Хельмита абстрактный портрет на глине

Илья Бек
Хельмита © Илья Бек, 2020
 Бумага, гуашь, глина, чернила, графит

Хельмита, абстрактный портрет на глине




Снова вдохнула воздух простора,
Женщина рыцарь- Хельмита.
Не пугают ее горизонты,
Убегает от людей муравьев,
От мужчин лилипутов,
Крепко связанных друг с другом,
И поэтому не растущих.
Море будущего  несет волной,
Слышен  звук прибоя   берегов неизвестности.


В древности глина заменяла бумагу. Книги и картины были глиняные. Были глиняные города и старинные стены.

 Современные художники расширили диапазон материалов для своих картин. Экспериментируют с  доступными материалами, которые до этого не применялись в живописи.  Они без опасения стали применять в живописи  почти все, что попадает под руки. Цемент, глину, смолу, резину, асфальт...


  Вначале художник берет холст или бумагу и думает над неким замыслом.  Но его мысли так расплывчаты, что замысел оказывается неясным.  Тогда он в нетерпении дает волю движениям. Дает свободу своему телу,  у которого  есть свой разум. Рука с кистью сама ищет что то осмысленное  среди случайных  линий и пятен. Поэтому процесс оказывается первопричиной, а замысел становится вторичным.

Глина создает ощущение старинных восточных стен.Она намного усложняет структуру поверхности. Микро трещины и поры,  как сканы древних текстур. Она имеет тусклый оттенок. Краски и чернила на ней расплываются непредсказуемо. Невозможно что либо повторить.   Глиняной картине не нужны годы, чтобы возникло ощущение старины.  Эти структуры уже есть в материале, из которого Бог создал Адама. Глина может меняться во  времени и воздействия среды.  Картина  может  частично потерять прежний вид, осыпаться, покрыться трещинами. В этом есть особенность глины, которая кажется  слишком хрупкой, чтобы противостоять времени.  Однако, цель времени в том и стоит, чтобы производить изменения реальности.  Реальность не может оставаться без перемен.

 Абстрактные изображения это не хаос, который считается беспорядком. Несмотря на то, что художник использует случайность, в картине всегда возникают какие либо структуры. Даже при большом желании, трудно создать полный беспорядок. Тем более, что здесь случайность создается рукой человека. Художеник, с виду,  бездумно и случайно швыряет краски на поверхность бумаги, но реальность пронизанна математической линейностью.      


      Среди спонтанных линий и пятен  всегда находятся узнаваемые фигуры. Вариантов бесконечно много. Черты животных и людей, предметов или  лица мужчин и женщин. Их можно при  желании  проявить. С этого момента начинается возникновение  замысла, так как включается осознанность. На картине появляются глаза, губы, волосы. 
Художник вкладывает в свою работу,  возникающие видения и идеи.

    Потом художник снова возвращается к абстрактному методу,  сверху картины наносит случайные брызги жидких  красок, чернил. Они стекают по поверхности изображения.

Кажется, что пятна и случайные  линии служат для уничтожения мотива изображения.  В данном случае это портрет женщины. Это не удается. Хельмита   не хочет  вернутся в тень и остается на картине.