Другая Венеция

Виктор Комосов
(Нестандартные путевые заметки в русле необычной текстовой «речки». Если бы автор был азартным человеком, то он не преминул бы заключить пари о том, что подобного никто не писал, внимательно всматриваясь в живописный лабиринт городских улиц-каналов Венеции)

"Вот что значит иметь бродяжью удачу
 оказаться в нужное время, в нужном месте".

                Оглавление

1. Новая тропинка в старое место
2. Недобрая Венеция
3. На ловца и зверь побежал
4. Возвыситься над Венецией
5. Логово могущественного дракона
6. Венецианский леший кружит путников
7. Продовольственная программа
8. Импульс знакомства со старым знакомым
9. Здание церкви Сан-Николо да Толентини встречает нового гостя
10. Чудеса акустики
11. Разбор акустических «полётов»               

               
                ч.1 Новая тропинка в старое место

  В этот приезд в Венецию (Venezia) наша походная тропинка была автобусной. Промчавшись над Венецианской лагуной (Laguna Veneta), в самом конце Моста Свободы (Liberty Bridge) мы свернули вправо. В этом месте шоссе увернулось от тарана железнодорожной станции Венеция Санта Лючия (Stazione di Venezia Santa Lucia). В тот момент, мы были абсолютно уверены, что зигзаги нашего колёсного пути сейчас закончатся после этого поворота. Автобус затихнет на конечной остановке, и мы решительно ступим на пешеходный мост Ponte di Papadopoli, который услужливо переправит нас сразу в мир Венеции и доведёт до уютного уголка площади Campo dei Tolentini. Где мы планировали сделать аперитивный привал-перекус в нашей любимой кафешке Bacareto da lele, но не тут-то было.
 
   Упрямый автобус сделал ещё один поворот вправо и устремился по совершенно нехоженому нами маршруту, решительно отдаляя нас от легендарного города Адриатики. Но его транспортной вредности хватило только до первого причала, там он был вынужден остановиться и высадить своих пассажиров. Здесь нас ожидал неожиданный сюрприз – зафрактованный катер, который поспешил заурчать своим утробным звуком мощного корабельного мотора. Ещё миг, и наше судно подхватила волна встречного движения воды, а в окнах медленно поплыл однообразный пейзаж доков. Вскоре, из-за угла технических строений выглянула живописная панорама Венеции. С такого ракурса мы её ещё не видели. Тут нам не приходилось бывать, и поначалу было трудно определить точное направление нашего движения, но всё прояснилось, когда слева от нас величественно возник светлый силуэт собора Санта - Мария - Делла – Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute), а, прямо по ходу катера, на ближнем горизонте обозначились кружевные контуры Дворца Дожей (Palazzo Ducale), заботливо прикрывающие собой ещё более красивое здание –  Собор Святого Марка (Basilica di San Marco). Через несколько минут нетерпения мы ступили на площадь. Этот неожиданный способ десантирования спутал все наши маршрутные планы. Обычно все туристические пути-тропинки здесь, так или иначе, ведут своих гостей-путников к Собору Святого Марка, а тут случилась такая оказия – нас прямо к этому легендарному центру паломничества доставил услужливый катер, и впереди у нас ещё целый день отдыха в Венеции. Пришлось на ходу перестраиваться и «плясать от печки» Соборной площади, в духе принципа «Где наша не пропадала?» (улыбаюсь).
 
   И тут я со своей Ольгой вспомнил, что будучи нестандартными путешественниками, наш бродяжий тандем, за несколько своих предыдущих приездов в Венецию, никогда не находил времени да и особого желания, чтобы посетить легендарный Собор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco — «базилика Сан-Марко», кафедральный собор Венеции, уникальный пример византийской архитектуры). Недосуг был нам и стоять в огромной очереди, чтобы подняться на знаменитую колокольную башню (кампанила) Piazza San Marco. В этот день мы решили изменить такой невежливой традиции и немного побыть в шкуре (футболке) обычного туриста, но для начала нам нужно было купить то, что мы не смогли отыскать в Милане -  кожаную женскую сумку для Ольги. Эта бравая мысль пришла мне в голову совершенно спонтанно. Венеция – это не самое лучшее место для экономного шопинга, да и выбор тут не обещает быть богаче, чем в легендарной Мекке мировой моды. На это неожиданное предложение Ольга ответила мне скептической улыбкой, но согласилась, ненадолго подчиниться моему озорному напору. Она была в полной уверенности, что это совершенно пустая затея, и мы только напрасно потратим минуты драгоценного бродяжьего времени.
 
                ч.2 Недобрая Венеция

   Честно сказать, и я не очень верил в успех такого авантюрного поиска, но практическая реальность жизни, каким-то неведомым образом, иногда подкидывает приятные сюрпризы для тех настойчивых путников, которые на своём брезентовом «щите-рюкзаке» начертали два магических девиза: «Дорогу осилит идущий» и «Под лежачий камень вода не течёт». В легендарной Венеции этих дорожек и воды было хоть отбавляй, только, вот, в тот походный день, разгулявшаяся жара наши ноги, словно плотным «войлоком» обволокла, а солнце, в злом усердии, пыталось ударить наши головы своим обжигающим светом. Дышать местным воздухом было тоже неприятно потому, что он был тщательно прожарен в импровизированной «духовке», смонтированной из каменных стен города. В такую жаркую пору даже каналы притихли и не решились освежить Венецию. Интенсивным водным испарениям не хватало сил, чтобы насытить воздух живительной влажностью. Всё это воспринималось на фоне нервного метания огромных толп туристов, очумевших от жары. Они уже были не очень рады, что посетили этот неласковый город, их сознание противилось монотонным звукам своих туристических гидов потому, что в бродяжью голову  сейчас протискивались только две главные мысли-желания: где взять глоток холодной воды и как найти уютный тенёк. Плюс ко всему этому бесхитростному «райдеру*», где-то в подсознании, звучала даже не мысль, а скорее молитва о том, что было бы очень здорово сейчас ощутить освежающее дуновение ветерка, но ему сегодня был недосуг заглядывать в этот город.

