного пути. Нет ни крокодилов, ни носорогов. Там красиво.
- Сдаю приключения вкладчика и про предчувствие банковского кризиса. Ох, и красивая же ты, Катя. - меня несет, а вдруг завтра застрелят, чего стесняться-то - Вот не была бы ты замужем, я тогда …
- Предлагаю пойти и попить чаю, отметить день рождения любимой газеты. - прерывает меня умница-красавица. -  А то руководство даже не соизволило пригласить нас с Лешей на праздник - последние слова говорятся уже в сторону Ингвара и Славы.
- Вам с Лешей надо чаще в редакцию заходить, - не отрываясь от чтения, выдал редактор отдела экономики. - Так, приключения  ставим, может, даже в завтрашний номер успеем. А вот про кризис интересно, но это федеральный материал, не наш формат.
- Меня, наверное, неделю не будет, Еду в Москву.
- Вот пока будешь ездить - пиши. У тебя полторы полосы долга. - Ингвар уже чертит какую-то таблицу.
- Хорошо. А где теперь чайник ? Нам с Катюшей чаю попить? - спрашиваю я сразу всех.


Катя смотрит на меня с укоризной
 
- Леш, это день рождения газеты ! Важная дата. Пошли в “Подкамник”. - она делает большие глаза.
- Блин... прости, мне в командировку собираться надо… - я растерян так, что из рук валится папка и распечатки договоров разлетаются по полу.
- Ну хорошо, вернешься - заходи. - Катя улыбается, посылает мне воздушный поцелуй и уходит.
- Дурак, - бросает Ингвар, не отрываясь от таблицы..
- Ну Катя же замужем, - шучу я.
- Скажите мне, коллега, - Слава излишне серьезным тоном обращается к моему редактору. - Вы специально берете на работу дебилов? Я понимаю, что это выгодно оттеняет работу политического блока, но Леха-то наш совсем балбес, и за что ему только премии платим ?
- Слушай, Леха, - Ингвар отрывается от чтения. - на следующей неделе большая прессуха строителей, потом на теплоходе банкет. Оставайся давай. С Катькой сходите. Заодно долг по материалам допишешь. Премию получишь - вот тебе и денег больше чем в банке - сам говорил.
Я вздыхаю
- Спасибо, Ингвар. От души. Но надо ехать. Слово дал. - как будто песок скрипит на зубах.
- Ты возвращайся живой, понял меня ? Я твои полторы полосы своими материалами закрывать не хочу, - стебется вслед Слава.




###(6) 14 августа 1995, понедельник, 16:20 Москва, пробка на Кутузовском проспекте.


Наш московский партнер Андрей, бывший офицер-ракетчик, везет нас на встречу с продавцом и инструктирует нас как жить в Москве. Машина - иномарка, кондиционер, трещины на лобовом стекле почти не заметны. Они успокаивают, даже Андрею есть куда расти. 
- Значит так, если не хочешь  неприятностей - это гостиница "Россия". Ну или могу вас в гостиницу Минобороны определить, но там  раза в два дороже.
- Тогда мы -  в “Россию” - денег у нас - впритык на три дня. - отзывается Серега, он у нас за старшего. 
- В “России” будут по пять раз на дню проституток предлагать - не соглашайтесь - на приключения нарветесь. Если невтерпеж - Любую газету покупаешь - раздел объявлений - ОТДЫХ.  Питаться - только в Макдональдсе. Иначе - траванетесь. Откачаем, но нафиг надо.
Андрей косится на Серого и озабоченно, и медленно изрекает:
- Документы на ствол с собой ? В гостинице не оставляй.
- Конечно. А ты как заметил ?
- Работа такая - все замечать… - и снова переходит на доброжелательный, но менторский тон. - Смотрите, у нас в офисе - я, Антон и Петя - мы служили вместе. А Вова у нас от крыши. Он свой, но лишнего не болтайте - вдруг, что не так поймет. Крыша у нас - черная.
Нам объяснять не нужно. Черная крыша - бандиты. Красная - милиция или другие силовики.


