Давняя история

Михаил Желамский
Действительно, это давняя история. Еще в школе, помню – писали сочинение на заданную тему «Ваш любимый поэт». Я долго смотрел в потолок, и почесав и поковыряв в известных местах, сдал свой вариант, состоящий из одной фразы – «Поэзию не люблю».  К удивлению, поставили четвёрку.

Далее, пришел интерес к музыке – к гитарной в особенности, супермодному направлению в молодые годы. В результате я знаю и могу воспроизвести на гитаре тысячи мелодий, но не помню ни одного текста, за исключением некоторых сверхособенных, которые невозможно не запомнить. Например: «Прорезала вышка по небу лучом. Как же это вышло, что я ни при чем?» - это мы пацанами пели. Или теперь, из Бродского:  «Пролитую слезу, из будущего принесу, вставлю её в колечко…». Еще есть, но всего несколько за всю жизнь.

Таким образом, мои музицирования, например перед любимой женщиной, имеют всегда довольно странный вид – компьютер с текстами всегда перед носом.
И что это такое? Все не как у нормальных людей…

Я думал на эту тему, естественно. Вот поэзия. Надо так, чтобы окончания слов в соседних строках совпадали? Ну, хорошо! И что? Вот они, окончания, совпадают. Смысл меняется? Да вроде нет. Какая-то новизна появляется в смысле содержания? Тоже нет. «Бродит кот ученый…» Понятно, бродит себе и бродит… Форма другая? Да! И что? Убейте – я не понимаю…

К тому же, совершенно ясно, что дополнительные ограничения, существующие в поэзии — как эти окончания, существенно снижают возможности поэтирующего в передаче смысла. Ну, попробуйте в поэтической форме изложить хоть один из законов Кирхгофа, Максвелла, Ньютона или кого угодно. Вот смеху будет…

Далее, возьмем театр. Вот, некие люди выходят на некую сцену – огороженную площадь, поднятую, как правило, над зрителями, и произносят некие слова: «Бу-бу-бу – леса вырублены, реки высохли…». ОК! Понятно. Все, достаточно. Смысл ясен. Но там, оказывается, еще куча народа бьется над различными декорациями, костюмами, формой подачи этих простых и понятных слов. Зачем? Непонятно! Смысл уже ясен, что еще нужно?

Не забуду мелькнувшую на ТВ – экранах сцену из спектакля на тему «А зори здесь тихие» под режиссурой Любимова – там эти девушки как-бы едут все вместе на место действия, и для передачи движения им режиссером даны в руки такие доски из бортов грузового автомобиля, которые они – девушки так периодически потрясывают. Не знаю как вам, а мне смешно…  Эффект движения можно передать тысячью различных способов, и этот, выбранный режиссером, далеко не оригинален. Я бы придумал не хуже.

Может быть, в театры ходят люди, лишенные воображения? Скажите мне смысл, и я сам представлю, как это может происходить. Слава Богу, фантазией не обижен, и фантазия эта десятки лет оттачивалась на научной работе мирового уровня. Нет, неинтересно! Ни театры, ни поэзия… Сути не меняет. Может быть позже возьмет? Но, вряд ли…    

А современные формы театральных перформансов, где по сценам ходят голые задницы с тезисом «В искусстве можно все», вообще ничего не вызывают, кроме тошноты.

Вот музыка – другое дело! Сразу в душу попадает. Мгновенно. И трепещет там. Симфоническая в особенности. Классные музыканты показывают владение инструментом, что непросто – я знаю, и достойно уважения. Могу слушать оперу – там люди демонстрируют своё вокальное мастерство, что тоже нелегко. Балетные люди вызывают уважение, переходящее в восторг – прекрасное, запредельное владение своим телом под музыку!!! Я так не могу, чаще всего.

А что нам показывают театральные актеры? Выражение лица? Позу? Костюм? Декорации? Не надо мне этого «Бу-бу-бу» с поднятой рукой – я сам прекрасно представлю все то, о чем говорится в фабуле литературного произведения, по которому построен «спектакль».    

И ничего удивительного нет в том, что именно из этой среды – бессмысленно театральной, выпадают такие экземпляры, как МЕ, который у всех на устах сейчас. Что-то я не припомню музыкантов, певцов или балетных – которые пьяными давили бы людей в центре Москвы.  Какой от него прок, от театра, непонятно?

А любимое мое занятие – наука – четко выделить смысл,  сформулировать фабулу – проблему, представить !!! её, собрать доступную информацию, систематизировать, и найти решение с Божьей помощью, дающему потрясающую возможность действительного прикосновения к скрытым тайнам природы, не терпящих никаких «Бу-бу-бу» с поднятой рукой на авансцене, прости Господи.

Таким образом, людское – театры, поэзия, суды, религия – не берет, не цепляет за душу.
Божеское – музыка, вера, наука, любовь – да, сразу в душу, всю жизнь так, и будет так до конца.
Что это такое? Все не как у людей. Давняя история… 

СПб,
2020, сентябрь

P.S. Черт побери! Опять не я первый придумал...
Оказывается, Лев Толстой раньше меня высказывался о поэзии отрицательно вообще, но похожими словами - рифмование отвлекает от ясного изложения - я говорю то же самое, и независимо. Всего-то сто лет прошло.
Давняя история...

Вот прямая цитата отрывка из письма Л.Н.Толстого к С. В. Гаврилову, датированного 1908 годом, за два года до смерти графа, то есть как зрелое  завершение своего многогранного творческого пути: «Я вообще считаю, что слово, служащее выражением мысли, истины, проявления духа, есть такое важное дело, что примешивать к нему соображения о размере, ритме и рифме и жертвовать для них ясностью и простотой, есть кощунство и такой же неразумный поступок, каким был бы поступок пахаря, который, идя за плугом, выделывал бы танцевальные па, нарушая этим прямоту и правильность борозды. Стихотворство есть, на мой взгляд, даже когда оно хорошее, очень глупое суеверие».