   Такую недобрую Венецию мы ещё не видели. Жаль, что некоторые новички-туристы, приехавшие всего на один день долгожданного похода по ярким местам заграницы, сегодня уедут из этого замечательного города, наверняка озадаченными или даже разочарованными. Вот что значит иметь бродяжью удачу оказаться в нужное время, в нужном месте. Всякий раз, во время нашего очередного приезда, Венеция встречала нас разными нарядами своего городского убранства. Эта Жемчужина Адриатики всегда была к нам приветлива. Мы видели её: сонной, ещё не проснувшейся, радушно тёплой (от ласкового солнечного света и душевной приветливости местных жителей), мокрой, ветреной, в сказочном блеске загадочно-тёмного ночного макияжа, одетой в праздничное убранство карнавала (приуроченного ко дню города), хлебосольной, хмельной, весёлой, … Словом, чрезмерно разгорячённый вид Венеции нас сейчас тоже не порадовал, но согласно начертанному на нашем походном «щите» мы двинулись осиливать  очередной путь, в тайной надежде, что, и на этот раз, живительная вода ярких впечатлений, как-нибудь да потечёт под наш «камень», залежавшийся за рутинное время рабочих будней.

                ч.3 На ловца и зверь побежал

  Тактику перемещений по неуютному городу мы выбрали в тот день такой, чтобы наш туристический рейд был вырван из объятий душного потока людской толпы и прикрыт тенью зданий, благо, что в венецианских лабиринтах мы уже, кое-как наловчились ориентироваться. Через несколько шагов нашего решительного поворота направо, в узком переулке мы наткнулись на неожиданно яркое подтверждения пословицы, которая утверждает, что «На ловца и зверь бежит». Ольга мчалась слишком быстро, и готова была уже проскочить мимо этой витрины магазина, но я, каким-то боковым зрением, успел выхватить на одной из его полок искомый силуэт сумки. Мы «ударили по кроссовочным тормозам» и заглянули вовнутрь. Магазин оказался настоящим заграничным (смеюсь) потому, что тут всё захотелось купить. Товар был такого качества и ассортимента, что наше впечатление можно охарактеризовать расхожим высказыванием: «Глаза разбежались». Но самый главный сюрприз мою Ольгу ждал впереди – мы попали на распродажу.  Для меня же неожиданностью стало непривычное ощущение того, что находиться в таком магазине было интересно. Здесь нужно тут же оговориться, что я не большой любитель шопинговых шатаний, но тут было занимательно разглядывать прилавки потому, что итальянские кожевенники проявили недюжинную фантазию, отточенный дизайнерский вкус и мастерство. Во всех их изделиях чувствовалась высококлассная школа этого ремесла. Тут любой предмет, взятый с полки, давал уверенное ощущение того, что в руки попала настоящая Вещь (качественный предмет, который уместно писать только с заглавной буквы).

  После скрупулёзного выбора, Ольгина рука потянулась к одной из сумок, расстаться с которой уже не нашлось человеческих сил (озорно улыбаюсь). Маслянистая прохлада отлично выделанной кожи, этого итальянского изделия была невероятно приятна на ощупь. Фиксированная длина ручек была так тщательно продумана и рассчитана, что сумку одинаково удобно было нести в руке или на плече. Такая сумка, сама по себе, являлась украшением, но вместе с тем, она не была выполнена в «кричащем» стиле, что позволяло использовать её, как в будничные поездки на работу, так и в праздничные вылазки в город. Ещё надо сказать, что цепкости пальчикам Ольги добавила приятная неожиданность, заключённая в протокольные рамки картонной бирки. Вопреки робким ожиданиям, на этом ценнике не было заносчивого «хвоста» нулей!? Замечательная итальянская сумка из самой Венеции (!!!!) была достаточно посильно оценена, что позволяло нам незамедлительно сделать долгожданную покупку.

   Мы не привыкли сорить деньгами, поэтому Ольга, чисто машинально, попросила женщину-продавца сделать скидку на этот товар, сославшись на то, что тыльная сторона сумки имеет небольшую замятость от лежания в стопке других сумок. Хозяйка магазина принялась было искать замену этого товара, но ничего не нашла потому, что данное изделие осталось в единственном экземпляре. И она согласилась нам уступить, скостив цену аж на 11 Евро! После чего моя спутница по туристическому походу вышла из магазина, словно, окрылённая. С такой приятной ношей, ей даже жара, какое-то время показалась не такой удушливой.