###(7) 15 августа 1995, вторник 14:42, Москва, депозитарий у Павелецкого вокзала на Люсиновской.   
- Значит так, сейчас не лезьте. Стойте в стороне - я позову.  - снова инструктирует Андрей.
- А как же нам потом, тебя все время звать, здорово конечно…. - я пытаюсь шутить.
- Э-э-э-э-э… смотри, у тебя что из документов покупателя ? Карточка образцов подписей, доверенность, устав. Они легко докопаются до какой-нибудь мелочи и месяц, а то и два, уйдет на  уточнения. Тут надо тонко работать. Я там заметил оператора. Девушка красивая. Любит мягкие игрушки - прямо на компьютере две стоят. Вот и задарю ей.


Через пару минут в оперзале Андрюха машет нам подойти к стойке, где и вправду сидит круглолицая красавица Юля похожая на сексапильную  телеведущую.
- Юлия, вот парни с Урала приехали, плохо еще тут ориентируются. Вот прямо из Перми Вам, Юля, обезьянку привезли. Нам бы их отпустить обратно, а ? А то у них снег скоро выпадет уже. 
- Документы в порядке - завтра за выпиской приходите. - говорит улыбающаяся Юля.  Андрей делает нам знак рукой - отходите.


Мы спасибкаем, киваем, как китайские болванчики и отступаем. Бывший ракетчик еще что-то обсуждает с Юлей. На выходе он бросает нам
- Сегодня вечером факсом выписку скинут прямо на "Пермхим" ваш. Пусть знают что через нас с вами работа - самая быстрая. Верно я говорю ?




###(8) 17 августа 1995 года, четверг 18:20 Кутузовский проспект. Офис Андрея в первом этаже сталинки, переделанный из квартиры, отдельный вход со двора. Запах домашних котлет.

- Хорошо у вас. - Потягивается Павел, оглядывая офис. Он всегда улыбается. Павел  - футболист, а в свободное от спорта время - правая рука финдиректора "Пермхима". Он “неожиданно” оказался в Москве.
- Мы параллельно с вами и с Пермкомбанком казначейки покупаем. Но у них только через неделю сделка, а у вас  уже документы на руках. Молодцы.
- Мы стараемся, Паш. Парни, опять же, толковые,  с чисткой помогли. - Андрей заботливо подкладывает Павлу домашнюю котлету и наливает 50 грамм.
Мы с Бородой на нервах. Сейчас они стыкнуться на прямую и все, клиент ушел. Но и не дать им встретиться мы не могли.
- Я чего зашел-то. - Паша посерьезнел на сколько смог. -  Хорошо сработали, быстро - надо также быстро еще объем купить. Но так, чтобы цена была более-менее рыночной, и чтобы тысяч сто долларов разницы нам в Перми в чемодане получить.
- Ну, ты же понимаешь, что нужен объем раз в десять больше чем то, что мы делали. Ну и выпуски надо искать дальние. Если парни найдут - то, минуту… - Андрей вышел на полминуты в соседнюю комнату -  Вова говорит, что , сделаем за два дня 100 килограмм зелени. Забирать их тут будешь ?
- Забрать хочу в Перми. А то есть шанс не доехать или засветиться так, что лучше не везти. Парни, вы до родины такой груз довезете ?
- Это полтора процента сверх комиссий.  - быстро и  суетно бросил Серый. “Это наша с Бородой зарплата за полгода” - проносится в голове.
- Полтора - дорого. Плюс процент - нормально.  Эх… нарушаю я спортивный режим с вами. - Паша хрустнул огручиком и взялся за стопку. - Договорились ?
- Комиссия банка - банку, а этот процент - нам. Везем то мы сами. - деликатно уточняю я.
- Конечно. Вон и ствол у вас имеется.


###(9)  18 августа 1995, пятница. 11:00. Москва. Офис СтройБанка. Канал спецсвязи “Искра-2”

- Паша, командировочные у нас совсем кончились. Ехали на три дня, а сидим уже неделю и Еще до четверга тут пробудем, пока документы туда-сюда ходят. Через наш банк  деньги быстро не переслать. Два дня будет идти, кинь мне на карту "Пермкомбанка" - он даст хотя бы 50 долларов  снять.
- Да, сейчас водителя отправлю. Вам на еду хватает ? - где-то за сотни километров орет в трубку Пал Саныч.
- Буханка хлеба и два бульонных кубика на день - держимся. Может, тут у наших попросить в долг ?
- Лучше не надо Сереж, дорого больно их одолжения стоят, поверь. На выходные может поездом домой приедете ? Хоть на гостиницу не тратиться, поесть нормально.
- Не. Экономить будем. Но поедем не домой, а  в Питер.


