Про логику и философию обер-лейтенанта Степинского

Татьяна Латышева
 Про  "логику" и  "философию" "обер-лейтенанта" Степинского...

«Студенты за глаза называли его «Агдамыч», переиначив отчество «Абрамович» и еще  (примета времени) -  ассоциативная связь с модным в студ. среде напитком - «Где-то там, где-то там продают вино «Агдам». От курса к курсу ходили легенды о том, что сдать Агдамычу экзамен с первого раза - нереально. Сдавали по три, пять, восемь раз. На его экзамен по основам научного атеизма все приходили с учебниками и списывали беззастенчиво.  Агдамыч не препятствовал.  Прикрыв глаза за толстенными стеклами очков, вежливо выслушивал ответ и начинал задавать вопросы не по билету. Вот тут то экзаменуемому и приходил ожидаемый конец!

    Но  мне удалось сдать предмет с первого раза.  Уверенно отвечал по  вопросам билета, предварительно сверившись под партой с увесистым томом учебника.  И тут  Марк Абрамович прервал:  «Хорошо, а скажите, какие религии, кроме традиционных, вы знаете?».  В то  время  я активно занимался карате и интересовался всем, что  связано  с Японией, потому бодро ответил: «Синтоизм». «А какое главное божество в этой религии?» «Богиня Аматерасу Амиками». Агдамыч молча взял зачетку,  уткнувшись в нее носом, коряво, мимо строчки, написал: «хорошо» и  расписался на пол  страницы. «Отлично» он не ставил практически никому,  справедливо рассуждая, что его предмет на отлично студент знать не может.»  -

  Это я цитирую своего мужа, истпедовца. Человека, к наукам относившегося  серьезно. У меня  же отношение к учебному процессу (кроме литературы, само собой) было более легкомысленное.

 И потому, пять - не пять пересдач, но атеизм я одолела не с первого раза.  В первый, помнится, меняла билет под носом у Степинского раза три, пока  не выбрала наиболее отвечающий моим знаниям. Как раз в этот момент М.А. поднял на меня глаза  и пригласил сесть на место - готовиться к ответу.

 Свободное  было как раз под его светлыми очами,  как в первом моем классе – за первой партой среднего ряда, напротив учителя. Поскольку  он ни разу в мою сторону  больше не посмотрел, я быстренько пролистала в  учебнике темы обоих вопросов, тезисно зафиксировала на листке, и, отвечая,  бойко и с чувством пересказала. Вернее начала было пересказывать.  А дальше… все, как у всех.

  И карате я, как назло не занималась, чтобы убить  препода  словом «синтоизм» и добить окончательно  именем богини Аматерасу Амиками. (К слову, наш истпедловец всегда поражал воображение тем, что легко держал в памяти немыслимые  для запоминания не говоря уж о произношении десятки  экзотичных исторических имен, к примеру, египетских фараонов или китайских императоров и ассирийских царей, в честь иных из них были названы  многочисленные наши котята, числом 65, из потомства кошки Клотильды).
  Но я «добила» Марка Абрамыча другим. В другой раз. Сыграв на одной из ахиллесовых пят  философа Степинского.  Я свою оценку по атеизму вытанцевала! И  честно заслужила, как подтвердили свидетели того танцевального марафона.
 
 Истпедовцы первых поколений, а именно -  Любовь Федоровна Шанина (в пору студенчества Люба Сорокина) рассказывали мне потом, как любил Степинский танцевать на всех студ. мероприятиях, вечера ни одного не пропускал,  и в их группе была у него любимая партнерша. Не знаю, правда, пользовалась ли она в «корыстных целях» умением перелетать через бедро философа – одно из коронных рок-н-рольных па  М.А. А я так воспользовалась.