                ч.4 Возвыситься над Венецией

   Теперь наступил и наш запланированный черёд слиться с основным потоком туристов. Уверенной поступью, держась тени зданий, мы сначала направились к хвосту очереди возле знаменитой башни Piazza San Marco. К счастью, изнуряющая жара сегодня значительно убавила вереницу желающих «отморозков» (шучу), готовых упрямо мучить себя солнечной атакой итальянского лета. Хотя, всё равно, стоять было очень утомительно и неуютно. Хорошо, что я ещё додумался отправить Ольгу в ближайшую тень. Так заведено людьми, что любая очередь не сулит своим терпеливым постояльцам особенных развлечений. Как ни крути, а установленный в социуме порядок продвижения к кассам, делает значительно комфортнее и прохладнее отношения между людьми, стоящими в колонне, и однообразно глядящими друг другу в затылки. Без строгой очерёдности, в такой чрезвычайно солнечный день, было бы гораздо жарче, бесцеремонно толкаясь локтями, протискиваться всем скопом к входу в башню.  В кассовом предбаннике стало немного уютнее потому, что тут появился лёгкий ветерок робкого сквознячка. Через какое-то небольшое время мы оказываемся перед дверью лифта, плавный подъём наверх, и мы стоим на площадке,  словно парящей над знаменитым городом. Здесь сразу воцаряется свежесть вольного ветерка, а любознательность зрительной памяти туристических бродяг жадно начинает впитывать яркие впечатления от взгляда на Венецию, с девяноста восьми метровой высоты птичьего полёта.

   Завораживающее зрелище! Особенно для тех, кто понимает, где он находится и куда смотрит. В один миг забываешь про утомительное стояние в душной очереди. Шагая по периметру зарешёченных окон площадки, начинаешь узнавать знакомые места, хоженые подошвами личных кроссовок, любуешься солнечными переливами бликов на водной глади залива и снующей динамикой подвижной картинки скольжения катерков и лодок. Из такого божественного места совершенно не хочется уходить, но впереди (пардон, внизу) нас ждут новые или приятные старые тропинки легендарной Венеции. Через некоторое время, спускаемся, и продолжаем свой бродяжий путь по итальянской загранице.

                ч.5 Логово могущественного дракона

  Так получилось, что, в такое неуютно-жаркое время, мы надумали отстоять две очереди. Поэтому пришёл черед и «хвосту» в залы  Собора Святого Марка. Приятным бонусом оказалось то, что вход туда ожидался бесплатным, и мы вооружены щадящей тактикой укрытия Ольги в тень, тут, как говорится: «Охота пуще неволи». На деле, проход в это здание оказался не таким уж и безоблачным (улыбаюсь) потому, что на его пороге стояли служащие, которые очень любезно, но настойчиво рекомендовали, за деньги, пройти всем женщинам, замеченным в малейшем легкомыслии в одежде. На их излишне целомудренный взгляд, Ольга проштрафилась слишком открытым вырезом её футболки, но в чужой монастырь со своим уставом (футболкой) не ходят, поэтому мы беспрекословно расстались с 2 Евро.  В обмен на это, Ольге был выдан кусок бумажной ткани серого цвета, в виде небольшой накидки-плащика, которая прикрыла все её легкомысленно выставленные «безобразия».  И мы зашли в полумрак культового здания.

  Странно это отмечать, уверен даже, что так достоверно и объективно никто ещё не описывал этот легендарный собор, но ощущение полумрака осталось с нами на протяжении всей прогулки по залам. Причём, он совершенно не собирался рассеиваться даже тогда, когда наше зрение адаптировалось после перехода с яркого солнечного света. В полном недоумении мы вспоминали восторженные отзывы туристов о внутреннем убранстве этого собора. На наш личный взгляд, контраст впечатлений был ошеломляющим. Внешний фасад здания сиял грациозной роскошью мозаичной отделки, его архитектурное кружево так великолепно сплетено зодчими, что это сооружение, по праву может легко войти в двадцатку самых красивых культовых сооружений. Но вот внутренний мир этого здания произвёл на нас гнетущее впечатление. Лично у нас появилось такое стойкое ощущение, что в утробе этого, излучающего свет собора, инородно и основательно поселился Золотой телец. Как мощный символ богатства, власти золота и денег, он вытеснил незримое свечение духовной атмосферы, залив все внутренние стены здания тяжеленым слоем золотого покрытия, которое было больше похоже на дорогой панцирь (доспехи).  Чрезмерная роскошь и пресыщение воцарилось в его залах, но это не принесло внутреннему миру собора желанного величия. Каким-то непонятным образом, практически вся позолота была покрыта тёмным налётом. Это выглядело так, словно, внутри здания бушевал пожар и закоптил все стены и потолок.

   В такой обстановке, любой впечатлительный зритель, начитавшийся старинных легенд и сказок, легко мог представить себе здесь жилище настоящего дракона, который своим смрадным дыханием опалил и оплавил всю внутреннюю поверхность личного логова. Предположив такую фантастическую ассоциацию, в углах помещений станут легко угадываться (мерещиться) даже закопчённые полотна густых паутин. Шагнув к примеру более реальных сказочных персонажей, можно сказать, что громоздкое великолепие такой архитектурной утробы очень похоже на захламлённый склад драгоценностей в пещере из произведения восточно-арабского эпоса – «Али-Баба и сорок разбойников». Там сокровищница, награбленного имущества, тоже была с привкусом чужого горя и пролитой крови. Хотя, несметные богатства только так и накапливались, особенно в те стародавние времена, когда человеческая жизнь частенько ценилась не очень дорого.

 Если довериться всем этим аллегориям, то выяснится, что былая венецианская реальность не совсем далеко ушла от сказки. Венеция прошлого – это один из немногих торговых городов, который, благодаря своему богатству и могуществу влияния, внушающему страх своим врагам, вполне мог себе позволить обходиться без массивных фортификационных сооружений. Чем вам не защита условного дракона?

