(Киносценарий полнометражного фильма-сказки)
Обозначения:
ИНТ - интерьер, сцена в помещении
НАТ - натура, сцена вне помещения
ВПЗ - вне поля зрения, голос за кадром
ТИТР
Май 2010 года, Россия, одна из средних школ города N.
1. НАТ. ШКОЛЬНЫЙ СТАДИОН - ДЕНЬ
На школьном стадионе находится гимнастическая перекладина. Вокруг толпятся парни-старшеклассники; девчонки делают гимнастику поодаль. Учитель физкультуры (45) с блокнотом в руках стоит невдалеке от стойки.
К перекладине подходит крепкий высокий парень (15); он подпрыгивает, цепляется руками за железную отполированную ладонями трубу и начинает быстро и чётко подтягиваться на ней.
УЧИТЕЛЬ
– Раз, два, три, четыре, пять, шесть...
Один ученик стоит с унылой меланхолической физиономией. Это ИВАН (15) Лужин, местный отстающий по всем предметам. Он выше среднего роста, нормального телосложения, у него светлые волосы и голубые глаза.
Парень на перекладине делает последние повторения. Он сильно напрягается, стараясь дотянуться подбородком до трубы. Кругом все орут, его поддерживая.
УЧИТЕЛЬ
– ...семнадцать, восемнадцать, девятнадцать... Ну, давай ещё разок, Паша!.. Всё, двадцать! Отлично! Молодец!.. Кто следующий?
Пацаны толкают Ивана в спину. Он спотыкается и чуть не падает, но невольно выходит вперёд. Все весело смеются.
УЧИТЕЛЬ
– А, Лужин... Ну давай, покажи класс... Пяток раз подтянешься - поставлю твёрдую тройку! Даже четвёрку за старание!
Иван топчется под перекладиной, затем прыгает вверх, кое-как цепляется за неё и начинает натужно подтягиватся.
УЧИТЕЛЬ
– Раз... Два... Три... Ну, ещё два раза! Давай, тяни, ну!..
Иван изо всех сил тянется к перекладине, на его лице отпечатано страдание и безнадёга. Однако не дотронувшись подбородком до железной трубы, он перекашивается вбок на одну сторону и неловко шлёпается на землю.
Одноклассники над ним громко смеются.
Учитель разводит руками.
УЧИТЕЛЬ
– Пара... Опять у тебя двойка, Лужин. Ну неужели это так трудно - подтянуться пять раз на трояк?
Он укоризненно качает головой и делает в блокноте отметку.
Ученики стоят на старте, готовясь к бегу. Они толкаются локтями, стараясь поудобнее занять место у бровки.
Ивана толкают рядом стоящие соперники и выталкивают назад, за спины прочих.
Учитель подносит свисток к губам и громко свистит в него.
Ученики срываются с места и начинают бежать по кругу стадиона. Самые быстрые летят во всеь опор.
Позади всех бежит Иван. Он изображает на физиономии страдальческую гримасу, но постепенно отстаёт от одноклассников всё больше и больше...
Ученики один за другим финишируют. Учитель быстро переводит взгляд с финиширующих на секундомер и обратно.
УЧИТЕЛЬ
(громко)
– Три ноль семь... Три ноль восемь... Три десять...
Иван пытается поднажать, он даже обгоняет какого-то другого слабого бегуна, но тот делает рывок и с трудом, но всё же обходит Ивана.
Иван изо всех сил держится за ним, наконец сравнивается с соперником, сильно наклоняется, старается вырваться вперёд. Все кричат и свистят, подбадривая обоих отставших.
На самом финише второй парень бросается грудью на воображаемую ленточку и заканчивает дистанцию чуть быстрее Ивана. Иван тоже кидается на финиш вперёд головой, но теряет равновесие и падает сразу же за финишной чертой.
УЧИТЕЛЬ
– Четыре минуты тридцать две! Ну это, брат, никуда не годится! У меня девчонки почти все лучше пробежали!