  На  традиционном вечере встречи истпеда в конце марта, куда я пришла с друзьями,  Марик (это наше, девичье, ласковое - Марик)  проникся ко мне «хореографическим доверием». Он танцевал со мной цыганочку и барыню, вальс и  танго времен НЭПа, а  все быстрые танцы исполнялись нами  в стиле рок-н-ролла с  весьма опасными пируэтами. Но  азартный препод ни разу меня не уронил.
   Народ собирался в круг и аплодировал. Марк Абрамыч был в ударе. Я выдохлась первой. И скрылась с  танцпола  в коридор, где курили у подоконников мои приятели  и  отдыхали  другие веселые компании. Но неугомонный Степинский хотел танцевать! Он подбегал к каждой компании и  горестно  восклицал: «Пропала моя феечка! Вы не видели мою феечку?»

  Народ смеялся и «феечку не видел». Но тут  мой спутник(еще не этот, что специалист по «синтоизму» и его символам) меня выдал: «Так вот же ваша феечка, Марк Абрамыч!»
 
- "Феечка-феечка"! А как экзамен у феечки  принять!..» -  решила я не сдаваться так  легко.-
-  Кто? Кто не  принимает у  моей феечки экзамен!» - Марик был полон негодования: мол, где этот нехороший человек! Подать его немедленно сюда!
- Вы же, Марк Абрамыч,  и не принимаете.»
- Но у феечки же с собой и зачетки нет.»

 - Все у вашей феечки есть, - мой товарищ вынул из внутреннего кармана  зачетку.  Степинский был человек чести. «Богатыри - не мы».  Он лихо, от угла к углу,  расписался через всю страницу  и  победно посмотрел на   своих недавних выпускников.  Мол, ну что теперь? Вон, какая зажигательная ламбада там  звучит.

 – А отметка?.. - Компания  тактично растворилась в недрах второго этажа, предоставив нам место у подоконника для  «экзамена».

Марк Абрамыч  совсем уже было  собрался вывести  рядом со своей залихватской подписью  то же, что и  моему грамотному  мужу  -  и уже писал  первую букву, но я опередила: «Что, я на «хор» только натанцевала? И я учила. Я страсть как люблю научный атеизм и  все религии знаю!».
  Препод махнул рукой: мол, - сгорел сарай - гори и хата! – и  написал в моей зачетке жирное, уверенное  «отл»! И мы пошли танцевать под радостный гул  знакомых и незнакомых истпедовцев.

  …Небольшого роста, сутуловатый, в толстенных круглых очках, подвижный, как ртуть,  он все время бегал между рядами во время экзамена. Но ни у кого шпаргалок не  отнимал.
 А   на лекциях по логике, раскрасневшийся и  взлохмаченный  от азарта, преподаватель,   быстро передвигаясь  от стола к доске и обратно,  вдохновенно объяснял, страстно жестикулировал,  и,  подтверждая  свой рассказ  схемами-таблицами, писал  и писал на доске, кроша мел,  и  сам весь в мелу.
 
«Над ним посмеивались и  очень уважали. Уважали за огромную эрудицию (к нему по вопросам религии ходили за консультацией священнослужители), за принципиальность и справедливость. В принципе, все знали, что он ветеран войны, но  мало кто мог рассказать что – нибудь конкретное», - это снова муж - истпедовец Тихонов.

      Из официальной биографии...
=========================================================
Марк Абрамович Степинский. Советский философ. Специалист по истории философии. Преподаватель высшей школы (лекции по логике, атеизму). Родился 4 декабря  1921 года в г. Прилуки Черниговской области в семье служащих. «Из мещан»,- как писал в советских анкетах.
  В 1939-41 годах учился на философском факультете МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории). В сентябре 1941 ушел добровольцем на фронт, окончил курсы разведчиков – переводчиков. Служил помощником начальника разведотделения  штаба 21 гвардейской стрелковой дивизии, помощником начальника разведотделения  в штабе 3-й ударной армии. С ноября 1943 года и до конца войны помощником начальника разведотделения 326 Рославльской стрелковой дивизии. Участвовал в боях под Ржевом, Великими Луками, Невелем, по прорыву блокады Ленинграда, под Псковом, Островом и Тарту, в освобождении Польши и Германии. М.А.Степинский  – первый военный комендант г. Любтеен  в  Германии. Служил также референтом и переводчиком Советской военной администрации в Германии. Там же участвовал в проведении земельной реформы. Инвалид войны,
награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом  Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги».
 