                ч.6 Венецианский леший кружит путников

   Словом, наше личное восприятие действительности не позволило нам долго находиться в стенах этого здания, и мы поспешили на выход.  На солнечной улице Венеции мы почувствовали себя, вышедшими из глубокого подземелья. Поравнявшись с очередью, мы выбрали самую разгорячённую девушку и незамедлительно подарили ей серую накидку целомудрия. Затем мы немного постояли на площади, переваривая волну противоречивых впечатлений от более близкого знакомства с легендарным собором, решительно развернулись и тронулись в свой очередной путь по водно-каменному лабиринту города-острова. К этому моменту, жаркий день накалился ещё сильнее. В таком чрезмерно душном наряде у Венеции совершенно не было настроения радушно принимать своих гостей, ей тоже мечталось о прохладе вечернего ветерка. Мы прониклись состоянием хозяйки и тактично не стали беспокоить её разомлевшие улицы вымученными жарой шагами. Добравшись до ближайшей остановки водного «трамвайчика», мы слегка замешкались, спутав причал посадки. За этот легкомысленный зигзаг между «тремя соснами» пришлось отдать венецианскому лешему целых 15 Евро! Так вязкий зной и необдуманная спешка неприветливую шутку с нами провернули. Это было хорошим предупреждением о том, что пора уже спешится с наших кроссовочных коней и найти уютную тень укромного городского уголка для комфортного отдыха-сиесты.

   Наконец, нужный нам водный «трамвайчик» боднул борт причала и радушно приютил нас на своей палубе. Утробно заурчав своим мотором, он уверенно продолжил свой путь по извилистым каналам, щедро демонстрируя нам течение живописной картинки пейзажа самобытных улиц Венеции. Ещё в Париже мы отметили, что такая манера перемещения создаёт визуальный эффект того, что ты статически остаёшься неподвижным, а мимо проплывают живые декорации прибрежных стен города.   Словно, реалистично-объёмный фильм смотришь в очень высококлассном 3D кинотеатре, обдуваемом свежестью встречного ветерка. Сделав круг почёта по каналам Венеции, мы высадились на причале возле железнодорожного вокзала Санта-Лучия (итал. Stazione di Venezia Santa Lucia).

                ч.7 Продовольственная программа

  Через Мост Скальци (итал. Ponte degli Scalzi или «Мост босоногих», названный так из-за соседства одноимённой церкви монахов-кармелитов, живущих на босу ногу), привычным шагом перемахиваем на противоположный берег Гранд-канала (итал. Canal Grande), поворачиваем вправо и перемещаемся до первого поворота налево. Буквально несколько условных шагов, и мы стоим на пороге неприметной пиццерии, которая нам так сильно приглянулась в прошлые визиты в Венецию. Тут никогда нет очередей из туристов, только местные жители сюда забегают для качественного перекуса потому, что такие места ещё нужно уметь отыскать, где дешевле и вкуснее всего готовят. В неимоверной жаре очень маленького помещения, отгородившись прилавком, хлопотал парень-пекарь. Мы его и в прошлые поездки тут встречали, поэтому в качестве такой пиццы были абсолютно уверены. Традиционно, заказываем две со спаржей по 5 Евро, благодарим радушного пекаря и спешно выходим на изнуряющую «прохладу» улицы. Подобный нонсенс мне доводилось испытывать на себе, когда в свою институтскую бытность, приходилось в командировках трудиться возле металлургических печей плавильного цеха. Только тогда мы не с пиццей выходили в летний зной заводского двора, а с касками и брезентовыми перчатками в руках. После тысячеградусного печного жара, нам казалось, что на тридцатиградусной улице прохладно и свежо, благодаря перепаду температур, в меньшую сторону, и тёплому ветерку.
 
   В тот итальянский денёк заграничного путешествия, нам венецианская улица-канал показалась такой же освежающей, хоть она и была безветренной. Что тут скажешь, нелёгкий хлеб (профессия) у этого венецианского паренька-пекаря. Слава его умелым рукам, добросовестной работе и рабочей стойкости! Его пицца оказалась, как всегда, очень пышной и сочной; пропитанной лёгким ароматом древесного дымка, гармонично дополняющего вкусовую гармонию компонентов этого пекарского изделия, которое мы с удовольствием потребили прямо возле парапета набережной. Дальше бродяжья тропинка привела нас на площадь Толентини (итал. Campo dei Tolentini), где приютилась радушная забегаловка  Bacareto da lele – излюбленное место нашего регулярного венецианского паломничества. В шутку, я говорю Ольге, что ради одного этого замечательного заведения готов хоть каждый год ездить в Венецию (улыбаюсь своей гурманской остроте).

   Правда, с некоторых пор, порог этого винного бара (бакаро) мы стали переступать с некоторой долей настороженности потому, что есть такая пословица о том, «что не место красит человека, а человек место» (англ. «not a place paints a person, but a person a place»). Преодолев огромные расстояния, финансовые и бытовые преграды, мы всегда надеемся здесь увидеть нашего знакомого статного венецианца потому, что только из его добросовестных и умелых рук можно качественно угоститься здесь замечательным коктейлем-аперитивом «Спритцем» (итал.  Spritz – спритц). Да и фирменное красное вино «Ancella nero» (итал. «Чёрная служанка») он полнее наливает в бокалы, зарядив напиток своей позитивной энергией. Если вместо него за прилавком окажется хмурый бармен в очках, то качество барных разносолов резко блекнет и, в полной мере, не доставляет ожидаемого удовольствия. Словом, «побарствовать» всласть из его нерадушных рук будет непросто и неполезно для душевного восприятия. Трудно сказать, в чём тут истинная причина. Может этот человек не любит свою работу (томится ею), не умеет или ленится правильно смешивать компоненты коктейлей, а может всему виной  блеклость его личной человеческой энергетики?

