Ветка, повар и голодные кошки

Зайнал Сулейманов
                Нет ничего большого, чего не начиналось
                бы с малого: так и великие несчастья имеют
                обыкновение проистекать из поступков,
                которые кажутся нам незначительными…

                1

   Проводив жену и маму, он заторопился домой.
   
   Вышел за ворота, вдруг вспомнил, что чайник на плите оставил.
   
   Хорошо, что рядом совсем живёт, прибавил шагу, и, проходя мимо старого раскидистого тутовника у родительских окон, почувствовал, как одна из нижних веток оцарапала лицо до крови, чуть не попала остриём в глаз.
   
   Отломил в ярости толстую обидчицу, швырнул на дорогу.
   
   В другое время не впал бы в ярость, не сорил бы где попадя!
   
   Хотел вернуться, поднять, да махнул рукой, побежал дальше...

                2

   Сон ей был живой: день яркий, она во дворе своём, у ступенек подвала, смотрит вниз.
   
   Рядом двое незнакомцев.
   
   Вдруг один из них чернеет лицом, стал темнее сажи и второй.
   
   Чернота, надвигаясь неумолимо из ниоткуда и на неё, пеленает тело с волей так, что не пошевелить и кончиками пальцев.
   
   Ужас нарастает и сгущается, и вот случается: безобразна и она!
   
   Кто - то из чистых, стоящих в стороне, утешает, что зараза, мол, какая - то, вернётся скоро прежний облик.
   
   Не верится, но даже если и так, позорна до жути маска бесчестия (а в том, что это именно она, нет ни малейшего сомнения ей!) и открыта каждому душа негодная её, отображённая теперь и на челе - смотрите, любуйтесь той, что...   
   
   Проснулась, слава Богу, проснулась, иначе б…
   
   Чего иначе б, и сама не знала, но оставаться во власти наваждения было уже нестерпимо…
   
   Отдышалась…
   
   Скрипнула дверь, раздался голос дорогой:
   
   - Мама, закрой глаза! Не подсматривай! Угадай, чего несу?
   
   - Вай*! Пирог ореховый! Да?!
   
   - Он самый! Пышный, румяный! А пахнет! Нетерпеливый, надоел!
   
   - Кто?
   
   - Да пирог же!
   
   - Вай! Как это!
   
   - Не успел вынуть из духовки, причитать стал: " Неси ж меня к маме, неси, скорей!" .
   
   - Всё шутишь! А что случилось?
   
   - А должно?
   
   - Нет, но раньше мы баловались такими только по праздникам! 
   
   - Довольна?
   
   - Конечно!
   
   - Твоя радость - мой праздник! Кроме того…
   
   - Чего, сынок, не томи!..
   
   - В этот день Джамиля моя ушла. Обожала плов по - узбекски, вот и он, съешь чуть, помяни её! Плачешь?
   
   - Ой, я и забыла! Уйди, пожалуйста, уйди!
   
   - Зря я тебя растревожил! Да что с тобой, что?! Тётю позвать?
   
   - Не надо! Оставь, умоляю, потом приходи!..
   
   Голос стал дурной, почёл за лучшее, уразумев шестым чувством, что никто ей не нужен сейчас, убраться.
   
   Едва закрылась дверь, повернулась на правый бок, к стене. Легла б на живот, как любила маленькой, но при ста килограммах теперешних не могла никак.
   
   Боль такая, что хоть на стену лезь!
   
   Сжала кулаки, сплела судорожно пальцы так, что кисти побелели. Зарылась в подушку, взвыла.
   
   Смогла б, разорвала грудь, ответила б душе, что ходуном в клетке ходит, ломясь наружу.
   
   Выпустила б…
   
   К невестке, которую убила пять лет тому назад…

                3

   Встал на колени, опустил с рук пушинку - возлюбленную рядом.
   
   - Был гол, стал одет…
   
   Прыснула, хотя и пребывала, опустив голову, в смущении великом перед наготой мужниной и своей.
   
   - Чего смеёшься?!
   
   - Хорош наряд! Где же шьют такое?! Видела однажды похожий!
   
   - Где ателье, узнаешь, едва дитя понесёшь! Подожди, подожди, -
напустил он строгости, - что значит: " Видела однажды похожий"?! А стеснение где? Да ты распутница!
   
