История Турции часть 3

Николай Мринский
Большое значение как торгово-ремесленные центры имели города Конья, Кайсери, Сивас, Эрзурум, Аксарай и др. Первые три города насчитывали по 100-120 тыс. жителей. Ремесленники и торговцы были объединены в цехи. С мусульманскими цехами было тесно связано военно-религиозное братство «ахи» (братья), защищавшее их интересы. Среди ремесленников и торговцев, особенно в ремеслах, требовавших большого мастерства, преобладали армяне, греки и персы. В Сельджукском султанате было много рабов, захваченных в полон во время походов и набегов. Рабы служили предметом оживлённой торговли. Часть рабов использовалась в земледелии и скотоводстве, часть - в домашнем хозяйстве. Рабов можно было легко узнать по внешнему виду: они ходили полуголыми, с побритой или коротко остриженной головой, в ухо раба было продето кольцо. По своему государственному устройству Сельджукский султанат был феодальной монархией, но в нём сохранились многие племенные пережитки. Главой государства был султан, которого возводили на трон кpynныe феодалы и высшие сановники. Строгого порядка престолонаследия не существовало. В 1264 г. в результате интриг некоторых высших сановников был отравлен султан Рукнеддин, а на трон был посажен его шестилетний сын. Разумеется, реальная власть принадлежала этим сановникам. Центральные управления были сосредоточены в столице - Конье. Это были канцелярии (диваны), по различным отраслям администрации. У сельджуков они назывались также «капу» - «ворота».

Существовал и центральный диван, или меджлис, нечто вроде госсовета, куда входили высшие сановники, они же крупные феодалы. Со временем, под влиянием придворных порядков Ирана и Византии, султаны завели роскошные дворы. Им подражали члены династии и крупные беи. Власть султанов опиралась на войско, основу которого составляло феодальное ополчение. Личная охрана султанов - гвардия - состояла из лучших воинов, набранных из пленников и купленных рабов (так называемые гулямы или огланы). Племенные отряды сохранились, но они всё более теряли значение как военная сила. В конце ХП в. появились также наёмные войска. Общая численность султанского войска иногда достигала 200-250 тыс. чел. Это объяснялось почти поголовным вооружением боеспособных сельджуков. В Сельджукском султанате, как и в любом другом мусульманском государстве, действовал шариат. На основе этого мусульманского права разрешались государственные дела, им руководствовались судьи-кадии при рассмотрении гражданских и религиозных дел. Наряду с шариатом широко применялось и обычное право огузских кочевых племен - тюрэ. С развитием феодальных отношений, эксплуатация крестьян всё более усиливалась. Свободные крестьяне теряли свои земли, крестьянство в целом всё более страдало от произвола феодалов, высоких налогов, частых междоусобных войн. Ухудшение положения крестьян вызвало рост их недовольства, которое нашло своё проявление в распространении религиозных ересей. Главной из них для ортодоксального суннитского духовенства был шиизм - второе из двух основных направлений в исламе.

В рассматриваемое время шиизм в Иране и сопредельных странах был идеологией крестьянских движений и противопоставлялся суннизму, которого придерживались правящие круги. Шиизм преследовался властями и духовенством суннитского толка, и это привлекало к нему симпатии обездоленных и эксплуатируемых масс. В шиизме развит культ мученичества, и социальные низы, которые сами вели жизнь, полную невзгод и лишений, видели в нём идеологию, отвечавшую их умонастроению. Если к этому добавить, что в шиизме гораздо сильнее, чем в суннизме, развита идея мессианства, вера в приход мессии - Махди, который восстановит в первоначальном, чистом виде ислам, установит социальное равенство и справедливость и уничтожит зло на земле, то можно понять, почему в государстве Сельджукидов, как позднее и в Османской империи, среди турецких масс были распространены шиитские идеи, родиной которых был Иран. Их распространяли приверженцы различных мистических братств, или орденов, - суфии или дервиши (первое слово означает «одетый в шерсть», второе - «нищий»). Количество орденов дервишей особенно увеличилось в ХIII веке. Большим влиянием в крестьянских массах пользовались ордена бабаи, календерийе и руфаи. Дервиши и их руководители - шейхи, - проповедовавшие в массах шиитские идеи, призывали к аскетическому образу жизни, т. е. к отказу от мирских благ. Они требовали социального равенства, порицали несправедливость существующего строя и пророчили, что грядёт Махди, который ликвидирует гнёт на земле и установит царство справедливости.