  За порогом питейного заведения мы поняли, что сегодняшняя Венеция оказалась последовательной в своём нежелании радушно встречать гостей – за прилавком стоял хмурый бармен в очках, но отступать славяне не любят, поэтому мы решительно сделали пару шагов вперёд и приветливо поздоровались: «Бонжорно!» (buongiorno! — добрый день, здравствуйте!). И заказали сразу два бокала «Ancella nero» потому, что в такой компании было бесполезно рассчитывать на удовольствие от прохладительного коктейля «Spritz», состряпанного с холодком отношения к работе. Да и на прилавке для знаменитых итальянских бутербродов с ветчиной и салями зияла «проплешина» пустых подносов. В иное время, от взгляда на эту витрину глаза просто разбегались от желания всё попробовать, так велико и аппетитно было здесь представлено разнообразие панини (итал. panini, panino - булочка) с панчеттой (итал. Pancetta - бекон с тонкими прожилками сала). Хорошо, что перед этим «погромом» мы предусмотрительно заскочили в пиццерию и сытно «заморили червячка». Бармен наполнил наши бокалы винным «рубином», я взял их с прилавка и произнёс: «Грацие» (итал. «grazie» - спасибо).

   Выйдя на улицу, мы присмотрели уютный и тенистый уголок на противоположной стороне канала, перешли через пешеходный мостик и расположились прямо на ступеньках, спускающихся в воду. Ольга привычно сняла свои босоножки и опустила обе стопы в прохладную венецианскую водицу. Её бесконечный поток незримо скользил по руслу канала, упрямо отыскивая выход к Адриатическому морю, которое периодически (с приливами) пыталось прорваться своими солёными водами в Венецианскую лагуну. Сколько раз мы убеждались, что лучшего места для гармоничной сиесты в этом городе и не сыскать, на наш вкус восприятия. Площадь Толентини была перед нашим взором в качестве сцены, где неспешно перемещался «спектакль» будничной жизни одного из уголков легендарного города. Под нашими ногами, в «оркестровой яме» можно наблюдать, как прибывает или убывает уровень воды в канале и озорничают мелкие крабики. На самой «сцене» медленно сменяются декорации теней и проплывают неспешные или суетливые потоки туристов и местных жителей. Некоторые из них прибиваются, на какое-то время, в тихую «гавань» возле радушной забегаловки  Bacareto da lele, так же, как и мы, рассаживаясь на отполированные штанами и шортами ступени набережной или церкви Сан-Николо да Толентини (итал. Chiesa di San Nicola da Tolentino). Кстати, в тот знойный день она преподнесла нам неожиданный сюрприз, но об этом чуть позже будет сказано. Местные жители предпочитают заскакивать в этот бакаро, ещё и для того, чтобы перекинутся словечком друг с другом или со статным итальянцем. Здесь же, они предпочитают, и обмениваться новостями, неспешно попивая прохладный Спритц или сухое вино, прислонившись к узкой деревянной полке, образующей угол между окном и небольшим участком стенки внутреннего помещения.

  Время нашей сиесты шло, иссушив до дна бокалов задорные остатки «Чёрной служанки». Я поднялся, чтобы отнести пустую посуду, и пополнить запасы нашего венецианского пикника. С этого момента началась череда неожиданных сюрпризов. За прилавком бакаро появился статный венецианец! Витрина снова ломилась от яств. С этим барменом мы поздоровались, как старые знакомые. Почему-то у меня создалось впечатление, что он запомнил меня, выделив из многоликой толпы посетителей потому, что его обаятельная улыбка, как-то особенно радушно вспыхивала при нашем общении. Коротко бросив свой озорной взгляд на пустые бокалы в моих руках, он вопросительно склонил голову, ожидая заказ. Я не заставил его ждать и заказал два долгожданных коктейля «Spritz» и парочку панини с панчеттой. После моего grazie, венецианец пожелал мне приятного аппетита (итал. Buon Appetito) и я понёс свою добычу к Ольге. Общение с этим радушным итальянцем было таким приятным, что на душе становилось тепло. Оно было такой эмоциональной силы, что по моему личному восприятию, энергия этого чувства легко устранила навязчивое дыхание удушливого зноя. К счастью, в жизни иногда встречаются по-настоящему живые и энергичные попутчики, с которыми бывает комфортно тепло на душе даже в леденящую стужу или испепеляющую жару. 

  При виде разнообразия моих заморских (заканальных) трофеев, Ольга встретила меня недоумённым взглядом, который я быстро развеял, пояснив, что появился наш статный венецианец. Вероятно, он за всем этим гурманским богатством и отлучался. Неспешно посмаковав прохладную газировку коктейля «Spritz», мы приняли решение пополнить наши запасы бокалом  Cabernet и Chardonnay, которые сейчас больше подходят к нашим бутербродам. Я метнулся в бакаро и, чтобы дважды не бегать по жаре, заказал там ещё и два бокала «Ancella nero». Наш пикник разгорелся с новой силой. В этом венецианском уголке комфортно находиться можно очень долго, неспешно попивая сухое вино отменного качества и наслаждаясь атмосферой древнего города-легенды. Можно сказать, что здесь расположен релаксический центр, врачующий психологическое равновесие таких туристических бродяг, как мы с Ольгой. И до сих пор, мы даже не подозревали, насколько сильна энергетика этого городского уголка.

