Николай Павлович Романов

Надежда Секретарева
     Николай Павлович вступил на престол. Вот что? Делать ему было нечего что ли, он даже из Москвы ещё не выехал после коронации. Возложил на себя корону и первым делом вызвал к себе ссыльного поэта Александра Сергеевича Пушкина. Почему?
     Причина была и очень серьезная. В бумагах арестованных декабристов были стихи Пушкина, но показаний на Пушкина не было. Держать Пушкина в ссылке, означало только то, что появятся новые вольные стихи, эпиграммы и насмешки, к которым будет
прислушиваться вся Россия. Царь поступил единственно возможным образом - освободил Пушкина и подарил его беседой, содержание которой всем известно или неизвестно, скорее - неизвестно, участники свидетельств не оставили.
     Николай Павлович понимал всю опасность правления в России, где самодержавие ограничено удавкой". Справившись с восстанием , он сурово наказал виновных, общество затихло. Но ведь он понимал, что положение его не стабильно. Как пороховой погреб под зданием Империи , существовало крепостное право, готовое взорваться крестьянским бунтом. Опора Империи - дворяне стеснялись быть русскими, они говорили на французском языке, одевались по европейской моде, в Париже было их Царство Небесное на Земле. Русскими были у них крепостные рабы, доставлявшие средства к удовольствиям жизни. Мало того , в Европе смотрели с насмешливым недоумением на варварскую диковинку - крепостное право.

      Николай Первый создал Третье отделение - политическую полицию, которая отслеживала настроения в обществе и корректировала их, ужесточил цензуру, внедрив единомыслие, упорно и настойчиво занялся идеологией. Самодержавие, православие и народность. Самодержавие - понятно, его как единственно возможную форму управления Россией обосновал ещё Карамзин. Православие - понятно, особый путь, особая миссия в мире христианства, внушение крепостным душам послушания и смирения, иначе крепостное право рухнет, церковь поддерживала и делала законным владение одних людей христианскими душами других. Народность... какая может быть народность,
элита не знает русского языка, множество высших чинов не русские , сам царь не вполне русский по крови. Но. На самом деле - возник русский национализм - появилась гордость, объявлено величие России, величие власти, величие армии...Идеи величия самодержавия, православия и народности останутся наследием
на долгие годы, не смотря на формы правления.
    Николай Павлович создал мощную систему чиновничье-бюрократического управления. Эта система громоздка, косна, неэффективна, но она живет и размножается уже двести лет, и критиковали ее, и ругали, и обличали, и насмехались над ней, а ей хоть бы хны, и не важно какой век за окошком и кто
какая власть - царь и централизм, генеральный секретарь и демократический централизм, президент и демократия. Система стоит прочно, спрашивая - чего изволите? и пряча ухмылку отчитывается о победах и свершениях...Неодолимая вещь в себе. Работает, другой не придумали, поэтому...

      Мог ли царь оставить поэта, к тому времени известного, знаменитого и , говорят, гениального, к тому же в высшей степени народного. Нет. Царь был просто обязан привлечь его, если не на свою сторону, то на сторону государственности - непременно. И царь сделал это. Пушкин выпущен из ссылки.

      Пушкин женился. О его женитьбе переписываются Бенкендорф и царь. Пушкина обеспечивают работой и жалованьем. Пушкин отправляется в творческую командировку, для сбора материалов по восстанию Пугачева. Он напишет и издаст сей труд, но совместный проект Александра Сергеевича и Николая Павловича не будет пользоваться успехом у публики, публика не желает задумываться о следствиях крепостного права.
 но задуматься пришлось - Пушкин написал Капитанскую дочку.
      Царь заказывает ему написание истории Петра Великого - главного символа величия российской государственности, Петр - победоносец, стратег, тактик, провидец, мудрец, политик, мореплаватель, плотник, дипломат... и всем царям царь, этот миф потом подхватит Советская Россия.

      Кто же должен писать историю Петра? Лучший сочинитель - Пушкин. И Пушкин стал собирать материалы по архивам... а мог ли он написать эту историю, которую как поэт говорил, не разрешат печать, работу над историей Петра он определил , как смертельную. Поэт обнаружил кровавые, постыдные тайны злопамятного, безумно  жестокого, развратного человека... и, конечно, Пушкин не успел написать историю Петра Первого. 

      Пушкин становится мужем, чиновником и придворным. Его с женой приглашают в Зимний, и , главное, в Аничков. Придворный чин для посещения Аничкова вовсе не требовался, потому что это были домашние вечера царской семьи , на которые они приглашали гостей только по своему желанию. И таким образом, камер-юнкерский мундир становится знаком приближения к царской власти - все и всё должно работать на идею величия власти и тем более самый знаменитый поэт.
     Трансформация певца вольности в придворного была неприятна Пушкину, к тому же это вызвало множество зависти, ревности, недоброжелательства и насмешек от демократического лагеря.

      Случилась дуэль. Царь выслал Геккернов, приказал предать забвению дело о дуэли, в печати Пушкин поименован камергером. Долги выплачены, жена и дети обеспечены. Эти деньги потом многократно вернулись государству, сочинения Пушкина издавались постоянно.
      В последней переписке Николай Павловичи обещает Пушкину (печтись) попечение жене и детям. И он становится им попечителем. Вот откуда милостивое отношение к Наталье Николаевне. Царь письменно дает обязательство умирающему поэту опекать его семью и выполняет свое обещание.
      Всё общество и дипломаты восхищены поступком Николая Первого, проявившего великодушие, подчеркивающее величие власти и царь не мог поступить по иному -самодержавие, православие и народность обязывали.
      Николай Павлович не отпустил Пушкина. Он приказал предать забвению  его участие в дуэли. И разговоры о дуэли в обществе смолкли. Друзья поэта решили,
что писать воспоминания о нем рано, должно пройти время, - чтобы не сказать лишнего и не забыть главного. И воспоминания появились во множестве, но потом...
      Главное - творчество поэта, его талант и гениальность, его вклад в развитие русского литературного языка и литературы, его вклад в величие России. Главное - Пушкин Наше Всё. Великий поэт России