Светлое Чёрное

Анатолий Алексеевич Никитин
Начало рыболовного сезона выдалось сумбурным, всё никак не мог выбраться на лёд. Всегда почему-то находились неотложные дела, или складывались так обстоятельства. Счастливчики все уши прожужжали, хвастаясь впечатляющими уловами и размерами. Я же и поклёвки ещё не видел. А так хотелось половить полосатого!

И вот оно случилось! Звёзды наконец-то сошлись в правильном месте, на мою улицу пришёл долгожданный праздник.
- Едем?! Куда?
Со своим постоянным рыболовным партнёром Геннадием для начала задумали прокатиться в  Чёрное! Есть такое милое местечко на обветренной восточной стороне Ладоги. Лёд там, как правило, самый первый самый надёжный. Глубина небольшая, но рыбка, как ни странно клюёт. Собрались одним махом, все снасти давно уж готовы. Заждались. На ход ноги заглянул на дежурный сайт прогноза погоды «ФОБОС».
Радуют ребята! Отличный прогноз! Весьма гуманно для зимнего сезона. Температура в месте лова ожидается в пределах трёх градусов со знаком минус, ветер один, три метра в секунду. Грех жаловаться! Погода как по заказу! Не поймаю рыбы, так хоть на природе отдохну! Первый выезд! Как первый поцелуй.
Утро. Народу на трассе! Идём колонной. Вот впереди свернули налево десятки машин на порядком разбитую дорогу. И мы за ними. Нетерпеливые водители так и ищут приключения. Но обошлось, мы на месте!

А здесь уже дым коромыслом! Совсем другой мир! Все в активном броуновском движении. Радостные лица, в глазах перспектива! Сотни людей с бурами и пластмассовыми корытами совершают на ограниченной территории хаотичные, только им ведомые манёвры. Бедные местные люди!
Хотя кто-то и кормится с этого, делают свой маленький бизнес. Кто машину во двор пустит, кто ночлег предоставит, горячим накормит. Некоторые на снегоходах прямо до лунки возят дорогих гостей.
Ну что. Процесс рыбалки запущен, маховик начал своё вращение. Важный момент. Подготовка. Подход у всех разный, но цель одна.
Кто-то уже принял пять капель беленькой, другие предпочитают коньячок. Один закусывает курочкой, другой копчёной колбаской, сальцом. Чуть в сторонке стоит разношерстная компания из трёх немножко принявших. Бодро  жестикулируя, пытаются рассказать, донести друг дружке важную информацию о своих былых уловах. Утренний клев их видно уже не волнует. Не редко в толпе мелькают женщины, облачённые во всё мужское и также с ледобурами, чтобы сверлить лёд. Местные весьма шустрые коты, заиндевевшие от мороза, сбиваются в плотные банды по три-пять-семь особей, очень правильно используют сей момент. Вся территория стоянки у них поделена на квадраты. Вертикально торчащие хвосты, словно мохнатые заводские трубы, мелькают среди рыболовов то тут, то там. Коты смело идут на сближение, атакуя, громко мяукают. Народ в преддверии рыбалки благодушен. Как правило, в добром настроении. Кот сейчас тоже на рыбалке, значит свой!
Делятся  с ними тем, что имеют сами. Кто косточку даст, кто мясца кусочек или колбаски. Всё по-честному. Начинается всеобщее движение в сторону озера. Масса активных индивидуумов, создав внушительный поток, словно огромная змеюка, громыхая корытами в морозном воздухе поползла на лед. Припоздавшие активно паркуются.
 
Мы с напарником, не мешкая укладываем свои рыболовные пожитки на проверенные временем корыта. Сверху крепим груз резинкой, чтобы не потерялось. Затем верёвку на пояс и вперёд! Над всей массой жаждущих рыбалки в это морозное утро завис полу туман.
Вначале будет разводной мост через Ново ладожский канал. Затем резко влево вдоль забора. Вышли из-за стены камышей на берег могучей Ладоги. Однако сегодня очень холодно! Тут же я удостоверился, что «ФОБОС» опять подшутил над нами.
Мороз здесь был градусов пятнадцать! Снег под ногами неприятно хрустел, ветрище с озера задувал порывами метров в десять, а то и все пятнадцать. Ко всему прочему, пошла мелкая мерзкая позёмка и, конечно же, прямо в лицо. Весьма неприятный сюрприз! Но мы уже на рыбалке, обратной дороги нет!
Почему-то сразу вспомнил про тёплые куртку и штаны, что остались лежать дома. И про лёгкий костюмчик от ветра тоже.
- Эх, сейчас бы он совсем не помешал!
Подёрнув плечами от безысходности, стойко приготовился терпеть. Всё пытался переключиться мысленно от погоды на саму рыбалку. Ветер дует, караван идёт.