   - Ты ж муж мой! Я знаю многое о тебе! Ты и повар, и кулинар, и боксёр - разрядник! Ещё смешной и добрый!
   
   - Ты не ответила  "смешному и доброму"! Где видела?!
   
   - В школе, его Давидом звали!
   
   - ?!
   
   - В учебнике истории средних веков. Скульптура такая!
   
   - Ставлю пятёрку! А сейчас новая тема, слушай и не перебивай! Я счастлив, и знай о том! Был гол, теперь в одеждах блаженства, был нищ, стал богат на жёнушку, едва услышал, что согласье сватам любимая дала! Не верил до последнего, я ж так себе, а ты - прекрасная, красивая*! Первая ночь, сиятельная ночь, наполню обожанием сегодняшним каждый миг твой, покуда дышу! Сокровище, тобою жив! И всё ж…
   
   - Глупый, с чего взял, что некрасив?
   
   - Уже и мысли читаешь?! А нос орлиный?
   
   - Не павлиний же!
   
   - "Не павлиний?! " А какой он у них?!
   
   - Откуда мне знать, я ж за орла вышла! Кроме того, ты на красавца Расула похож, Гамзатова*! И где - то на Жана Рено*!
   
   - Вот и родишь от меня мальчиков, девочек! Но только на себя похожих, клювик, знаешь ли, несколько напрягает!
   
   - Что сеятель посадит, то и взойдёт! Но господину угодить хотелось бы! Если девочка - в меня, если мальчик - в тебя! Ну же!
   
   - Чего "ну же"?! Не шепчи, громче скажи!
   
   - Да сей уже!
   
   - Ах да! Сей миг, госпожа, сей миг, уже, я и сам в нетерпении!..
   
   Луна полная за окном, тишина звенящая, две жизни слились в одну - красота, благодать!
   
   Но, увы, пора и рассвет встречать!..
               
                4
   
   Невестку она невзлюбила, едва та переступила порог.
   
   У лихой свекрови и сзади глаза, как увидит молодую, тут в них и темнеет.
   
   Раздражает всё: сидит не так, ест не так, готовит не так, не так ходит, в доме не тот порядок, к сыну не так относится.
   
   Видит в зеркало, что брюзгою становится, но совладать с собою не может.
   
   И мама корит:
   
   - Отстань от молодых, живут отдельно, денег не просят, наоборот, стараются тебе подкинуть или подарок какой купить. А ты заявишься в гости в их дом - всё вверх дном, или она тебя навестит - тут же пилишь бедную. Смотри, так и сына недолго потерять!
   
   О, тот у неё золото, на что ей клад, коли дети идут в лад! С отрочества мечтал вкусные блюда готовить, выучился. Теперь шеф - поваром в ресторане восточной кухни.
   
   Любимое дело, как любимая жена, не опостылеет: рукам работа - душе раздолье. Коллекционирует рецепты, балует её новым часто! Хочет своё заведение открыть, всё к тому и идёт...
   
   Отец - один из лучших в городе автомехаников по иномаркам, перенял у него навыки.

  Но страсти своей не изменил, напарником, как папа ни звал, к нему не пошёл. 
 
                5

   Постучался тихонечко, вошёл, присел.
   
   - Я лекарство приняла, сил нет, вздремну чуть. Который час?
   
   - Десять, бабА*.
   
   - Сегодня ты побудь со мной, ладно?
   
   - Конечно, если вдруг усну, позови.
   
   Лёг на диван, думал, продержится, но впал в дрёму скоро, проснулся в два утра, аккурат перед азаном*, который доносился ясно из мечети через улицу и сюда.
   
   Взглянул на маму, стараясь не разбудить, вышел во двор, совершил омовение. Вернулся, встал на молитвенный коврик, завершив намаз, воздел руки к Небу.
   
