Валентина Ивановна Дробноход

Игорь Шевелёв
В 1926 году родилась Валентина Ивановна Дробноход, моя соседка из 64 квартиры.
 Когда была жива и здорова моя мама, и жил дядя Ваня, Валентина Ивановна часто бывала в гостях (с мужем Виктором Коваленко, а после его кончины приходила одна). Я брал гитару и пел на совместных торжествах.
Важно заметить, что Валентина Ивановна обладала неунывающим характером; своеобразным и харизматичным, любила жизнь! В свои 90 лет она выглядела на 70 (максимум!), была лёгкой на подъём! Нельзя не отметить в её неоднозначном (всё же!) характере рачительность и бережливость. "Неоднозначность" характера заключалась, прежде всего в том, что сколько бы собеседник не жаловался на нищету и не взывал прямым текстом к "любой материальной помощи" - не получит ни рубля; а вот совет - пожалуйста, т.е. она склонна была не "кормить с рук" при каждой встрече, а один раз вручить "удочку" (это метафора) и отправить на "самостоятельную рыбалку"; это слегка обескураживало, т.к. не всегда у голодного человека слушались ноги, подкашивались, от голода качало. Но! Она была особенным человеком и не могла долго "обижать" людей на себя! Возле неё было интересно; если не смотреть, кто она, можно было подумать, что беседу ведёшь с ровесницей! В прихожей её квартиры на гостя смотрела восемнадцатилетняя красавица! Очень интересная в молодости, Валентина Ивановна сумела пронести этот Свет через всю свою жизнь!
Была ли она набожной?! Кто слышал о Вольтере, тот поймёт; Валентина Ивановна - это Вольтер в юбке (относительно её взаимоотношений с религией).
А сейчас я хочу привести свои записи из дневника, которые сделал сегодня.
 "24 сентября 2020. Четверг. Утро: 8 ч. 54 мин.
Сегодня, когда я шёл на работу, то увидел у своего подъезда две молчаливые машины "Скорой помощи". Подумал - не к Валентине Ивановне ли Дробноход. По-моему, да...
Шёл домой на завтрак - навстречу спускался незнакомый парень, а за дверью квартиры Валентины Ивановны, мне показалось, я услышал голоса, постучал, сам открыл дверь (была не заперта), заглянул, спросил: "Что случилось?" Незнакомая высокая темноволосая ответила полунахально: "Пока ещё ничего!" и закрыла перед моим носом дверь. В прихожей я успел заметить ещё двух женщин. Одну знаю. Это Елена медсестра из мед. центра "На Садовой" (я сдавал ей кровь на анализы). Она дружит с Валентиной Ивановной и частенько приходит к ней помочь, сделать уколы.
Она плакала и теребила свою грудь.
Я к счастью (или к сожалению) предчувствую - Что-то с Валентиной Ивановной произошло дурное...
Я видел её позавчера во дворе; сначала со спины, потом непосредственно. Сначала даже была мысль подойти, но путь мой лежал мимо, и я не решился; я обратил внимание, что голова у Валентины Ивановны была не мытая - волосы не причёсаны и т.д.
Я долго делал свои дела, а когда пришёл опять во двор, то Валентина Ивановна сидела на том же месте. Я с кошками садился в машину и поздоровался с ней. К удивлению моему (видела она, да и слышала неважно, а тут сразу узнала меня и ответила на приветствие) она внятным голосом произнесла: "Здравствуй, Игорь! На дачу?" Я ответил, что сейчас по делам, кошек в клинику свожу, а потом на дачу".
Валентина Ивановна продолжила меня расспрашивать: "Как в этом году урожай?" Я рассказал.
Выглядела она, однако, потерянной. Однажды она жаловалась мне на одиночество, на депрессию. Мы тогда с ней хорошо поговорили, и я, как мог подсказал ей, как с депрессией бороться; естественно, больше гулять и радовать себя..
В какой-то момент, перед тем, как сесть в машину я посмотрел на неё - никогда я не видел у неё такой улыбки.. Чем-то напомнила она моего отца в последние месяцы его жизни. Мне стало немного не по себе. Но надо было ехать..

 Вечер.
Сегодня я стал свидетелем разговора двух соседок - т. Т. Ч. и Е. Н., которая  с присущей ей фамильярностью (в свои 92 года это ясно мыслящая и харизматичная женщина) выразилась, мол, как жила, такая и смерть. Потом она спросила у Т. (с ней я перестал здороваться; нападает на моих кошек; хуже злой дворняги!): "Хоронить когда будут - привезут ведь сюда?" Та ответила: "Кто же здесь её хоронить-то будет?" И тут резюмировала Е. Н. "Как жила..." (дальше по тексту).
Неприятно было слушать всё это! Сколько чашек чаю вы вместе выпили за долгие годы, сколько делили горе и радости, соседки дорогие?! А сегодня Е.Н. практически со смехом злорадства проговаривала свои "послания", а Т. ей поддакивала.
Глупые вы наседки! Соседки-наседки! "Рифма"! Меряете всех по себе! Если у вас "семеро по лавкам", а у Валентины Ивановны по одной ей известной причине не получилось - это не даёт вам права судить её! Никому Бог такого права не даёт!
А жизнь Валентина Ивановна любила и была харизматичней вас вместе взятых! Прожила жизнь, как могла!
 Значит 22 сентября 2020 года я видел Валентину Ивановну в последний раз.. Я запомню её живой.. И её несколько отстранённую улыбку.. Ею она попрощалась со мной, да, наверное и со всем Миром..
 Вечная и Светлая Вам Память, Валентина Ивановна!!!
ОМ
Давид"