Километр по льду прошли незаметно. Тут наша шумная компания идущая гуськом друг за другом по снежной тропинке, вдруг уперлась в небольшую кучку пингвин образных.  Ага! Оказывается, есть здесь жизнь! У многих  присутствующих уже идёт активный клёв! Превосходно! Разбираю на ходу главное своё оружие. Проверенный временем и льдами титановый бур. Следом извлекаю из ящика любимую удочку. Цепляю на крючок кучку свеженьких рубинового цвета шустрых мотылей. Через минуту, уже с первой приличной рыбой в этом сезоне! Ну, всё! Я снова в деле!
Следом клюнул ещё один. И  ещё. Процесс пошёл! Одним словом, поперло. Лунка на удивление оказалась удачной. Это на рыбалке первое дело! Не глядя, складываю рыбу за спину в корыто. Она родимая хвостиком по корыту постукивает, поднимает настроение. Холодно. У всех изо рта пар. Подметает снег,  а я давно уже рыбачу без рукавиц. Не заметил даже, как и сбросил. Весь в процессе, в азарте. Напарник мой, впрочем, как и многие другие начинает активно смещаться по акватории залива. Слышен мощный гул сверления лунок, громыхание по льду сотен корыт. Так незаметно я остаюсь в полном одиночестве. Так сказать тет-а-тет. Только лунка и я. Да и ещё рыба! Конкурентов у меня ноль! Мечта рыболова!  Метров на двести, триста вокруг ни одной рыбацкой души.

Меж тем рыба исправно продолжает клевать, пусть даже не столь активно как вначале. Вокруг набурено лунок, словно дырок в дуршлаге, но желания бегать по ним, проверять наличие рыбы никакого. Сбив охотку поимкой более тридцати штук добрых полосатиков, чуть успокоился. В корыте уже сейчас собралась приличная горка рыбы. Причём мелочи совсем нет!
От моих активных действий вначале, спина чуть вспотела. Очень скоро почувствовал, что начал подмерзать. Сильно не хотелось на первой же рыбалке и простудиться. Ведь сезон весь ещё впереди! Как не хочется вместо выездов на водоём, сопли на кулак наматывать. Лучшее решение в таких случаях побегать, посверлить лунки, чайку попить. На край рюмочку коньячка принять, а равно и водочки рюмашку. Проверено. Если не перебарщивать, в такую погоду будет в самый раз. А природа решила растоптать «ФОБОС» окончательно и бесповоротно.
Ветрище морозище, снежная пороша, словно мелкая дробь, летит параллельно льду. Начался шквалистый, весьма бодрящий ветер. Позёмка била наотмашь, будто шрапнель. Ветер дул прямо с озера, словно из какой-то невидимой гигантской трубы. Оборачиваться лицом к ветру не было ни малейшего желания. В такую погоду пакеты, шапки, ледобуры, рыболовные ящики скользят по льду так, что не скоро и догонишь! Часто бывает, бежать за ними бесполезно. Нужно смириться с потерей. Пожелать ей хорошей судьбы. Чтобы нашёл и пригрел такой же странник, как и ты сам. Чего уж говорить про рукавицы. Они летают, будто чёрные вороны, красиво не касаясь льда, на бреющем полёте. Любо дорого смотреть, но все же лучше, если они соседа…
Моя сутулая спина, покрытая плотным слоем зернистого снега, была отдана целиком на растерзание стихии. Глянув быстро в сторону недавно сформированной коллегами кучки, получил  плотный снежный заряд в лицо.
- И что? Оно мне надо? Какой смысл идти к ним против ветра? Не пойду, у меня и здесь клюёт! Остаюсь!
Ловлю в полном одиночестве. Никому не мешаю, никто не мешает мне. При этом наблюдаю.
Вот по льду довольно близко проносится с большой скоростью чей-то симпатичный цветастый пакет, оставляя за собой причудливые снежные дорожки. Будто невидимый художник творит на льду свои узоры. Рыболовы же на этой картине всего лишь движимый, или как в данном случае я сам, недвижимый интерьер. Как правило, на всякий такой пожарный случай у меня в кармашке рюкзака всегда есть НЗ. Двести пятьдесят граммов хорошего коньяка.
Но убаюканный добрым прогнозом я выложил его, посчитав к чему таскать лишнее при такой-то удачной погоде. Оказалось зря! Сейчас бы кружечку крепкого, сладкого горячего чая да с лимончиком!  Увы, но термос тоже остался в машине. На яву видимая цепь каких-то странных и непонятных событий.