Иван сидит на асфальте, хватая ртом воздух. Один ПАЦАН (15) оттягивает палец и даёт ему щелобана по лбу.
Иван морщится и чешет себе лоб, но ничего не говорит обидчику, лишь укоризненно на него взглядывает.
ПАЦАН
– Лузер Лужин не бегун:
Рухнул он - и ни гу-гу!
Все уходят, посмеиваясь.
Иван остаётся сидеть на асфальте с убитым видом.
2. ИНТ. ШКОЛЬНЫЙ КЛАСС – ДЕНЬ
За столом в классе сидит пожилая учительница. Она устало вздыхает и печально глядит на стоящего перед нею Ивана. Тот понуро свесил голову и молчит.
УЧИТЕЛЬНИЦА
– Опять ты, Лужин, урок не выучил... Что поделаешь – двойка. И когда ты только за ум-то возьмёшься, а? Год-то уже кончается... Садись давай... Завтра с папой – к директору. Будем решать, что с тобой делать.
Звенит звонок. Ученики оживляются и начинают выходить и выбегать из класса.
Иван медленно садится, обхватывая руками голову и тупо глядя перед собой.
Мимо проходит тот самый пацан, который дал ему щелобана на стадионе. Он бьёт Ивана по голове толстой книгой.
ПАЦАН
– Ну что, Лузер – схватил пару? Так тебе и надо, дебил. Лузер Лужин пукнул в лужу! Хэ!
Пацан громко смеётся.
Его поддерживает смехом ещё пара пацанов. После этого все уходят.
Иван вяло собирает портфель и медленно выходит из класса.
3. НАТ. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР – ДЕНЬ.
Иван не спеша плетётся по двору школы. На его лице разлита меланхолия.
Мимо бегут двое старшеклассников, один догоняя другого. Первый хватает Ивана за плечи и швыряет его назад, под ноги догоняющему. Оба падают. Упавший ПАЦАН-2(17) вскакивает на ноги и в раздражении пинает Ивана.
ПАЦАН-2
– У-у, Лузер, чтоб тебя! Вечно ты под ногами мешаешься!
Он даёт Ивану затрещину и идёт назад в школу.
Иван поднимается, отряхивается и ещё медленнее плетётся по двору.
4. ИНТ. ДОМ ИВАНА ПРИХОЖАЯ – ДЕНЬ
Иван входит в роскошную прихожую, глядит вверх.
На втором этаже стоит отец Ивана САН САНЫЧ(42) и незнакомая ему высокая женщина, которую Иван позже прозовёт ВЕРАНОЙ (40).
САН САНЫЧ
– О, Ваня, наконец-то! Иди сюда, познакомься с твоей новой мамой. Ну, живо-живо, вечно ты телепаешься!
Иван вздыхает и топает по лестнице наверх.
Он подходит к отцу и мачехе. Отец улыбается, Верана смотрит строго, сощурив глаза. Она красива и хорошо одета, но у неё холодные пустые глаза.
САН САНЫЧ
– Вот, дорогой – это Вероника Арнольдовна! Прошу любить, так сказать, и жаловать. Она будет жить у нас. Слушайся её как меня самого – у Вероники Арнольдовны высшее педагогическое образование между прочим.
ИВАН
(заикаясь)
– Ив-ван...
ВЕРАНА
(умильно улыбаясь)
– Вот и славненько! Я уверена, Ванечка, что мы с тобой непременно подружимся. Иди ко мне, милый!
Иван нехотя подходит к Веране.
Верана целует его в лоб и гладит по голове.
На лице у Сан Саныча появляется слащавое довольное выражение.
ВЕРАНА
– Какой хороший парень, муженёк! Статный – ну весь в тебя! И умница наверняка такой же, - я права?
САН САНЫЧ
(несколько смущённо)
– Да уж... Кхым!.. С учёбой чуток не того... Может ты его подтянешь, а, Вероника? А то я, прямо сказать, не справляюсь...