                ч.8 Импульс знакомства со старым знакомым

   Совершенно спонтанно, мне в голову пришла мысль о срочном посещении церкви Сан-Николо да Толентини. Толчковым импульсом к этому послужил выход посетителя из здания. Это означало, что сегодня есть возможность для визита в, обычно закрытую, венецианскую церковь. Под давлением какого-то интуитивного побуждения, я принялся настаивать, чтобы Ольга немедленно встала и пошла, глянуть на внутренний интерьер этого культового заведения. Её удивила моя неожиданная настойчивость, также Ольга не понимала, почему она должна туда идти одна и немедленно. Мол, вот допьём вино и пойдём туда вместе, но на это я ей возразил, что впервые вижу дверь этого здания открытой, и не знаю часы приёма его посетителей. После этого аргумента, моя туристическая попутчица нехотя встала с уютного места и пошла на вынужденную разведку, а я остался сторожить её рюкзачок и начатый бокал вина.
  Время сиесты продолжало свой размеренный ход, но моя спутница уж очень долго не выходила из здания. Пока она была внутри помещения, я успел неспешно допить свой бокал вина, встретиться взглядами с барменом в очках, который собирал пустые бокалы в большой ящик. Я махнул ему рукой, чтобы он не тащился со своей громоздкой ношей через пешеходный мостик, и сам перенёс на его берег наши пустые бокалы. Оставить окончательно свой пост у меня не было никакой возможности потому, что с недоеденным бутербродом Ольги и её начатым бокалом вина, да ещё и с вещами наперевес, было бы нетактично заходить в культовое здание, с таким бесцеремонно «чужим уставом» багажа. Словом, я уже начал переживать и недоумевать по поводу чрезмерно длительного отсутствия моей Ольги.

   Мне было совершенно непонятно, что могло там её так надолго задержать. Что такое особенное она увидела в этом здании? Чем сейчас там занята? Во все свои заграничные поездки, мы всегда предпочитали заглядывать в укромные уголки заморских городов, избегая суетливой «пыли» затоптанных туристических тропинок, проложенных в основных местах массового посещения. Так и в Венеции мы себя вели, решительно и с упоением сворачивая с главного маршрута, и ныряя в живописные лабиринты узких улочек древнего города.  Мне приглянулось высказывание одного блогера о том, что в Венеции никогда не знаешь, чем закончится незнакомая улочка. Та, что на расстоянии зрительно кажется тупиком, может оказаться в конце проходным переулком, а та, что выглядит, как прямолинейно-сквозная улица может упереться в тупик берегового участка  набережной. Деревянная дверь в стене здания, изготовленная вручную, в стародавние времена, может скрывать за своим самобытным полотном целый дворик или общую прихожую для нескольких отдельных квартир. Иногда из такого совместного «предбанника» могут брать своё начало ступеньки лестницы на второй этаж, выполненные из мрамора высокого качества. Так же можно неожиданно для себя войти в здание с вывеской «Teatro Italia» («Театр Италии»), а оказаться в залах супермаркета Despar Teatro Italia, который обосновала известная торговая сеть Despar в помещении бывшего венецианского театра, после его реставрации. Ещё можно, заглянув в помещение небольшой, внешне ничем особенно не привлекательной церквушки, запросто наткнуться на шикарные фрески, созданные талантливой рукой великих художников прошлого. Например, такие мастера, как: Джовани Беллини, Тициан Вечеллио, Тинторетто, Паоло Кальяри (Веронезе), …  Качественный уровень такого зрелища может быть настолько высок, что не в каждой картинной галерее можно встретить что-то подобное. 

                ч.9 Здание церкви Сан-Николо да Толентини встречает нового гостя

   Здание церкви Сан-Николо да Толентини выполнено в очень скромной манере. Оно не имеет внушительных куполов, приметных издалека. Его незамысловатый фасад, украшенный шестью колонами, выходит на небольшую площадь, спускающуюся своими ступенями в воду канала. Большая часть каменного тела этого здания, как бы зажато ближайшими домами и скрыто от глаз случайного прохожего. Справа от центрального входа, за стеной и зданиями, эту церквушку прикрывает внутренний дворик с зелёными насаждениями. Словом, фасад этой католической церквушки настолько скромно выглядит, что мы его всегда, в шутку, называли сельским ДК (Дом культуры, клуб) Венеции. Но есть такое мудрое выражение: «По одёжке встречают, а провожают по уму (внутреннему содержанию, прим. авт.)». Вот тут и жди сюрпризы, которые могут быть, как приятными, так и неприятными.   

  В какой-то момент, излишне затянувшегося времени, я уже было принял решение оставить недоеденные разносолы на ступеньках перед храмом и зайти вовнутрь для поисков Ольги, но дверь вдруг открылась, и моя спутница вышла из здания. Когда я её спросил, что она там так долго делала, то получил от неё неожиданный ответ: «Странно это слышать. Разве я там долго находилась? Мне показалось, что совсем немного времени затратила на этот визит. Ну да ладно, но ты должен это сам увидеть и прочувствовать». Уговаривать меня не понадобилось потому, что я и сам уже горел желанием удовлетворить своё неуёмное любопытство. Ольга расположилась с вещами и снедью на ближайших ступенях канала,  а я решительно зашёл вовнутрь этого загадочного здания. Массивная, немного скрипучая дверь закрылась за мной, отгородив жаркий день венецианской реальности от прохлады помещения, несколько веков бережно хранящего культовые атрибуты религиозной атмосферы. Глубокие корни пустило это здание в илистое дно Венецианской лагуны. Интернет-всезнайка гласит, что католическая церковь Сан-Николо да Толентини спроектирована и построена в 1591—1602 годах (автор проекта архитектор Винченцо Скамоцци). Несколько позже (в 1706—1714 годах), это здание немного перепланировали и достроили пронаос (пристройка перед входом в храм) и установили коринфские колонны (проект архитектора Андреа Тирали). В 1849 году, каким-то непостижимым образом, в энергетическом поле защиты этого намоленного места, пушечным ядром австрийской артиллерии, была пробита брешь. Оно проломило купол и упало возле алтаря. Это событие было решено увековечить в памяти потомков тем, что пушечное ядро вмуровали в фасадную часть здания.
 