   - О, мой Господь! О, Господь мой! Прими мольбу, которую скажу, как умею! О, мой Аллах, защити маму от болезни, помилуй её так, как и она проявляла милость ко мне, родив в муках и вырастив в трудах и заботах бессонными ночами да днями! О, мой Аллах, сделай маму счастливой так, как и она меня! О, Щедрый и Справедливый, дай мне счастья все грехи мамины взвалить на себя, и не тяжела будет ноша - какие ж прегрешения у неё?! О, мой Аллах, пусть впредь не будет в жизни родителей моих никаких бед, и болезней, убереги их и от толики плохого! Дай исцеления ей, а если нет, прими большие и малые дела мамины, сделай её из тех, кого не постигнет грусть и страх при встрече с Тобой в День Суда, когда все люди встанут для расчёта перед Тобой, возвысь мою маму Раем Фирдаус*! О, Аллах, прошу Тебя, не оставляй пустыми руки просящего в час утренний! Аминь!
   
   Поднялся, подошёл к окну, раздвинул чуть жалюзи.
   
   Луна, звёзды во мгле чернильной. Тишина глухая на этой стороне Земли. Воздух не пуст,наполнен густо чем - то таким, что становится не по себе, как если б кровожадный дикий зверь смотрит на тебя немигающим взглядом, давая знать о том, что прокричит петух или нет, рассвет наступит, но может уже и без тебя.
   
   Потому и ждёшь скорей зари…
   
   Открыл андроид, прочитал слова великого*, сохранённые в закладках:
    
   "Весь день я думаю об этом,
    И говорю об этом ночью:
    Где был я перед этим светом?
   Создатель мой, чего Он хочет?
   Ответа нет.
   Xочу лететь над морем, лесом ...
   Мне холодно в моём зимовье.
   Не птица ль я земли чудесной,
   В чужом сидящая гнездовье?
   Ответа нет.
   Могу я спрашивать часами.
   Ужель останусь без ответа?
   Ответа нет. 
   Кто на тебя глядит глазами
   Моими? Не душа ли это?"
   
   И вправду, взор суровый, который чудится в час урочный, не души ли собственной взор?
   
   Задумался, не сразу услышал зов родной.
   
   Включил настенный ночник под зелёным матерчатым абажуром, разлился в комнате мягкий свет. 
   
   - Да, мама?
   
   - Сын мой, я знаю, что вернули меня из больницы умирать, да вот не отмучусь никак. Выслушай и, ради Бога, не перебивай, чего бы не услышал, правда тяжела мне, не вынести мук одной. Ради Бога, молчи! Да?!
   
   - Да.
   
   - Относилась я к Джамиле, как к падчерице мачеха. На людях - ангел - не свекровью, наедине с невесткой чуть коброю не шипела. Задевала подлее некуда - когда никого рядом нет. Зная даже, что, если б у твоей сестры была свекровь такая же, я б возненавидела ту. Зная даже, что крошечка ни разу не побежала жаловаться ни к тебе, ни к маме с отцом, чтобы спросить, зачем же в дом змеи такой отдали! Мне было наплевать, что и как там у вас: плохо ли готовит, хорошо ли, готовит ли вообще, лежит ли днями с телефоном в руках на диване, не прибираясь, не стирая. Единственное, что обижало - то, что ты никогда не ел с моего стола, берёг, сам готовил, но никогда не угощал жену, ценил еду с её рук. Но и это не причина моего сумасбродства. Я смотрела на жену твою и меня … меня сводило с ума, что …она в самом цветении, а я увяла. Я стала похожа на неразумную, которая вовсе не из бережливости зажигает тридцать свечей на своё сорокалетие. Я… сохла от зависти, меня убивало, что каждый день вижу перед собой нежнокожую, стройную, молодую. Она - лебедь, я гусыня, она звенит ангельским голосочком, я каркаю вороной! Я, захотев обмануть время и, зная, что день никогда не сменяется днём, возроптала против установлений Бога - вот и приведена к этому...
   
   Вгляделась пристально в лицо сыновнее, отвела взор, замолчала перед тем, как поведать о худшем…
   
   Тот сидел на стульчике, опустив глаза долу, не переменил положения, тогда и продолжила:
   
   - В тот вечер я шла с педсовета. Мне была несносна сама мысль о том, что увижу дрянную, ноги же сами сделали крюк, понесли к вам. Просто так, чтобы досадить чем. Через окно увидела, что ты обнимаешь её. И… задумала отнять у неё радость этой ночи. Притворилась нездоровой, упросила тебя отпустить её помочь. Заставила перемыть посуду, сделать генеральную уборку, постирать. Она легла во втором часу ночи. Разбудила ж я её в пять утра. Сказала, что побелить дом с улицы хорошо б, пока солнце не поднялось и прохладно. Перед этим заставила тротуар подмести.
   