ВЕРАНА
– Конечно, дорогой, конечно подтянемся! У меня и не такие подтягивались...
Она обнимает Ивана и прижимает его к себе.
Иван весь сжимается от смущения, на лице у него отражается растерянность.
ВЕРАНА
– Ух ты, мой золотенький! Учиться не любим, да? Подленивамся, да?
Верана отстраняет его от себя, держа за плечи, и смотря Ивану прямо в глаза пронизывающим насквозь взглядом.
ИВАН
(смущённо)
– Да не, я это... я лю...люблю... П-просто я...
ВЕРАНА
(повернув голову к мужу)
– А может его за границу отправить, а, Саша?
САН САНЫЧ
– Спрашивал – не хочет... В Англию предлагал...
ВЕРОНИКА
(качая головой)
– Ай-яй-яй! Это надо же – в Англию, да не хотеть... А ещё сын состоятельного человека... А врачам его показывали? Психиатрам? Психологам?
Иван низко опускает голову.
Сан Саныч нервно смеётся.
САН САНЫЧ
– Да нормальный он... Почти... Ленив просто. Весь в мамочку, наверное... Ты же знала Ирину...
Верана понимающе покачивает головой.
Иван смущается ещё больше, краснеет.
ВЕРАНА
(неискренне)
– Да... Да!.. Ирочку очень жалко. Ох, уж эта ужасная автокатастрофа!
САН САНЫЧ
– О, и не говори!.. Ира тогда погибла, а Ваня выжил каким-то чудом. И заикаться после этого стал. Он ведь ранее успевал в школе. А после – ну как отрезало. И школа хорошая очень – я ж в ней сам учился. Видимо, характер слабый...
Из комнаты выходит крупный и жирный подросток. Он усмехается и презрительно глядит на Ивана.
САН САНЫЧ
– А вот, кстати – познакомься со своим братом. Ну да, он тебе теперь брат. Это – ЭДГАР (16)!
Эдгар расслабленно подходит к Ивану, смотрит на него снисходительно и по-прежнему вальяжно усмехается.
ИВАН
(поворачиваясь к брату вполоборота и протягивая ему руку)
– Ив-в-ван...
Эдгар тоже протягивает руку навстречу Ивановой, но ловко уклоняется от рукопожатия и жмёт воздух рядом с его ладонью. После растягивает рот в издевательской ухмылке и бьёт Ивана по плечу левой рукой.
ЭДГАР
– Привет, братан! Ничё – мы поладим. Мы тут так заживём – у-ух!
5. НАТ/ИНТ. КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ДВОР ШКОЛЫ – ДЕНЬ
Два пацана, одноклассника Ивана, заглядывают, держась за подоконник снаружи здания, в окно кабинета директора, расположенное на первом этаже школы.
Видно, как возмущённый директор выговаривает Ивану и его отцу. Сан Саныч кипит от злости, а Иван подавленно молчит. Разговор почти не слышен, разобрать слов нельзя.
Пацаны прыгают на землю и беззвучно ржут, показывая на окно пальцами.
6. НАТ. УЛИЦА ВОЗЛЕ ШКОЛЫ – ДЕНЬ
Иван с отцом стоят на улице рядом с роскошным чёрным "Бентли".
САН САНЫЧ
(зло)
– Я тебе говорю, или этому дереву?!
Он указывает папльцем на липу, растущую рядом.
Иван молчит, низко опустив голову.
САН САНЫЧ
(свирепея)
– Нету у меня сил никаких больше с тобой возитсья! Хоть в интернат сдавай!.. Когда за ум возьмёшься, болван, а?
Иван разводит руками, не поднимая головы.
САН САНЫЧ
(плюнув в сердцах)
– Всё!.. Топай давай ножками! Видеть тебя не могу! Тупой дебилоид!
Он раздражённо отмахивается от сына рукой, затем садится в машину и резко трогается с места.
Иван смотрит вслед "Бентли" с тупым выражение лица.