  Вот в какую церквушку мне довелось тогда заглянуть.  Несмотря на её преклонный возраст, внутренний мир этой архитектурной красавицы выглядел замечательно светлым и уютным. Её стойкость оказалась неподвластной разрушающему холоду ветра времени, не сокрушила церквушку и липкая сырость воды из каналов и наводнений, не спалил дотла  огонь войн прошлого времени,… Словом, вопреки всему, старинная церквушка не смяла своё каменное «платье», опрятно сохранив его почти без видимых морщин и пятен. Замечательная роспись сводов и стен выполнена мастерски, без навязчиво кричащих излишеств. Во всём интерьере чувствуется гармония художественного вкуса и меры в использовании украшений. Краски фресок не потускнели. Воздух в помещении не затхлый, он умеренно пропитан церковными благовониями, ароматом свечного воска, мебельным лаком и ещё чем-то едва уловимым, что, по аллегорическому восприятию, очень хочется назвать пылью веков. Как ни странно, но составом этого воздушного коктейля очень легко дышалось. Моя Ольга, почему-то, для его эмоционального описания использовала словосочетание «высокий воздух, возвышенный». 

  Кроме меня, в помещении храма было всего два посетителя и один церковный служащий. Но самое удивительное впечатление здесь было заложено не в зрительных образах, а во внутреннем личном восприятии психики. Она, как бы открылась для более глубокого обмена информацией и энергетикой. Была такая образная ассоциация, что я, словно, зашёл в высококлассный переговорный пункт, оснащённый очень качественным коммуникационным оборудованием. Звенящая тишина залов прослушивалась здесь максимально чётко, без акустических искажений. Сложилось даже такое впечатление, что мой частотный диапазон слухового восприятия стал намного шире, чем классический человеческий норматив, зажатый номинальным пределом распознавания звука от 16 до 20 000 Гц. Это мне напомнило то моё состояние эйфории, когда я получал возможность прослушать свои виниловые пластинки на новом, более высококачественном музыкальном оборудовании.

                ч.10 Чудеса акустики

  Ещё, я давно заметил, что акустика церковных сооружений творит чудеса отменного восприятия звука, благодаря умелым рукам зодчих прошлого. Церковный зал так точно рассчитан, что архитекторы превратили его в некий аналог самостоятельного акустического аппарата, что-то наподобие очень высококачественного стерео усилителя, колонок, эквалайзера и ресивера в одной оболочке. Впервые это пришло мне в голову, при прослушивании органной музыки в Рижском Домском соборе, а затем и в Доме органной и камерной музыки (здание Свято-Николаевского собора), когда я случайно попал на концерт камерной музыки. Дальше было неожиданное знакомство с замечательным дендропарком Александрия, города Белая Церковь, где среди прочего технического и паркового новаторства была, так называемая, Колоннада Эхо. Это подковообразное сооружение из колон и задней стенки-отражателя имеет такое необычное акустическое свойство, что речь, произнесённая шёпотом в одном из его концов, будет внятно слышна на другом его конце, тогда, как слова, произнесённые громко будут теряться в многоголосии эха. Хозяева парка Браницкие задумали это техническое строение из озорства творческой натуры и для возможности узнавать, что на самом деле говорят между собой их гости, обсуждая хозяев и соседей. Для этой цели их рассаживали за столики, поставленные за колонами. Сидя полукругом, гости имели возможность наслаждаться яствами, слушать игру музыкантов, размещённых напротив этой импровизированной беседки, и, по своей технической наивности, без опаски шептаться между собой, считая, что их никто не услышит. Ну, а Браницким оставалось лишь только незаметно подойти к одной из торцевых комнат этой акустической подковы, чтобы оттуда, сквозь громкое многоголосие и звуки музыки, отчётливо слышать, о чём шепчутся гости.
 
  К этой плеяде акустических достижений древних мастеров можно ещё добавить, отлично работающее по сей день, такое каменное сооружение, как амфитеатр, со звуковыми  возможностями которого мы познакомились на Кипре, в городке под названием Пафос. Но все эти технические вершины не идут ни в какое сравнение с тем необычным явлением, которое я невольно подсмотрел или прочувствовал в помещении церкви Сан-Николо да Толентини. Не знаю, как учёные это объяснили бы, но все предметы интерьера я там, как бы видел или ощущал сразу.  Можно сказать, что я стал, как бы единым целым со всем этим миром компонентов интерьера. Слияние произошло настолько сильно, что я стал различать слова молитвы, сидящих на скамьях двух посетительниц. Это произошло в тот момент, когда я, абсолютно бесшумным шагом, подошёл к перекрестью зала. Тут нужно пояснить, что негеометрический центр сооружений такого типа, находится под главным церковным куполом, со смещением к пространству алтаря. Если смотреть на культовое здание сверху, то его контуры будут иметь крестообразную форму, тоже со смещением архитектурной поперечины к торцевому концу здания, противоположному главному входу. Именно стоя в центре зала, я стал различать звуки молитвы на непонятном мне языке. В этот момент, передо мной было помещение алтаря, справа и слева от меня были ниши с оконными витражами и настенными фресками, а сзади ряды деревянных скамеек. Посетительницы сидели на них справа от меня, губы их были сомкнуты, но я отчётливо слышал звуки молитвы. Есть, конечно, в эстрадном жанре артисты-чревовещатели, которые умеют озвучивать своих кукол, не шевеля губами и практически не открывая рта, но здесь, я думаю, не тот случай был.

