Романтизм. В. А. Жуковский

Сергей Сиротин
Романтизм.
Василий Андреевич Жуковский – яркий представитель русского романтизма(1783-1852г)
(Лекции для…)

1. Русский романтизм.
В русской литературе начала XIX века нашли своё яркое отражение все исторические события и философские искания, потрясавшие и волновавшие Европу. Сама же русская литература начала века была замечательна тем, что продолжила свои главные достижения в самой тематике произведений: патриотизм, гуманизм, демократизм и сопереживаемость с жизнью народа. Основными социально-историческими событиями, повлиявшими на литературу эпохи, были войны Наполеона, его взаимоотношения с Россией и само нашествие на Россию «двунадесяти языков» И, как и во всей Европе, российское дворянская интеллигенция, составлявшая образованное общество, то переживало время восхищения французским императором, то проклинало его и его действия, что в конце концов закончилось введением русских войск в Париж. И в русской литературе, вслед за европейскими, возникло особое направление, получившее название «Романтизм».
Романтизм – художественное направление, метод. Для романтизма и его представителей характерно расхождение между мечтой и действительностью и главным признаком романтического произведения становится стремление выразить свою мечту, своё представление о жизненных явлениях, событиях и людях.
Писатели и поэты не могли примириться с несправедливостями в жизни эпохи, поэтому стали создавать искусство, противопоставленное реальности общественного существования, тем самым выражая своё несогласие с происходящим в жизни. Важнейшие средства обновления жизни русские романтики во след русским классицистам, видели в распространении науки и всякого иного разумного знания и предпочитали, несмотря на некоторый мистицизм, изображать жизненно понятное, поддающееся разумному объяснению.
Крайне выпукло настроения первой четверти века в русской литературе выразили поэты, участники всевозможных тайных обществ, позднее проявившихся в движении декабристов, их творчество и создало особый колорит 10-20-х годов в литературной и общественной жизни России: К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, А.И. Одоевский, В.К. Кюхельбекер. Близки к ним по взгляду на реалии российской жизни в это время были и А.С. Грибоедов, и А.С. Пушкин.
После насильственного увода с общественной сцены этих, занимающих особое место в общественном движении России, поэтов-декабристов, казнённых, сосланных в Сибирь, разжалованных в солдаты, жизнь романтической поэзии продолжается в творчестве поэтов всё больше противопоставляющих реальной жизни любую мечту, вплоть до потусторонней, где превалируют мотивы могилы, кладбища, тлена и упадка, и любому другому, придуманному существованию, предпочитая часто день вчерашний дню сегодняшнему, т.е. окунаясь в романтическое прошлое.
Самые известные из них, Веневитинов, Баратынский, Вяземский, Жуковский, пишут всё больше о самоценности личной жизни, собственного переживавния, об особом, вырванном из реальности герое, не зависящем от жизненных дрязг и невзгод и создающем в своём сознании свой особый, иной, мир. Духовное богатство этого героя в индивидуализме, недовольстве средой и её отрицании, что по сути обусловлено и особой общественной позицией авторов. Романтический герой чаще всего предстаёт в экстремальных обстоятельствах, его окружает экзотическая природа, не тронутая цивилизацией.
Романтики субъективны в трактовке истории и событий жизни, они тяготеют к индивидуальным формам проявления и народного и общечеловеческого начал. Но уже Белинский заметил односторонность творчества романтиков, в их внимании только к необыкновенному, к сокровенной жизни сердца, их недооценку происходящего в реальности, к размышлениям о связи личного с общепроисходящим в жизни…

2. Первый русский романтик.