 После окончания войны закончил философский факультет МГУ, аспирантуру по кафедре логики. В 1952 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1948 по 1953 гг. преподавал в I Московском артиллерийском училище, университете марксизма-ленинизма при Доме офицеров Московского военного округа.
С 1954 г. – преподаватель, затем доцент (1962) кафедры философии и научного коммунизма Курского государственного педагогического института.

Профессор Щавелев в своем  известном труде «Историки Курского края»  добавляет  факты о  Степинском –краеведе, в частности об   открытии  им  курского периода  видного русского  логика и  философа профессора Леонида Васильевича Рутковского (1859–1920) .(Теория умозаключений, классификация логических выводов, методы исследования причинных связей). «Работы Степинского о Л. В. Рутковском цитируются во многих энциклопедиях и словарях по истории отечественной философии».

И  взгляд  Сергея Щавелева на  старшего коллегу и учителя: "М. А. Степинский долгие годы (значительно дольше пенсионного возраста - Т.Л.) преподавал историю и теорию мировых религий, логику, историю мировой философии нескольким поколениям студентов КГПИ. Преподавал с энтузиазмом и высокой научной культурой».

 В  книге, составленной  профессором медуниверситета А.Ю.Друговской  «Человеческие документы войны» (муж отрыл ее  недавно среди  других  из  библиотеки моего папы. Как-то в свое время она  прошла мимо) -  молодой портрет Степинского в военной форме (Нашла потом в правильном разрешении на одном из военных сайтов. Какие они трогательные - мальчики той войны!)и  его военные воспоминания («Судьба военного переводчика» - так озаглавлена глава).

Избранные  эпизоды из них: 

   ….В начале января 1942 года моя дивизия в наступательной операции Калининского фронта форсировала Волгу, перерезала дорогу Ржев - Великие Луки и вела бои в направлении Сычевка-Вязьма. Затем велись активные боевые действия против ржевской группировки фронтом на север и северо-восток. В течение почти полугода дивизия вела сражения в тылу ржевской группировки врага. Немецкое командование стремилось уничтожить наш плацдарм в своем тылу, а 21 гвардейская стояла у «горловины», отделявшей наши части от Большой земли. В авангардной группе прорыва из вражеского кольца действовали наши гвардейцы. Основные силы, хотя и с большими потерями, вырвались из окружения. Все же некоторая часть гвардейцев осталась в тылу врага и выходила самостоятельно. Такова была и моя участь. Я выходил со взводом разведроты. Мы встретили кавалерийскую часть и присоединились к ней. Почти месяц мы шли с этой частью. Перед самым прорывом из вражеского кольца  встретили своих гвардейцев и соединились с ними. Выход из вражеского окружения проводился волнами по  10-15 тысяч человек при поддержке фронтовой артиллерии. Мы выходили из леса по болоту, а затем прорывались между двух рядов немецких огневых позиций, в том числе огня артиллерии, минометов и танков в засаде. Я чудом спасся, так как шел по гребню холма, а минометы вели огонь по лощинам. На утро мы увидели толпы вышедших из окружения воинов. Мы спасены!
   После переформирования нашу дивизию сначала направили на смоленское направление, а затем на Великие Луки, где мы вошли в состав 3-й ударной армии. Нашу дивизию ввели в авангардную группу по блокировке и уничтожению Великолукского гарнизона.
  Памятна операция по захвату пленных и взятии высоты в районе ст. Чернозем. где наши разведчики захватили пленных и взяли высоту. В этом бою я с бойцом подключились к немецкой телефонной линии и давали нужную информацию на наш НП. После этой операции меня взяли в разведотдел штаба армии и включили в группу по подготовке Невельской операции - захвату базы снабжения всей группы войск «Север». Это была дерзкая операция. После прорыва линии обороны на узком участке командование посадило на машины в виде мотопехоты бойцов 21 гвардейской дивизии,  и они вместе с танками ринулись на Невель. Немецкие регулировщики в городе, не осознав происходящего, давали дорогу машинам и танкам.
   Вскоре наша дивизия отправилась на прорыв блокады Ленинграда. Далее – бои под Псковом и Островом на реке Великая и затем в Эстонии. Здесь я получил две боевые награды. Затем мы отправились в Польшу и участвовали в боях на Наревском плацдарме. Потом бои за Данциг, Штеттин и бои на севере Германии. В немецком городке Любтеен я был назначен военным комендантом.
    Через много лет, в связи с 35-летием ГДР, я вместе с женой был приглашен в Любтеен. Были дружеские встречи, воспоминания. О нашем пребывании сообщал журнал «ГДР», многие немецкие газеты. Одна статья называлась «Почему в Любтеене не забывают обер-лейтенанта Степинского?»,  в которой высоко оценивалась роль наших воинов в налаживании мирной жизни.»

