Моя глусская весна

Татьяна Соколовская 2
Весна… У каждого она своя, как и с ней связанные воспоминания… Настоящих вёсен с белыми, цветущими деревьями и красивыми цветами в жизни северного человека немного.  Тем они ценнее и тем ярче воспоминания о них. Это сейчас, благодаря социальным сетям, мы каждой весной любуемся воздушными деревцами-моделями, совершающими свое парадное дефиле. Только вместо подиума - странички и ленты в «Одноклассниках» и в «Инстаграмах». А раньше приходилось подключать всю силу воображения и фантазию, когда звонившая из Глуска бабушка, среди всяких прочих новостей, упоминала о том, что в саду зацвел крыжовник…   Какой он, этот цветущий крыжовник? Какие у него цветы? Ведь, приезжая на каникулы, видишь уже весь усыпанный ягодами куст.  Зато я отчетливо представляла бабушку Олю, разговаривавшую со мной по телефону и смотревшую из окна на тот самый крыжовник, и деда, сидящего на краю кушетки. Дед Ваня внимательно слушал разговор (я знаю, он всегда так делал) и время от времени «вставлял свои 5 копеек» на смеси русского и белорусского: «ты спроси, калі прыедуць», «якая пагода ў Мурманску», «ці ёсць там снег». Разговор заканчивался. Бабушка во всех подробностях пересказывала его деду, а я в заснеженном Мурманске бежала к календарю, чтобы подсчитать оставшиеся до каникул дни. Эта привычка у меня и сейчас сохранилась. А однажды мне повезло – родители отправили меня в конце апреля в Глуск и последний месяц учебного года в первом классе я проучилась в одной из глусских школ.


Это было счастье – посреди зимы оказаться в весне. В первой, осознанной, навсегда отпечатавшейся в памяти, весне. Наши яблоньки, сливы и груши открылись в новом свете и до глубины души поразили меня своей красотой. Сады и палисадники словно парили над землей, а цветущий аромат витал в воздухе, манил свободой и новыми перспективами – к каникулам добавлялся еще один месяц счастья у бабушки!

Несмотря на праздничное настроение вставать приходилось рано. Первая школа находилась на окраине поселка. Слободских детей подбирал школьный автобус.  Все встречались на остановке напротив бывшего плодоовощного завода. Солнышко к этому времени уже вставало, однако радовать нас не торопилось - пряталось в высоких деревьях, отбрасывающих причудливые тени на асфальт.  Но несмотря на это было тепло и радостно. На занятия все ехали с охотой.

Школьные будни всегда начинались одинаково бодро – с зарядки на школьном дворе. В мурманской школе такого не было. А я все не переставала удивляться теплой погоде, подарившей возможность ходить в школу по-летнему одетой. Занятия были несложными. Схватывала все на лету и, признаюсь, домашние задания не делала вовсе. Однако, одну двойку все же получила - по какой-то причине бабушка забыла мне купить материал на урок труда. Мои новые одноклассники были приветливы и дружелюбны, приняли меня в свой уже сложившейся коллектив. Время в школе пролетало быстро.

А дальше начиналось самое интересное. Подружка Алла на год старше меня, поэтому занятия у нее длились дольше. А мне за урок надо было постараться убедить деда, приезжавшего за мной после школы на велосипеде, в том, что домой я с ним не поеду. Дискуссия всегда была продолжительной: у каждого в запасе были свои аргументы. Вернее, у меня их было много: дорогу домой знаю, я – большая, не заблужусь, весь Мурманск сама объездила, а тут маленький Глуск! У деда аргумент всегда бы один. Не помню, как он его формулировал, но суть была такова: ему влетит от бабушки, если приедет домой без внучки. В конце концов, побеждало мое красноречие. Дедушка Ваня уезжал один, а мы с Аллой отправлялись в путешествие.

Ходить по центральной улице нам быстро наскучило. Достопримечательности ул. Кирова были досконально изучены, а вот «темная улица», так мы называли Пролетарскую, привлекала нас гораздо больше.  Можно спокойно, не торопясь, исследовать каждый уголок, остановиться и рассмотреть какое-нибудь причудливое растение и сидящую на ней букашку, заглянуть в чужие огороды, посидеть на скамеечках…  И вдоволь насладиться чудесными моментами детской жизни! А впереди было лето… и целая жизнь…

Когда солнце припекало и идти становилось невмоготу, срывали самые большие листья лопуха и делали из них зонтики… Вот так вот под зонтиком из лопуха и пришла я однажды вечером домой. А дома меня встречали бабушка и … учительница, которая заглянула домой к новой ученице. Беседуя с гостьей, моя любимая бабушка решила уточнить, по какой причине наставница не задает заданий на дом…

В тот год я навсегда уяснила для себя две вещи: делать уроки школьникам необходимо, а еще – насколько крепко меня любил мой дед – Соколовский Иван Васильевич. Ведь все время, пока мы с Аллочкой шли из школы домой, он был рядом. Просто мы его не видели…