   Сын вздрогнул, она уловила это, замолчала.
   
   Не сказал, что в тот день у них был большой заказ: они пекли с раннего утра и до вечера чуду* на свадьбу.
   
   Жёнушка валилась с ног, мечтая поскорее упасть в постель.
   
   Он не хотел всё ж отпускать, да хозяюшка отговорила, сказала, что неудобно же больной маме отказывать.
   
   Выходит, несчастная и трёх часов не проспала тогда.
   
   - Подмела перед домом, - продолжила мама, боясь, что сын заговорит, - я же видела, что шатается от усталости, но только и слышала от неё: "Да, мама, да мама, чего ещё, мама?!". О, если б слово против молвила хоть раз! Но нет!
   
   Жаба душила меня, вот и велела убрать напоследок веточку тутовника. Сорванная кем - то, она лежала на дороге, далеко от тротуара. Она пошла за ней, наклонилась подобрать, тут и сбил её шофёр, у которого падучая случилась.Вот я и накормила кошек!
   
   - Каких кошек? - спросил он встревоженно, подумав, что уж не бредит ли…
   
   - Которые на душе скребут!.. Скребут, значит, есть хотят.
   
   - Ну и как?
   
   - Ещё больше просят…
   
   Зорче прежнего вгляделась бы слабеющими глазами в черты дорогие, да поднять взор не смела, обозревала взглядом сердечным в страхе бурю в душе сына.   
   
   "Бог мой! Вот из - за одного этого нежелания стареть не стало жены?! Зародыша?! Который взор наш ласкать бы мог теперь мальчикм иль девочкой! Из - за одного этого??? Я не понимаю!!! Мама, мама, мама - а - а, я не понимаю!!!…"
   
   Осколки разбитого вновь изрезали грудь, сквозь раны хлынула такая тоска, что он, дабы не смутить несчастную, едва успел убить отображение её на лице.
   
   Ждала меж тем.
    
   Вспомнил историю, которую рассказывал на проповеди пятничной имам*.
   
"Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) жил человек по имени Алкамат, известный великой набожностью. Он заболел и был при смерти, и его жена обратилась к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) с просьбой прислать к мужу людей для того, чтобы помочь ему произнести слова единобожия -   шахаду*, которые должен, уходя из жизни, сказать каждый мусульманин.
   
   К нему были посланы Омар, Сухайб и Билал. Они начали говорить ему, чтобы он произнес шахаду, но язык не повиновался ему, как если бы что - то грузом тяжким лежало на нём.
   
   Они вернулись к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы узнать, как поступить лучше.
   
   - Есть ли у него родители? - спросил он.
   
   - Да, престарелая мать.
   
   - Приведите её, если может ходить. Если нет, то я пойду к ней сам. 
   
   Она явилась, и когда её спросили о сыне, сказала, что сердится на него из - за того, что тот потакал жене и не уделял внимания ей.
   
   - Вот что держит его язык, - сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и приказал собрать побольше дров.
   
   - Для чего? - спросила встревоженная мать Алкамата.
   
   - Чтобы бросить его в огонь.
   
   - Это же мой сын, я не вынесу этого!!!
   
   - Но муки Аллаха сильнее!
   
   Тогда она при всех простила от всего сердца сына.
   
   Сподвижники снова были посланы проверить, развязался ли язык Алкамата.

   И как только они вошли в комнату, услышали из уст умирающего слова шахады.
   
   На его похоронах Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), обращаясь к асхабам*, сказал, что тот, кто ставит жену выше матери, проклят Аллахом, ангелами и людьми. Аллах примет его деяния только после того, как сделает добро матери и добьётся её прощения."
   
   Пусть тут было ровно наоборот, но и он не мог собрать дрова, поднести лучину…
   
   Одолев дорогу, которую прошёл бы при обстоятельствах иных за сто лет, за секунду: 
   
   - Мама! Пропадут ученики без француженки - то! Директора вчера видел. Спрашивал, когда ты выйдешь на работу. Хочешь, за год как Бельмондо* заговорю! А ещё научусь шпрехать*, спикать*. Хотя нет, не надо, с малых лет люблю итальянский с арабским! Но это мечты, а французский осилю! Ты ж знаешь, если даю слово, то и держу! Будем парлеить* вдвоём! Да?
   