###(10) 19 августа 1995, суббота   09:05 Санкт-Петербург. Поезд “Красная стрела”.
Чтобы сэкономить на гостинице и поглядеть на Невский и Эрмитаж мы поехали в Питер к Серегиной тетушке.


- Вставай, давай по соседним купе пройдемся и соберем оставленные коробки. А то нам сегодня и завтра по Питеру ходить. Ты направо, я налево.  - командует Борода.
- Если бы на “бесплатный” стриптиз не пошли, то остались бы… Хотябы в Эрмитаж сходили  - спросонья бормочу я.
- Не бойся, на Эрмитаж как раз есть - я у Андрюхи еще раз занял - в счет комиссии. Мы с тобой с  учетом второй сделки и процента за доставку денег заработаем столько, что можно год не работать, а еще банк с договора премию заплатит. - Серый сейчас добреет, ведь  сейчас он не гонится за голодным крокодилом, убегая от носорога.   Он  громко вдыхает питерский воздух - Эх, Еще немного продержаться !


Выходим из вагона. У каждого в руках  по четыре коробки с завтраками с этикетками "Красная стрела". Проводница недовольно смотрит нам вслед.


###(11) 19 августа 1995, суббота 11:02 Питер. Проспект Ветеранов. Квартира, погруженная в смену парадигм.


 Мы пьем чай с принесенными из поезда завтраками.  Мы это Серега, Серафима Павловна, его тетя и Егор, недавно отмотавший срок, муж племянницы хозяйки и я… просто я.


- Ребятушки, вы же видите, ремонт у меня. Егорушка вот помогает. Негде даже положить вас - разводит руками Серафима Павловна.
Неловкая пауза.
- Тетушка… такое дело… одолжи 10 долларов на гостиницу - зависли мы с командировкой...


Егор наскреб по карманам 7 долларов.
Эрмитаж -  прекрасен!




###(12) 21 августа 1995, понедельник Москва,   Люсиновская, депозитарий рядом с Павелецким вокзалом.
Красавица Юля едва не плачет, плюшевые обезьянка и попугайчик прижаты к щекам.
- Вы не волнуйтесь, у нас есть все полномочия - успокаиваю я начальницу депозитария. Вот то же самое поручение подписанное финдиректором "Пермхима".
- Откуда оно у вас ? - начальница депозитария строго смотрит на меня и на красивую Юлю. “Почему вмешалась начальница?!” - я тоже начинаю волноваться.
- Ну как откуда - прислали самолетом с утра. Мы уже неделю лишнюю в Москве ради этой сделки сидим - подстраховались.
Начальница внимательно смотрит на меня и на мою недельную небритость. Я улыбаюсь
- Мы на одну сделку ехали, а тут и вторая подоспела. Ни бритвы, ни шампуня. Денег в обрез, а заводу помочь - надо.
- А по предыдущей сделке кто подписал поручение ?  -  сухостойная ведьма сверлит меня глазами. “Не хватало чтобы отменили перевод бумаг. Но что могло пойти не так ? Может, у нас отозвали доверенность? Уголовное дело по собственникам бумаг? Нет.  Если  отозвали доверенность, то нам просто отказали бы и выгнали. А если  уголовное дело, то разговаривала бы с нами не начальница депозитария. Тогда что ? просто зависть женщины в возрасте к женщине с красивыми глазами ?” - быстро  щелкает у меня в голове. 
- Это - тоже я подписал. Но если нужно - вот поручение подписанное самим финдирекором. Мои полномочия - по доверенности. Доверенность тоже подписана финдиректором.
- Бумаги за неделю сменили пять владельцев. Это… - чиновница все не унималась.  “А если,  "Пермхим" прислал документ на получение зачета по налогу, и теперь депозитарий сверяет все, что может сверить” - быстро считает мой мозг.
- Так это же  обычный зачет. За этим казначейские обязательства и выпущены. А если есть сомнения в подлинности распоряжений или документов по налогам, то я могу еще неделю тут посидеть. Или даже финдиректора сюда привезти. Нас тут будет двое бородатых. Не пугайтесь.
Начальница возвращает мне паспорт и говорит Юле
- Делай, все в порядке. 