Дервиши, их шейхи, или бабаи нередко возглавляли крестьянские восстания, а также восстания городских низов в странах Ближнего Востока. Одним из них было восстание кочевников и оседлых крестьян в Сельджукском султанате, вспыхнувшее в 1239 г. Его возглавил дервиш из ордена бабаи Баба Исхак. По сообщению Ибн Биби, летописца этой эпохи, он был родом из Кафер-суда, предместья крепости Самосаты (или Сумаисат, ныне Самсат), на правом берегу Евфрата, к востоку от Мараша. Баба Исхак был мюридом, т. е. учеником Баба Ильяса Хорасани, который жил в Амасье и проповедовал среди турок шиитские взгляды. Делал это среди своих соплеменников и Баба Исхак. Затем он отправился к своему учителю в Амасью, поселился в одной из окрестных деревень и нанялся пастухом. Своим аскетическим, благочестивым и добродетельным образом жизни, а также своими проповедями он завоевал симпатии и доверие крестьян. Из места своего уединения Баба Исхак через своих учеников распространял послания среди населения, в которых клеймил позором султана Гияседдина Кейхюсрева II, предававшегося пьянству и разврату. По словам исследователя Ибн Биби, «когда любовь и тяготение к нему ещё более укрепились в сердцах народа», Баба Исхак направил своих учеников в родной Кафер-суд и в Мараш к туркменским племенам и предложил им быть готовыми по его призыву поднять восстание. Вскоре, по сигналу, племена восстали и, «как чёрный дым» (Ибн Биби), распространились по областям.

Против них были брошены войска, но восставшие нанесли им тяжёлое поражение. Вторично они разгромили высланное для их подавления войско в районе Малатьи и двинулись в район Сиваса. Далее их путь лежал через Токат и Амасью. Всех, кто препятствовал движению, уничтожали. Баба Исхак объявил себя «посланником Аллаха» («Расулуллах») и его мюриды торжественно внесли на носилках в Амасью. Когда известие об этом достигло столицы Коньи, объятый страхом султан Гияседдин Кейхюсрев II покинул её, но успел организовать и направить войска на подавление бунтовщиков. В итоге борьбы Баба Исхак и его ближайшие ученики были схвачены и повешены. Несмотря на гибель «Расулуллаха» и призывы прекратить сопротивление, повстанцы продолжали свои выступления, добившись новой победы. Чтобы "загасить" пламя мятежа, султан был вынужден снять из Эрзурумской области погранвойска и спешно направить их к Кайсери. Среди них были христиане-наёмники, «варанги» (арабское произношение слова «варяги», аналогичное русскому - «варяг»; так называли скандинавских воинов-наёмников, которые служили и Византии и Румскому султанату). Повстанцы расположились табором в долине Малийе, в провинции Кыршехир. Обнаружив приближение войск султана, они атаковали их, но «франки», находившиеся в первых рядах, устояли. Повторная атака восставших также не принесла им успеха. Затем султанские воины контратаковали и повстанцы, понеся большие потери, обратились в бегство.

Вслед за этим началась беспощадная расправа над участниками восстания и членами их семей. Летописец Ибн Биби повествует - «Не щадили ни старых, ни молодых... Кроме 2-3-летних детей, никого не оставили в живых... Жены, дети, имущество, снаряжение восставших, после вычета одной пятой в пользу султанской казны, были разделены среди воинов». Так, с большим трудом было подавлено первое в истории Турции крестьянское восстание. Это было одно из крупнейших народных восстаний в средние века на всем Ближнем Востоке. Было недовольство не только среди крестьян, но и среди низов города - ремесленников, торговцев. Как и в деревнях, оно нашло выражение в создании различных мусульманских орденов, из которых некоторые носили сектантский характер. Такой, например, была организация, называвшаяся «Абдалан-и Рум», т. е. «дервиши Малой Азии». О происхождении секты говорит другое её название - «Святые мужи Хорасана». Самым влиятельным орденом в городах было братство «Джелялийе», названное так по имени его основателя крупного поэта, философа, мистика и гуманиста Джеляледдина Руми (1207-1273), которого его ученики называли «мевляна» - «учитель наш». По этому названию уже после смерти Джеляледдина Руми орден стал называться «мевлеви». Д. Руми проповедовал мистические идеи о бренности земного существования, призывал к покорности, но вместе с тем протестовал против жестокости и насилия. Он призывал к мирному сожительству христиан и мусульман, утверждая, что между ними нет никакого различия.

Продолжение следует в части  4                http://proza.ru/2020/09/25/1935