Капище

Александр Ключарёв
Городок Геленджик в 1963 году, скрытый зеленью деревьев в восточной части округлой бухты, являлся сельским поселением. Я жил на центральной приморской курортной улице Мира. Начавшееся лето со школьными каникулами освободило от ненавистных классных занятий. Ещё холодное море не прельщало к водным развлечениям. Используя многолетней обкаткой подростковый велосипед «Орлёнок», объезжал окрестности от Кабардинского побережья Цемесской бухты до горного Михайловского перевала.
     Перед моим частным домом построены первые пять двухэтажных зданий, заселённые школьными педагогами и горисполкомовскими чиновниками. Через дорогу от моего проживания поселился школьный учитель, увлекающийся краеведением. Хмурый предприимчивый наставник привлёк меня в группу любознательных тринадцатилетних сверстников для раскопки могильника урочища Жане.
     Туристическое снаряжение выделила школа, расположенная рядом с кладбищем. Каждый участник археологического изыскания внёс продукты на полмесяца. Походное имущество автомашиной завезено на берег речки Жане. Вся кладь подростками перенесена за первый дольмен и старый черкесский сад на солнечную поляну. Закреплены брезентовые палатки, обустроено кострище и место туалета.
     Западный берег живописной речки Жане, так же место слияния с речкой Мезыб покрывались множеством холмиков – могильников за давностью лет поросшие вековыми деревьями. С ближайшего к поляне бугра спилили поросль и принялись разгребать грунт пронизанный корнями. По периметру насыпи открылась каменная кладка заполненная глиной ниже уровня местности. Я, понимая недопустимость могильных раскопок, занимался лагерными работами. Собирал сушняк для костра, в речке ловил рыбью мелочь, к вечеру заполняющую половину ведра. Варил на костре уху, кашу и чай с душистыми травами. Я получал удовольствие от общения с природой.
     Оставаясь в одиночестве среди мистических дольменов и древнего кладбища, ощущал за спиной холод некротической преисподней. Детская компания кладоискателей уже не разбредалась по лесу, постоянно озираясь, держалась тесной группкой. Засиживаясь допоздна у костра, сокращая тревожный палаточный сон, наблюдали пролёты среди деревьев окружающих поляну, матово светящихся шариков величиной с теннисный мячик, подозревая в них неприкаянные потревоженные души захороненных здесь людей. Через неделю земляных работ ребята стали конфликтовать с грубым распорядителем. Мне надоело однообразие пребывания в местности много раз посещаемой для сбора диких фруктов. Сходив пешком за семнадцать километров домой, вернулся на велосипеде, взяв на себя роль поставщика продуктов.
     Во вторую неделю раскопок среди каменной кладки, был обнаружен частично сохранившийся скелет человека. Извлечены сильно окисленные медные предметы: остриё копья, горсть наконечников стрел, обоюдоострый нож, стремена и детали конской сбруи с парой глиняных обожжённых горшков.
     Останки с почестями засыпаны землёй в восстановленном кургане. Находки, сложенные в ящик, сданы в городской краеведческий музей. Каждый из десяти участников раскопок получил по три талона на бесплатное посещение музея.
     Я приобрёл опыт лесного проживания с пониманием, что богатство древних людей бронзового века заключалось в медном ноже и глиняном сосуде.
Люди являлись частью природы, существуя с ней в гармонии. Это были долгие, мучительно тяжёлые времена. Но человек своего умершего собрата хоронил в самом красивом месте, каким является урочище Жане. Нарушение покоя мёртвых не проходит бесследно. В скором времени суровый педагог-краевед в расцвете сил покончил жизнь самоубийством. Мне в течение многих лет снились завораживающие картины пейзажей урочища Жане – райского капища в окрестностях Геленджика, в настоящее время опоганенного людьми, затаренными имуществом.