###(13) 23 августа 1995, среда 15:00 Москва. Офис СтройБанка. Канал спецсвязи “Искра-2”

- Ричард Исакович, такое дело. Возможно, придется везти валюту с собой. Что посоветуете ? - кричу я сквозь завывания помех.
Ричарду Исааковичу, полковнику на пенсии, бывшему главному милиционеру района, нашей крыше ничего объяснять не нужно.
- Главное - не привлекать внимание … Хотя вас уже двое и вы уже привлекаете внимание... Значит так, купите шмоток, типа вы челноки - что-то такое габаритное, коробки или тюки, но без фанатизма. Валюту в них спрячьте хорошенько. Если на вас наедут в аэропорту в Москве или в Перми  - звоните мне. Если вдруг посадят на аварийную в Горьком, в Свердловске или еще где - вы главное в транспортную милицию не ходите. Тогда вас точно никто никогда не найдет.
- Ричард Исаакович, у Сереги - ствол, так что мы по любому едем на поезде, на “Каме”. Встречу организуете ?
- Не надо вам встречи. Просто водитель надежный приедет. Иначе выпасут. У нас тут стреляли, не слышали ? Покупайте двухместное купе СВ, проводницам коробку конфет - только деньги не суйте. Говорите им, что устали по Москве шататься - спать будете. Из купе ни шагу. Даже в туалет. Ссыте в банку или в бутылку. Дверь до остановки в Перми не открывать никому. Понял? Серега тут?
- Да, Ричард Исаакович, мы на громкой связи в переговорке.
- Серега, в Москве ствол в чемодан убери еще до вокзала. А то ментов привлечешь. А вот на выходе в Перми - ствол одень. Мало ли что. Главное - не бухать. Ни капли. От усталости и напряжения точно на приключения потянет, я знаю ! И помните один спит - другой бодрствует. Без суеты.




###(14) 24 августа 1995, четверг 12:05  Компьютерный салон компании “Вист” в здании бывшего НИИ


- Нам один “Пенек” сто двадцатый и два “Пня” сотых. Только блоки, а мониторы дома купим -  Серега с деловым видом тычет в прайс-лист компьютеров.  - и корпус хочется такой, чтобы не всю коробку снимать, а только боковую панель?
- Можно мы долларами заплатим ? Больно неохота бежать в обменник. - устало-небрито улыбаюсь я.
Парень кивает
- Полчаса подождете - их протестируют и выдадут.
- Накладную выпишите вот на эти реквизиты, - я протягиваю бумагу с реквизитами нашего банка. С Пал Санычем мы договорились, что компьютеры по московской, а не по пермской цене  -  доля банка в нашем гешефте.


Нам показывают компьютеры со снятым кожухом
- Все как раз войдет - в этот и вот в этот  - вырывается у меня.
- Что войдет ? - Спрашивает инженер
- Дополнительные винчестеры со временем нужны будут.  - подхватывает Серый.


###(15) 24 августа 1995, четверг 13:30  Лестница бывшего НИИ.
Быстро и молча.


Мы забрались на самый верх, на площадку девятого этажа, с тремя коробками. Если нас заметит охрана, то у нас  заготовлена легенда - мы обматываем скотчем коробки, чтоб не делать этого на вокзале. Приезжие мы. Везем компьютеры домой. Они там в два раза дороже, чем здесь, вот и упаковываем хорошенько.


Серега орудует отверткой, а я стою на шухере. Вокруг остатки былой роскоши оборонного НИИ:  черно-белое фото космодрома Байконур во всю стену, а напротив - выцветший плакат “Слава советской науке” с кораблем и спутниками, летящими к далеким галактикам. “Неужели туманность в созвездии Кассиопея - осталась только блеклой мечтой ?” - проносится в голове.