С каждой минутой ветер набирал обороты, вскоре я окончательно продрог. Надо признать, для данного конкретного случая одежды на мне сегодня было крайне мало. А та, что была, насквозь продувалась ветром. Внезапно родилась здравая мысль.
- А не свалить ли мне сейчас к машине? Смысл здесь торчать? Собственно ради чего?
И уже там подождать напарника, предварительно заглянув в магазин. Здоровье ведь дороже! Выяснилось, что так мыслил не я один. Срочно завершив рыбалку, на полу ноте, народ в массе своей уверенной поступью двигался в сторону берега. Кто-то шёл, кто-то быстро бежал в едином порыве с попутным ветром. А разбежавшись, красиво скользил по льду десятки метров. Получалось, что ветрище дул в правильном, нужном нам направлении! Прямо к дому! Спасибо! Хоть здесь повезло!

Некоторые, не сумев справиться со стихией, стремительно пробежав, больно для глаз падали. Их вещи при этом разметало в стороны. Самые умные садились сверху на рыболовный ящик, раскрывали свои плащи, словно паруса бригантин и красиво плыли мимо по льду. Поймав попутный ветер, они довольно быстро перемещались к дому. Правда, иногда смешно кувыркаясь, падали теряя свои ящики и бур. Каждый выживал в разбушевавшейся стихии как мог, набивая свои собственные шишки. Я снова обернулся, хотелось узреть как дела у конкурентов в большой толпе. Но оказывается, холодный колючий ветер давно разметал всю её без остатка. Толпы нет. Лишь одиночные  фигуры с широко расставленными ногами изредка фиксировались на видимом горизонте. Дураков вроде меня, оставалось всё меньше и меньше. Дальше в море видимость закрывала плотная серая снежная пелена.

Во мне боролись две равные сущности: одна как обычно исконно рыбацкая.
- Лови! Пока клюёт! Терпи, первая зимняя рыбалка! Ты так хотел на неё попасть! Получай удовольствие! Не повезло с погодой, ерунда! Зато как клюёт рыба!
Другая жизненная.
- Ты что, совсем что ли? На кой тебе нужна такая рыба?! Ладно, если бы было чем согреться! Или, к примеру, палатка. Смотри! Заболеешь, потеряешь пол зимы! Будешь тогда себя корить! Уноси отсюда свои ноги, пока ещё не поздно! Покуда окончательно не застыл! Не превратился в ледышку!
Прикинув все за и против, найдя внутренний компромисс, сказал себе так:
- Хорошо, ловлю ещё пять штук. И домой! Точно! Последнее слово!

Эх, сейчас бы рюмашку и было бы всё путём! Рыбачил бы себе нормально. Ведь клюёт же! Только где ж её здесь на льду взять? Разве что дух святой принесёт.
Подумав так, насадил на красную вольфрамовую каплю троицу жирных мотылей. Сверху, как и положено один опарыш, всё это шевелящееся добро опускаю в лунку. Время пошло! Считаю.
Первый наверху. Второй, третий. Клёв нормальный. Уходить совсем не хочется. Размер очень даже приличный.
- Вот ведь не везёт, уже и четвертый клюнул. Чего же они так часто клюют-то? Ладно, как обещал. Последний!
Мотыля не жалею, цепляю целый пук. Опускаю мормышку до дна. Мягко чуть подрагивая, приподнимаю кивок. Уверенная поклёвка перешла в руку!
- Как обидно!!!
Вот он голубчик завершающий пятый! Сопротивляется, пролезает в лунку с неохотой. Такой красавец легко и на пол кило потянет! Ну, что-же! Отличное завершение рыбалки! Снимаю рыбу с крючка, мягко бросаю в корыто. Там уже собралась большая куча припорошенных снегом его колючих собратьев. В  эту же секунду слышу над ухом чей-то странный мужской голос. Затем лёгкое постукивание по своему левому плечу. С немалым удивлением оборачиваюсь.