                ч.11 Разбор акустических «полётов»

  Списывать мои звуковые впечатления на признаки шизофрении я бы не спешил потому, что этот эффект был обнаружен только в том венецианском зале, и сила звучания молитвы ослабла, когда одна из посетительниц ушла. Ещё интересный факт отмечу. Когда и вторая посетительница вышла из церкви, то у меня, где-то на подсознании, ещё некоторое время продолжали звучать слова её безмолвной молитвы. Словно невидимое эхо, её энергия многократно отражалась от стен церковного помещения и ещё долго блуждала в его лабиринтах, чтобы вознестись в эфирное пространство.  Скорее всего, здесь был задействован технический эффект Колоннады Эхо. В связи с этим, интересно было бы узнать у священнослужителя, который стоит на своём рабочем месте, лицом к прихожанам и спиной к алтарю, воспринимает ли он все молитвы сразу или общая звуковая волна собирается в суммарный энергетический пучок и направляется вверх к церковному куполу, где крест может выполнять функцию антенны.

   На примитивном уровне, что-то подобное некоторые мальчишки-технари наблюдали, когда мастерили себе телефон из двух спичечных (деревянных) коробков и протянутой нитки между ними. Взрослые физики изучили волновую природу звука и законы его распространения в окружающей среде. Сейчас продолжаются исследования энергетических свойств звука. Начали с простого – изучают влияние музыки на рост растений и увеличение молочных надоев. Так глядишь, и до изучения природы мистических заговоров учёные доберутся и до понятия «намоленное место». Есть ещё стойкая теория о том, что церкви не ставят в случайных местах. Их очень тщательно выбирают перед закладкой фундамента культового здания. Сведущие люди уверенно утверждают, что такое сооружение строится только в, так называемых,  местах энергетической силы.
   
   Словом, как бы там ни было, но побывать в помещении пустынной церкви Святого Николая Толентини было очень здорово и впечатлительно. Мне и Ольге там было очень комфортно находиться. Здесь настойчиво присутствовало ощущение того, что в такой момент происходит что-то очень важное и полезное для укрепления душевной гармонии.

   После ухода второй посетительницы церкви, я ещё постоял немного, теперь уже наслаждаясь торжественным звоном абсолютной тишины помещения культового здания. Мне не хотелось уходить, но глянув на часы, я понял, что неожиданно долго пробыл здесь. Действительно, необычное место мы обнаружили. В этих стенах земное время, словно замедляет свой ход. Когда я вышел из здания, то служитель сразу за мной закрыл дверь на ключ и нырнул в калитку внутреннего дворика.

  Мы заскочили в бакаро и статный венецианец радушно восполнил наши запасы двумя бокалами «Чёрной служанки». В её компании мы перешли через пешеходный мостик и заняли своё прежнее место. Теперь наши венецианские посиделки наполнились дополнительным смыслом восприятия и энергетики ощущений. Неспешно пригубливая итальянский «рубин» мы смотрели теперь чаще на приветливый силуэт скромной церквушки. Она сейчас как-то по-дружески стала для нас выглядеть. Если бы не мой спонтанный порыв, то мы могли бы пройти мимо такого замечательного места в Венеции, что мы до этого и делали, но спасибо его величеству случаю – вовремя подсобил зрительным советом. Кстати, позже мы узнали, что эта церковь является официальной площадкой оркестра «Orchestra Mosaico Barocco» и квартета «Cuarteto Major». Мощная же тут феерия звуков поселилась и успешно обитает добрым людям на радость.

2019 г.

* Райдер — это перечень условий и требований, предъявляемых артистом, музыкантом или творческим коллективом к организаторам выступлений.

Дополнение:

- "Разбор полётов над другой Венецией" (Рецензия на собственный рассказ) http://proza.ru/2021/01/17/1335;

- «Церквушки-авианосцы и 4-е агрегатное состояние воды» http://proza.ru/2021/02/10/1245;

- "Поход без палатки. ч.7 Ещё один дикий день" http://proza.ru/2017/05/17/1002;

- В другом моём рассказе есть продолжение темы в главе 11: "Техническое «расстояние вытянутой руки» через века. Или кому адресована эмоциональная энергия человеческих сердец из амфитеатров, стадионов, концертных залов?" (рассказ «Пушкин в валютном обменнике Кипра? И о Кемере…» http://proza.ru/2021/06/15/86 )

*****

P.S. Мне приглянулась рецензия читателя (от 03.02.2021): "...Да-а-а, Виктор, просто поверить трудно - такой великолепный литературный подарок от тебя получил в начале Нового года!.......Просто оторваться не мог. И что особенно интересно - меня поражало не столько то, о чем шла речь, столько то КАК это было описано, КАК рассказано. Такой рассказ дает возможность не просто узнать что-то о чем-то, но ПОЧУВСТВОВАТЬ то, о чем ведет речь рассказчик..."

В.К. (11.02.2021): Словом, есть чтиво и смысловое послевкусие, и это хорошо! Приятно читать такие отзывы. Этому читателю удалось очень точно обнаружить одно из основных стратегических направлений стиля моего дилетантского творчества.

P.S. "2" Мне ещё приглянулась рецензия на чужой очерк о Венеции:
"...Помню, осматривая Дворец дожей, испытывала чувство страха: мне казалось, что Дворец качается на волнах. Хотелось скорее его покинуть..."
(Фаина Нестерова 18.01.2020)

В.К.(03.03.21): Браво Фаина! Вам удалось отряхнуться от навязанных толпе впечатлений и найти мужество составить собственное мнение. Вы человек с хорошо развитым чувством энергетического ориентирования.