Серый достает из сумки десять пачек бело-зеленых купюр,  укладывает их внутрь компьютера и крепит их на резинку к жесткому диску. Быстро закрыл и завинтил болты на  кожухе.


Теперь мы вместе трещим  скотчем. Заматываем коробки с компьютерами в два слоя. Нам не до звезд.


###(16)  24 августа 1995 года, четверг 16:10  Курский вокзал. Фирменный поезд “Кама” Москва — Пермь. До отправления 20 минут.


Молчим. Безветрие. Усталость. У вагона СВ ни одного пассажира. Нет ни сил, ни желания говорить.


- Устали мы как собаки, нам бы белье и спать до самой Перми. - я протягиваю билеты проводнице. 
- Постелено, - вздыхает она - плана с вами не сделаешь.
- Ну почему же, посчитайте нам чай раз десять. Мы как проснемся так все и выпьем - я пытаюсь улыбаться ,  но проводница только пугается.


###(17) 24 августа 1995, четверг  16:30  Фирменный поезд “Кама” Москва — Пермь. Едем домой.


Дверь нашего купе закрыта изнутри на замок, на блокиратор и подперта заранее заготовленными клиньями. Думаю, минут 10 она точно выдержит. А дальше будем отстреливаться, отбиваться, жечь, душить, резать всех кто будет рваться через дверь.


Борода положил пистолет на стол и накрыл газетой.
Договорились спать по 4 часа попеременно.


###(18) 25 августа 1995, пятница  01:30  поезд “Кама”.  Где-то за Нижним Новгородом.


Серый разбудил меня. Моя очередь караулить.
- Пока вроде едем без приключений. Один раз ручку дернули - вроде пьяный из вагона-ресторана шел. На всякий случай вот мокрое полотенце. Если придется стрелять, закрывай нос и рот. Хотя газ будет драть глаза - мало не покажется.


Ртутный свет мелькающих  фонарей и стук колес успокаивали. Едем уже часов девять. Если атаковать, то, наверное, сейчас. Чтобы выскочить на ближайшей двухминутной остановке или в Кирове.


В подтверждение этой гипотезы ручка двери дергается. Может показалось. Тихо, без щелчка, включаю лампу и царапаю себя по щеке. Нет, не сплю.
Ручка двери медленно движется против часовой.


Проверили, стало быть. Закрыто. Если будут пробовать открыть замок, то перед станцией. Минут за десять. Убьют нас не сразу, они же не знают где деньги.


Они оказались умней. Стук в дверь.


- Откройте, милиция. - уверенный стук в дверь купе. Серега открыл глаза.
Пальцем к губам показываю - тихо.
Молчим.


Р-раз и кто-то с той стороны крутит замок ключом.  Нет ребята. У нас дверь заклинена и замок заблокирован. Просто ключом эту дверь не возьмешь.


Борода улыбается. Милиция бы шумела, а эти ведут себя тихо, хирургически...

###(19)
Еще раз крутят замок. И еще раз. У меня на каждый щелчок голова дергается влево назад. Дверь держится.


Фонари побежали чаще. Стали появляться дома. Станция. "Милиция" исчезла.


Странное ощущение. Долбит адреналин,  хоть марафон беги, и одновременно спать хочется так, что по команде "отбой" готов уснуть вертикально вниз головой.


Серега зевнул:
- Если они не вышли, то, скорее всего, будут ловить нас на выходе из вагона в Перми.
- Почему это? Думаешь, кто-то слил, что мы с грузом? - зевнул в ответ я.
- Нет. Дело в том, что мы с тобой слишком хорошо дверь закрыли. Простые пассажиры так не делают. - напарник снова зевнул - В Кирове разбуди. Длинная стоянка, могут быть приколы. - Серый в секунду вырубился.


И снова метания ртутного света фонарей за окном и дерганая тьма. Не спать!


###(20) 25 августа 1995. Пятница, 05:11 Поезд "Кама".


Вахту сдал. Проваливаюсь в сон. И будто тут же просыпаюсь от грохота открывающейся двери. Тусклый дежурный свет ворвался в купе. Я подпрыгиваю. Пистолет - на столе. Хватаю, досылаю патрон, большим пальцем снимаю предохранитель.


