Няня- баба Вера

Татьяна Евсюкова
               
               
                Еду в маршрутном такси. От нечего делать  смотрю и читаю разную информацию на дисплее, укрепленном на перегородке, где сидит водитель. "Экспресс-няня. Присмотрим за ребенком на нужное вам время. Проводим и встретим  в школу, на занятие кружка. Обеспечим уход и присмотр за приболевшим ребенком." Остается только позвонить, договориться, оплатить и помощь придет, прибежит, прилетит.               
               
               
                В 70 -е годы, когда появились на свет наши первые дети, декретный отпуск был всего один год. Потом надо было выходить на работу, чтобы не потерять место и непрерывный стаж. А куда детей? Бабушки у нас  молодые , еще работают. В ясли и детские сады очередь. Большинство, конечно, в садик приводило детей. А в особых случаях искали няню.               
               
               
                В соседнем с нами доме поселилась семья врачей. Он-начальник поликлиники, она-врач.Двое детей. Приветливые, вечно спешащие люди. Вдруг замечаем , что у Людмилы Ивановны животик появился, ждут третьего ребеночка.Вот уже вывозят малютку в колясочке во двор подышать свежим воздухом.Вот он уже сидит. Весной понадобился врач на прием. Где его взять? Решили на семейном совете нанять няньку, поликлиника недалеко, часы приема сократят, и все пойдет , как надо.               
               
               
                А тогда в поселке одна няня была, опытная и популярная-баба Вера. Ей уже под 70 годочков было. Простенькая такая, но добросовестная. Никто на неё не обижался за плохой присмотр и уход. Опыт у бабы Веры огромный. Условия найма были такие: оплата раз в месяц, подарки на день рождения и 8 марта и обед за счет хозяев. Вера Николаевна к кому попало в работницы не шла. Присматривалась. Выбирала, кто побогаче. Там и кормёжка получше, и заработок без обмана. Некоторые  и вещи ненужные подарят, и гостинцы для её внуков -"охломонов" в сумку положат. Поэтому, когда к ней пришли врачи, она и думать не стала, сразу согласилась.               
               
               
                Сижу я на скамеечке во дворе, колясочка с первенцем рядышком, спит малюточка, а я успеваю книжку о том, как ухаживать за младенчиком , читать. Вникаю, запоминаю. Выходит во двор соседка Осипиха, так её все звали, редко , кто Валя величал. Подсела. Книжку перевернула, прочитала название и улыбнулась , как-то не по-доброму. Видим, заворачивает к нам баба Вера. Катит малыша в коляске, в руке у того корочка черного хлеба. Он её нет-нет да пососет, слюни веревочкой льются. Со вздохом подсела к нам. Осипиха её спрашивает:"А что ты такая невеселая? Ишь, пацан корку как наворачивает, что печенья у них не водится?" "Какое печенье!-вдруг воскликнула няня. Они же деньги на машину, на "Жигули" копят. Вот верите или нет, суп из пакетика сварят и два дня его едят, подогревают! Ни конфеток, ни пряников. Сейчас мамка прибежит на обед, поест, пацаненка покормит и снова убежит. Хоть бы колбаски когда принесла кусочек! Может, они её и  покупают, когда  ухожу. Вот я ему, чтобы он не кричал , корку даю. Пусть, заодно, и зубки поточит. Так-то он спокойный, играет сам. Я его могу по нескольку часов возить на коляске, будет молчать. Утрясется, повалится, заснет. Вот и хорошо. Как раньше шутили :"Солдат спит-служба идет!"               
               
               
                Осипиха заерзала, глядя в мою сторону , стала бабе Вере нашептывать:"Вот ещё сидит одна интеллигентша, по книжкам детей воспитывает. А я четверых вырастила без всяких книжек!" Потуже затянула ситцевый платок на голове, встала и направилась в подъезд. Потом я узнала, что почти все её выросшие пацаны имели приводы в милицию, а один и срок отсидел. Но это не в счёт! Главное, выросли же они и без книжек, и без воспитания!               
               
               
                Смотрит нянька Вера без устали на дорогу, щурит подслеповатые глаза. Заприметила мамку. Отобрала хлебушек, засунула его в карман пиджака. Вытерла ребенку слюни. Вытащила его из колясочки, поправила одеялко. Сделала доброе-доброе лицо, затрясла, затутушкала мальчонку. Он улыбается, довольнехонький. У Людмилы Ивановны с лица спало напряжение. Что мамке надо? Чтобы ребенок был чистенький, сытенький и веселенький.                Через 10 минут побежала без оглядки на работу. Осталось няне еще три часа поработать и домой, на другой конец поселка пешком.Автобусы не ходят.Отощала за три месяца, еле ползет, ноги передвигает.               
               
               
                Вскоре перевели врачей в другое место. А экспресс-няня баба Вера пошла в няньки к совхозному ветврачу. Довольная. "У этих в кастрюле каждый день мяса полно. И пироги, и блины , и сметана. Девчоночка опять же сама ножками уже ходит. Я лягу на полу на половичке, а она кружает весь день вокруг меня. А вечером меня домой на машине отвозят. Хорошие люди попались.  Хорошие". Скольких вынянчила эта женщина ребятишек?! Не от хорошей жизни, от нужды шла она в няньки. Запомнили её многие. Сейчас , говорят, такую работницу и днём с огнём не сыскать!