7. ИНТ. ДОМ ИВАНА – ДЕНЬ
Эдгар и Верана ругают Ивана. Эдгар трясёт его за ворот, Верана закатывает глаза и что-то гневно высказывает.
Затем она становится в гордую позу и указывает пасынку на дверь, выпрямив в ту сторону руку с точащим указательным пальцем.
Эдгар выволакивает Ивана из кабинета матери и спускает его с лестницы пинком под зад. Тот бежит по ней, спотыкается и растягивается на полу.
Эдгар, уперев руки в бока, злорадно смеётся, стоя наверху лестницы. Затем не спеша уходит.
Иван, кряхтя и держась за бок, поднимается на ноги.
ИВАН
(грозя кулаком вверх по лестнице)
– У, г-гадкий Эдгашка! И м-мамашка твоя Верана т-тоже гадкая!
8. ИНТ. ДОМ ИВАНА БИБЛИОТЕКА – ВЕЧЕР
Иван заходит в полуоткрытую дверь библиотеки, включает свет. Он ищет котёнка.
ИВАН
– М-мурзик!М-мурзик! Кис-кис-кис!
Он ищет его везде в большом помещении: заглядывает за занавески, в полуоткрытый шкаф, под стол, за диван...
Наконец находит: котёнок сидит под старинным диваном, тараща на Ивана глазки.
Иван залезает за диван, слегка отодвигая его от стенки.
ИВАН
(хватая непоседливого котёнка)
– А, вот ты где, п-проныра! М-мурзик, М-мурзичек, М-мурзилка!..
Он сажает котёнка себе на колени и гладит его.
Котёнок вырывается, царапается и кусается. Иван его не отпускает.
Внезапно в библиотеку кто-то входит. Иван осторожно выглядывает из-за дивана краешком глаза и видит Верану и Эдгара.
Иван быстро отшатывается назад, прячась от новых родственников.
ВЕРАНА
(недовольно)
– Опять этот негодяй свет забыл выключить!.. Заходи, Эдгар, тут никого нет, здесь и договорим...
Они садятся на диван, за которым спрятался Иван.
Тот в ужасе замирает.
Котёнок кусает ему пальцы, но Иван терпит, морща лицо.
ВЕРАНА
– Так вот, надо нам этого дебила первым со свету сжить... А потом и папашку Сашку за ним отправить. Хоп – и все его денежки будут наши!
Верана усмехается, а Эдгар злорадно смеётся вполголоса.
ЭДГАР
– А как ты, мамаша, дурака этого Ивашку хочешь угробить? Он же домосед конченый и никуда, кроме школы, не выходит. А дома, я так полагаю, трогать этого идиота нельзя – нас ещё заподозрят...
ВЕРАНА
(вполголоса, оглядываясь по сторонам)
– Да имеется у меня один верный способ... Отправлю я его к своей сестре. Она тоже ведьма, только живёт в другом измерении. До того она злая да коварная, что её боюсь даже я. А чтобы Ивашку к ней в лапы отправить, я его в цирк сводить пообещаю или на аттракционах там покататься...
ЭДГАР
– Ха-ха! Верно, мамуля, правильно! Ну, ты у меня и голова!
Они поднимаются и с довольным видом уходят, выключая за собой свет.
Иван выглядывает из-за дивана. В отсвете с окон у него светятся белки глаз, лицо перепугано.
Он медленно идёт к двери, держа котёнка в руках, затем открывает дверь и осторожно выглядывает наружу.
Там никого нет.
Иван выходит из библиотеки и, крадучись, идёт к себе.
Снаружи звучит сирена автосигнализации. Иван вздрагивает и опрометью бросается к дверям своей спальни.
Он заскакивает туда, быстро раздевается и ныряет под одеяло с головой вместе с котёнком.
Потом он осторожно выглядывает из-под одеяла, откуда торчат его глаз и нос. Затем быстро прячется обратно.
(продолжение следует)