Как учил Исаакович, выбрасываю перед собой пиджак - отвлекаю, потом сам вылетаю в коридор. В шаге от меня один душит Серегу, а второй блокирует двери вагона - чтоб милиция или случайная помощь не пришла.
“Зачем он вышел! Зачем он вышел ?!” несется в голове.


- Я псих! Стреляю! всем лечь, - ору я.
- Сзади! -  орет мне Серега...


Я стреляю вперед и падаю на пол, чтобы пальнуть назад...


От удара головой об  опору столика я просыпаюсь...


Серега протягивает мне руку. Дверь закрыта. Светает. Стук колес. Едем.


###(21) 25 августа 16:20, пятница. Поезд "Кама". Опоздание.


Поезд опаздывал часа на четыре. Закат сменился чернотой.


- В темноте на нас проще напасть, - нервно потянул Борода.
- А какие у нас варианты ?  Если нас не встретят, то идем к стоянке, и как шпионы - не берем первое и второе такси,  едем в банк. Я иду первый - чтобы ты отстреляться мог, если что. - я пытаюсь казаться спокойным, но получается фальшиво.


Серый пустыми от усталости глазами смотрит перед собой.
- Впереди из остановок - только Пермь. Конечная. Может дернем стоп-кран, и выйдем где-нибудь на Сортировочной. Дальше на бомбиле доедем? - я пытаюсь ожить.
- Хорошая мысль. Но тех, кто стоп-кран дергает, обычно, менты и проводники ловят. Опять же, если нас пасут - яркий сигнал, что груз у нас очень ценный, а не просто три компа.  - Борода водит рукой, как будто расставляет фигуры на доске.
- Тогда едем до Перми. Там на перроне точно милиционер будет. Если те, кто нас пасут не знают, что именно мы везем, а охотятся просто на челноков, то отобьемся, наверное.  А вот если знают…. то возьмутся всерьез. 100 000 долларов - хороший куш.  - я внимательно разглядываю плывущие мысли.
- Может это Вова, черная крыша москвичей, нас слил ? Например,  за нами проследили по Москве и, чтобы не вызывать подозрений грохнут уже в Перми ?  - Серега тоже пытается разобрать где мысли, а где страхи.
- Думаю, тогда нас бы размотали в Балезино, в Удмуртии, где поезда долго стоят. Дверь  фомкой отжали бы или выбили кувалдой. Ну или окно разбили, перцовым баллоном пшикнули и мы сами бы из купе вышли. А раз мы живы и едем с грузом, то, значит, нами пока интересовалась обычная маршрутная шпана. - моя голова окончательно ожила и заработала - Другое дело, если нас сдал кто-то из своих, из пермяков. Например, случайно. То, что мы едем на этом поезде, знали только шеф и крыша. Так?
Серый нервно дернул плечами.
- Думаешь они могут нас слить ?  Но они не в курсе сколько мы везем,  просто имеют сведения, что мы с грузом.
- Не в курсе  - эхом ответил Серега и закрыл лицо руками.
- Ты чего? - у меня кровь прилила к глазам, в висках застучало.  - Кто-то еще в курсе ?
- Да все нормально. У меня даже жена не знает, когда я приеду… - Серый отвернулся и сделал вид, что уснул. Моя вахта. Имеет право.
Он или темнит… Или … Сам решил меня слить ? Вероятность мала, но за 100 000 долларов можно и рискнуть. А что ?! Сотрясение мозга в результате ограбления за половину суммы - хорошая плата. И все списать на меня.


Хотя, если Серый хотел сделать что-то подобное, он бы устроил это пока я сплю. Я бы сделал именно так - мол вскрыли дверь, дали по голове, спящего связали и ищи ветра в поле. А Борода опытнее и хитрей меня.


Ладно. Заточенная отвертка и соль с перцем есть. Буду отбиваться по обстоятельствам.


###(22) 25 августа 21:10, пятница.
Окраины Перми. Мост. И вот уже плывет за окнами перрон, с которого мы уезжали. Серега выходит первый -  налегке. Я иду сзади обвешанный коробками - по одной в руках и одна за спиной - как ранец. Если нападут, то  Серому удобнее стрелять. А еще так больше вероятность сохранить груз.