   Это прозвучало так мило, что не сдержала улыбки.
   
   - Шутник! Не надо учиться тому, что не пригодится…  Vous savez bien que je suis malade. Je suis de retour et je suis malade. 
   
   - Вы… знаете, что… я больна. Я… вернулась, и я больна.
   
   Он повторил это еле слышно, но учительница услышала, похвалила:
   
   - Всё верно перевёл! Умница! Вот и поговорили... Сын мой, я очень и очень больна! Ты отпустил, я собрала в дорогу хлам свой, ухожу в тряпье из дел ужасных! Прости меня, и пора к арабскому перейти, позови папу, прочитай "Ясин"*. Ты же и это можешь…
   
   Прочитал, и слёзы обильные лились с равнин щёк его в бездну горя, когда на руинах долгих лет, проведённых вместе, таяла на руках, шепча до последнего вздоха славословия Господу при заре тяжёлой, залитой расплавленным золотом, золото - мама, которой участи было невыносимо жаль...
   
   И только здесь и вспомнил, что ветку злую, которая погубила жену, бросил на дорогу он сам…
               
               
                6


   …Так и великие несчастья имеют обыкновение проистекать из поступков, которые кажутся нам незначительными…
   
   И наоборот, добрые свершения размером даже и с пылинку отзовутся однажды…
   
   Давным - давно к одному человеку явился во сне отец.
   
   - Ты ушёл от нас к Аллаху, и как же Он встретил тебя?! - воскликнул сын в нетерпении.
   
   - Он спрашивал, я отвечал:
   
   - Разве Я не дал тебе достаточно времени, чтобы ты наполнил хорошими деяниями прожитое?
   
   - Дал!
   
   - С чем же ты пришёл ко Мне?
   
   - Тридцать раз я совершил пешком хадж* ради Тебя!
   
   - Я не принял этого!
   
   - О, мой Господь, сорок лет я воевал на Твоём пути!
   
   - Я не принял этого!
   
   - Я шестьдесят лет читал ночами Коран, а днями постился, поминая Тебя!
   
   - Я не принял этого!
   
   - Я жил бедно, добывал пропитание потом, но сумел помочь бедным, как Ты повелевал, раздал им сорок тысяч золотых динаров.
   
   - Я не принял этого!
   
   - Тогда я потерпел убыток в делах земных, делай со мною чего пожелаешь!
   
   - А помнишь, как шёл ночью по дороге и увидел большой камень, о который могли споткнуться люди и животные, и ты убрал его в сторону, чтобы тот не повредил никому, и о том знали только ты и Я?
   
   - Да, о мой Господь, помню!
   
   - Мне и этого достаточно, войди в Рай!..


Примечания:
1)Вай - возглас, выражающий разнообразные эмоции.
2)Прекрасная, красивая - значение имени Джамиля.
3)Расул Гамзатов – аварский пот.
4)Жан Рено - французский киноактёр.
5)БабА - мама по - аварски.
6)Азан -  призыв на молитву, читаемый с минарета.
7)Фирдаус - в Исламе самая верхняя степень Рая.
8)Слова великого - отрывок из наследия Джалаладдина Руми, выдающегося поэта - суфия XIII века.
9)Чуду - тонкие пресные лепешки с разнообразной начинкой
10)Имам -  стоящий впереди; тот, кто руководит молитвой в мечети;.
11)Шаха;да - свидетельство о вере в Единого Бога Аллаха и посланническую миссию Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!)   
12)Асхабы - сподвижники Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!)
13)Жан - Поль Бельмондо - французский киноактёр.               
14)Шпрехать, спикать, парлеить - просторечное, разговаривать по - немецки, по - английски, по - французски.
15) Ясин - тридцать шестая сура Корана. Её читают над умирающим и за умершим.
16)Хадж - пятый столп Ислама, паломничество, связанное с посещением Мекки (Масджид аль-Харам)и её окрестностей(гора Арафат, долины Муздалифа и Мина) в определённое время.