- Слышь! Мужик!!! Ты пить-то будешь?! Давай, не задерживай посуду!
Я увидел перед самым своим носом протянутый мне заполненный на две трети белый пластмассовый стаканчик с водкой и добрый кусок варёной колбасы на хлебушке. Передо мной стояли, словно спустившиеся с небес трое улыбающихся симпатичных ребят. Ведут себя так, будто я им брат родной и квасим мы в этой компании, далеко не первый день.
- Чего тянешь! Пойми! Нам ведь тоже выпить надо! Терпеть мочи нет! Промёрзли все насквозь!
Он держал в своей левой руке только что открытую ещё полную бутылку. В правой руке белая отвинчивающаяся крышка.
- Феноменально!
Всё сходилось. Я невольно помотал головой из стороны в сторону. Грешно было обижать мне таких вот прекрасных молодцев. Быстро положил удочку на лёд и с удовольствием принял на грудь. Что бог послал. Закусываю, сам внимательно осматриваю нежданных пришельцев. Ребята громко смеются чему-то своему, видно продолжая ранее начатый разговор. Вернул тару. Они по очереди тяпнули из него за моё здоровье. За мой отличный улов. Затем налили и протянули мне ещё с полстаканчика. Через минуту исчезли в очередном снежном заряде. Словно их и не было совсем. Я и закусь прожевать не успел. Чуть колбасой не подавился!
- Вот досада. Я ни рыбы предложить им не успел, ни имени спросить. Исчезли ребята внезапно, как и появились. А был ли мальчик???!

Минуты через три по всему моему порядком окоченевшему телу расплылись откуда-то из глубины широкие волны теплоты и дружбы ко всем людям на Земле. Всё и все вокруг вмиг стали родными и близкими. Силуэты еще десять минут назад моих прямых конкурентов рыболовов, теперь вызывали у меня почти отеческие чувства. Я их всех вдруг полюбил. Причём сразу. Но самое грустное было в том, что они об этом не знали! Вот-вот накатится слеза умиления. В этот момент, я готов был поделиться с любым из них всем, чем обладал сам. Самой лучшей своей мормышкой, добрым жирным мотылём!
- Давай ребята, подходи ко мне! Дарю!

До сих пор не пойму, откуда взялись эти приятные и добрые люди, с весьма правильным для  данного момента напитком? Всё произошло так внезапно, будто и не было ничего и никого.
Всякое случалось в моей рыболовной практике, но чтобы вот так материализовались мысли, это я Вам доложу, большая редкость! Бывало, попросишь у хозяина водоёма после длительного безклёвья чуток рыбки. Пожалуйста, получите! Или, однажды было дело глубокой осенью в лесу. Ночью темно, в холод, в затянувшийся дождь. Промокшие до последней нитки молили мы найти в лесу хоть какое-нибудь убежище. И на тебе! Буквально в пятидесяти метрах шикарная избушка! В таком месте, где и людей-то не бывает. Печка, дрова наколотые, лежанки с одеялами и спальниками, еды на месяц!
Чтобы так, с доставкой на лунку в такой удивительно мерзкий морозный, ветряный день. Это надо сильно постараться!

Получив второе дыхание я, конечно же, никуда не ушёл. А с удовольствием продолжил рыбалку. Ловил до самого упора. До темноты. Причём один окунь за килограмм, еле пролез в лунку! Когда он замерз, стал сильно похож на судака. Было много и другой крупной рыбы. Да почти вся! Попалось также с десяток приличной Ладожской плотвы. Кроме этого держал на крючке, что-то дерзкое, возможно крупный сиг или очень крупный лещ. Чувствовал себя до самого окончания рыбалки восхитительно! Пел себе под нос песенки, подрыгивая в такт ногой. От души радовался жизни! Про ветер и мороз забыл совсем, ловил в своё удовольствие. Смотрел вокруг на Белое-Черное, укрытое снежной позёмкой и душа моя рыбацкая ярко светилась!
- Великолепное начало сезона! Славная, добрая примета.

Каково же было удивление моего напарника, нашедшего меня там, где и оставил в начале. Надо было видеть его широко открытые глаза. Он был шокирован количеством и качеством рыбы, что горой лежало у меня в корыте. Протопав добрый десяток километров в пургу, пробурив десятка три лунок, поймал он лишь четыре небольших окуня и одну плотвицу.

- Знаешь!
Сказал он после длительной паузы.
- Я не сомневаюсь, что ты сегодня поймал рыбы больше, чем все рыболовы, вместе взятые, что ловили сегодня в Чёрном!

В заключение, хочется выразить сердечное спасибо троим молодцам, просквозившим мимо меня в сумасшедший морозный и ветреный день. Пусть их доброе дело вернётся им большой и своевременной удачей.
Конечно же, я был сам виноват, что не взял достаточно одежды.  С тех пор больше никогда не пользуюсь прогнозами от  «ФОБОС». И не считаю двести пятьдесят граммов лишним грузом.

Р.S. От души желаю всем, чтобы как бы ни складывались обстоятельства, всегда был шанс изменить Чёрное на Белое.