Вагон, как назло, остановился в пространстве, где фонари не горели.
- Простите, не успели чаю выпить. Я там конфеты Вам на столе оставил, - протискиваясь  в тамбур, говорю я проводнице, не глядя на нее. Все внимание на то, что там на улице.


“Да чтоб ты подавился этими конфетами” - я даже спиной сквозь броню компьютера чувствую ее взгляд. Да, не задались в этой поездке отношения с проводницами.


Первый шаг на асфальт. Серега остановился. Это сигнал опасности.
Секунды завязли в августовской ночи.
Юркая тень  бросилась в нашу сторону.  Напарник дергается как от удара. Видимо, гудок локомотива перекрыл выстрел. Серый безвольно  раскидывает руки в стороны.


Я выпускаю коробки, Вытаскиваю отвертку - это лучше, чем совсем без оружия. 
- Стой, пожар - ору я как паровозный гудок. - Все, кто слышит - ко мне!


Медленно… медленно Серега поворачивается ко мне…  На груди у него что-то чернеет….

- Пошли отсюда скорее - слышу в ухе голос Петра Ильича, боевого водителя. Он подхватывает коробки и волочет меня мимо целующихся Сереги и Варьки.
- Леш, давай ты сам дальше, ладно ? -Серый пытается спрашивать меня сквозь болтающуюся на шее Варьку.


###(23) Через 27 минут все 10 кирпичей были в моем сейфе, в банке, под охраной сигнализации и дежурного с автоматом.


- Набери Пал Саныча, там какая-то беда с банками в Москве случилась - напоминает водитель.


###(24)  Пермь 26 августа 1995, суббота 14:10


Пока мы ехали, в России случился первый банковский кризис. Банки “Мытищенский”, “Лефортовский” и наш утонули в нем по самые уши.


-  Пока живем, но только на своих деньгах - что сами заработаем и что сами привлечем. Вклады населения привлекать нельзя.  -  Пал Саныч, управляющий налил мне чаю из трав. Силуэт Серого мечется взад-вперед у стены.
- Зато векселя продавать можно, вставляю я. - Чай с травами - гадость ужасная, но сейчас не до того.
- Вот все, что привлечешь - бери себе в оборот на валюту. Мы чем можем - поможем. И вот что… я на следующей неделе еду в Москву. К друзьям. Надо филиал под хороший банк открывать...
- Какой банк ? - Серега остановился.
- Пока рано говорить. Но варианты есть. Бизнес-план к понедельнику - сделаете ?
- По документам я  вообще еще в командировке ! Дай отоспаться, Пал Саныч ! - взмолился Борода.


Запиликал телефон.
- Связался я с милицией на транспорте. - Ричард Исаакович пытался перекричать свой телевизор. - к вам в купе они не стучали, вообще в СВ ни к кому не стучали. Да и ехало там, кроме вас всего три человека. В поезде точно кто-то  шуровал, но кто -  мне они не скажут. На Курском вокзале в Москве два свежих трупа нашли - разбойное нападение. Ну они мне и говорят,  мол твои доехали живыми, и хорошо. Отчаянные вы ребята.




###(25) Пермь 26 августа 1995, суббота, 19:19


Я жив. И за мной никто не охотится. Не могу привыкнуть.
Мотаю второй круг по центру Перми. Компрос, улица Карла Маркса. Вот двери редакции “Актуального Континуума”.
 
А где-там в этом континууме меня ждут. И там красиво. Там Катя и туманность в созвездии Кассиопея.
Но другая, оглушающая своей  реальностью, жизнь стучит в дверь: “Откройте, милиция”. Приз справившимся - сама жизнь и, если повезет, пара зелено-белых кирпичей.


Разворачиваюсь и иду домой.  Один. Пешком. Из центра на Парковый дольше двух часов. Последние выходные лета пробегают мимо. А я и не догоняю их. Блаженная бездна одиночества открылась внутри меня. Я радостно дышу не в силах ничем ее заполнить.


P.S. ? Все персонажи - вымышлены ? Все совпадения случайны ?