  Более скромного рассказа о  себе представить трудно.  Лишь только этот абзац чего стоит:  «Статья называлась «Почему в Любтеене не забывают обер-лейтенанта Степинского?», в ней высоко оценивалась роль наших воинов в налаживании мирной жизни»…  Подробностей мы не знаем, но можно представить, по кадрам фильмов и документальной хроники, как много сделал энергичный молоденький  «обер-лейтенант» для спасения от голода и холода стариков, женщин и детей немецкого города, если его имя  с благодарностью помнили там  столько  лет.
 
 О личной жизни Марка Абрамовича известно мало. Любовь Федоровна  Шанина вспомнила, что была  дочка, ее  ровесница.  В другое время я  бы провела журналистское  расследование и вышла на нужных людей по цепочке,  но не сейчас. Да и нет такой задачи. И – не  сомневаюсь, семья у него была замечательная -  М.А. был легкий,  добрый  и ответственный человек!
Но…великое дело инет!  В поиске  по его имени нашла  в книге автора Малой Курской энциклопедии Гойзмана упоминание: тот по рекомендации жены  Степинского вышел на М.А., когда готовил свою  диссертацию -  техническое что-то,  но  при сдаче кандидатского минимума предстоял  экзамен  и по философии. Степинского он в своем мемуаре охарактеризовал как непосредственного, искреннего и доброжелательного человека. И он ему тогда,  конечно, помог - дал много дельных советов.

 А у жены  М.А. оказалось редкое имя-отчество при самой распространенной (по имени - отчеству и фамилия вычислилась) в  России девичьей фамилии - Юлия Кондидовна Иванова.    На сайте   Союза возрождения Родословных традиций  в  ген. дереве Кузнецовых – ветка Ивановых, где  есть и Юлия Кондидовна, ее муж  Степинский и   три их  дочери, рождавшиеся с интервалом в три года , начиная с первых мирных лет: Алла Марковна,  Елена Марковна  и Ирина Марковна. Супруга Марка Абрамовича  ушла на 4 года раньше него  - в 1996-м.

Атеизм атеизмом (надо ж как-то в те годы было обозначить историю религий!), но когда я увидела на праздновании праздника Песах  нашего Марка Абрамыча в кипе, сосредоточенно читающего молитву на иврите, то не сильно удивилась. Вернее совсем не... Кому же как не ему!И иврит, думаю, он, военный переводчик Степинский, комендант немецкого города Любтеен,  знал с младых ногтей.  Ничего, что  девичья фамилия его жены - Иванова, а сам он со  всеми своими потомками записан в ген. древо старинного рода Кузнецовых. У ТЕХ людей, личностей, настоящих патриотов страны, профи, все было гармонично  и цельно.
 
 А на подареной  сыном  моему  папе к очередному Дню Победы  книжке с говорящим названием - «Человеческие документы войны», что вдохновила  нас на очерк о еще одном мальчике войны из родительского поколения(думала: уже не осилю больше ничего из "Куринианы"): "Дорогой дед! Спасибо, что ты там был, воевал и вернулся!" Папа моложе М.А.  на 4 года. Он тоже ушел на фронт  добровольцем, приписав себе два года.

 ...Они уже  совсем ушли.  Теперь таких не делают. "До свиданья, мальчики"!

("Курян моих прекрасные черты", том второй)