«Без Жуковского мы бы не имели Пушкина»
В.Г. Белинский

Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
А.С. Пушкин

Начало XIX века в Российском обществе и культуре стало рождением и расцветом творчества очень многих талантливых поэтов, большинство из которых позже стали называть «поэтами пушкинской поры», что ещё больше говорит об уровне их дарования, поэтов, сумевших проявить себя на фоне гения русской литературы. Это была мощная волна талантов, которая и вынесла на вершину культуры своего гениального собрата. Они все были дружны между собой и с Пушкиным, а он в свою очередь очень ценил творчество своих собратьев по перу. Назовём лишь некоторых из них, кто сиял на поэтическом небосклоне того времени.
Самым уважаемым среди поэтов начала XIX века был баснописец и главный библиотекарь академического книгохранилища И.А. Крылов (1769-1844гг.).
Историограф Н.И. Карамзин (1766-1826гг.) был старшим товарищем поэтов, учителем В.А. Жуковского, которому даже подправил фамилию с «Жуковской» на «Жуковский», считая таковую более благозвучной.
Е.А Баратынский, (1800-1844гг.) поэзию коего очень высоко ставил Пушкин и даже поддерживал мнение в обществе, что Баратынский пишет сильнее его.
Д.В. Веневитинов (1805-1827гг.), подававший большие надежды поэт романтик, рано ушедший и не раскрывший в полную силу свой дар.
Друг Пушкина, один из его первых биографов, близкий ему во многом человек, проявивший себя во многих областях русской культуры, П.А. Вяземский (1792-1878гг.).
Д.В. Давыдов (1784-1839гг.), герой Отечественной войны 1812 года, гусар и самобытный поэт.
Н.М. Языков (1744-1836гг.), самый старший из плеяды, хранитель русской старины, исследователь древнего славянства, поэт, изначально дороживший русским словом.
И конечно же все эти поэты были романтиками, как и ранний Пушкин в начале своего творчества, но ярчайшим представителем и носителем романтического сознания в России был Василий Андреевич Жуковский, ведь именно он вывел в жизнь и помог издать юному Пушкину «Руслана и Людмилу», снабдив юношу и замыслом, и темой, и даже общим строем стиха, и, наконец, завершил всё подписью на свежем, пахнущем типографской краской издании, которому по сути был крестным отцом: «Победителю ученику от побеждённого учителя».
Виссарион Белинский во второй статье «Сочинения Александра Пушкина» назвал Жуковского первым русским романтиком
Жуковский показал и современным ему художникам слова, и будущим поколениям тех, кто пытается как-то работать в литературе и вообще в искусстве, пример отношения истинного таланта к талантам другим, уважения к чужому дарованию и помощи ему, когда это необходимо. Жуковский был человеком мягким, добрым, хорошо образованным, в зрелые годы выполнял обязанности воспитателя будущего императора Александра II. Близость к царственным особам часто использовал, чтобы помочь своим друзьям поэтам, попадавшим в сложные жизненные ситуации, и поэтому многие одарённые люди, в том числе и А.С. Пушкин, обязаны ему спасением от многих неприятностей, влияющих на личную свободу художника. Сегодня многие не помнят о том, какую роль сыграл Жуковский в судьбе Т.Г. Шевченко (1814-1861гг.), сумев освободить его из крепостной зависимости через выкуп большими деньгами, которые он собрал очень культурным способом… Это и помощь ссыльным декабристам, он заступался в высших сферах за Лермонтова и Герцена…
И всё же главным делом своей жизни он считал поэзию. Сам Жуковский выдвигал в своём творчестве требование полной свободы творчества для творца, вообще он говорил, что «поэзия должна иметь влияние на душу всего народа»
Одно из первых его значимых произведений, свободный перевод элегии английского поэта Грея «Сельское кладбище» (1802 год).
Поэзию Жуковского с самого начала отличает музыкальное начало, которое создаётся самим размером стиха: длинным протяжным шестистопным ямбом, с помощью повтора одного и того же слова в начале стиха, особой расстановки слов, через сходство и внутреннее движение звуков в строфе, что называется аллитерацией.
Лишь изредка жужжа, вечерний жук мелькает,
Лишь слышится вдали рогов унылый звон.
Лишь дикая сова, таясь под древним сводом,
Той башне сетует, внимаема луной…
Музыкальность стиха у поэта не формальный признак, а содержательный, создающий настроение, способствующее пониманию смыслов, она углубляет смысл слова, создаёт внутреннюю связь каждой изображаемой вещи, каждого понятия с миром человеческих переживаний и настроений, со струнами души читателя, передавая таким образом оттенки и нюансы поэтического замысла автора. Тонкая лирика Жуковского передаёт скрупулёзно тонко то, что видит, слышит и чувствует сам поэт.
Самым распространённым и любимым жанром в творчестве Василия Жуковского была баллада: в нём написаны «Людмила», «Кассандра», «Эолова арфа», «Ивиковы журавли», «Перчатка», «Кубок» и многие другие его произведения.
Итак, Баллада (от провансальского ballar - плясать) – это стихотворение в основе которого чаще всего заложено историческое событие или народное предание, с острым напряжённым сюжетом, имеющее песенную интонацию.
Самая известная из баллад «Светлана» (1811г.), для многих ставшая символом всей поэзии Жуковского. В ней есть одновременно черты и повествования, и песни. Как и у многих русских романтиков в поэзии пиита отражены народный быт, народные обряды, автор стремится даже передать народный, фольклёрнопоэтический, склад речи персонажей: характерные для народной бытовой речи слова и выражения – всё это и создаёт простонародную атмосферу сказочности. «Светлана» - романтическая баллада не только жанру, благодаря чертам народного предания и песенного сказительства, но в ней использован и характерный элегический пейзаж, вечерний, ночной, предрождественский. Сюжет основан на таинственном и страшном, что заимствовано у немецких романтиков: здесь и привидения, и оживающие мертвецы и общий флёр ожидания страшного.
Но автор любит свою героиню, и поэтому вся сказочная история нагнетания ужасного оказывается её сном, и всё дурное уходит с пробуждением, а сам автор в балладе является творцом доброго светлого начала.
Писал баллады Жуковский и на сюжеты великих немецких романтиков Гёте и Шиллера, знаменитого английского автора исторических романов Вальтера Скотта, переводил француза Шарля Перро, но и создавал полностью свои авторские произведения. Но все его баллады схожи в том, что в них прославляется мужество, человеческое достоинство, высокая любовь и верность, справедливость и добрые начала в жизни, прекрасное в душе человека.
Жуковский писал и литературные сказки в стихах: «Ундина», «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», сказки поэта увлекают шутками, иронией, острословием.
Поэт много работал, писал, переводил: переводы на русский «Шильонский узник» Байрона, «Орлеанская дева» Шиллера, ему принадлежит лучший перевод с древнерусского «Слово о полку Игореве», его же лучший перевод на сегодня с древнегреческого литературного памятника «Одиссея».
Самой известной и читаемой элегией В. Жуковского стало стихотворение «Море».
Элегия (от греческого elegos – жалобная песня) Стихотворение среднего размера, обычно печального содержания, проникнутое грустными мотивами.
Вообще русская поэзия начала XIX века словно недосягаемый горный кряж со многими вершинами мастерства и таланта, где среди недоступных вершин высится и творчество Василия Жуковского.

Серотян С.М. Напечатано 23.09.2020г.