Письмо 9. Дороги, которые мы выбираем

Азад Абасов
Александр  Голубов
Письмо датировано 07.06.2016

Здесь хочется рассказать подробнее о моей работе подсобником каменщика.  Хозяин эксплуатировал нас нещадно.  Бывало, я успевал улучить момент набить трубку табаком и вставить её в зубы, но потом приходилось бегать с ней в зубах до обеда, не имея возможности остановиться и выбить её!  Со всех сторон крики: -Раствор!...  -Кирпичи!... и т. д.

Подсобник-хохол был похитрее и то и дело норовил засунуть куда-нибудь с глаз долой ухватку для кирпичей, которой можно было брать 10-12 кирпичей сразу.  А когда ему кричали поднести кирпичей, то бегом бросался исполнять указания, брал в руки пару кирпичей, ещё пару засовывал в подмышку и подавал каждый кирпичик каменщику как самую большую драгоценность.  Каменщики орали на него, матерились, бросались в него засохшим раствором и комками земли, но ему всё было нипочём...

А я старался угодить всем.  Хозяин это заметил и стал брать хохла под свой присмотр, увозя его с собой для подготовки будущего объекта и оставляя на меня всю бригаду!  Это при том, что в других бригадах на одного, двух каменщиков приходилось по одному подсобнику!  Вот откуда был у меня такой бешеный ритм!...

Каменщики меня полюбили за моё старание и наперебой старались шутить со мной и расспрашивать меня о чуждом для них мире, из которого был я. 

В общем, я завладел вниманием, которое до этого уделялось самому молодому каменщику лет под тридцать или за.  И тот приревновал меня.  Я стал замечать, что ему не нравится всё, что я ни делаю, никогда не скажет спасибо, когда я ему подам кирпичи или раствор и ищет повода каждый раз выказать мне своё недовольство.  Пару раз это перешло некоторые границы, которые у меня были и я задумался.  Спускать это больше было нельзя.  И я решил дать ему это понять при первом же случае, который не заставил себя долго ждать. 

Хозяин отвёз нас с ним на подготовку другого объекта, дал нам задания и оставил нас.  Я копошился с лопатой, когда он, проходя мимо, подтолкнул меня сзади, якобы, я мешаю ему проходить.  Я выпрямился, развернулся к нему лицом и на чистейшем азербайджанском! сказал ему:  Яв-ваш а-а!!...  Дашшагын парттияр!... (Полегче!!  А то яйца лопнут от натуги!) 

У меня заклинило разум, я знал, что мне надо что-то сказать на иностранном языке, а первый иностранный язык в минуту затруднения у меня оказался азербайджанский, на котором я разговаривал с детства.  Но самое удивительное оказалось то, что парень прекрасно всё понял!  Тут же заулыбался, заизвинялся и конфликт был исчерпан.  С тех пор он уже не забывал сказать мне спасибо и улыбаться, когда я его обслуживал, но теперь уже я третировал его, не замечая его в упор...


Где-то летом, когда работы стало невпроворот хозяин нанял ещё одного подсобника, здорового бугая, лет 30-35 и весом под сто кг или больше, своего отдалённого родственника, который мало-помалу начал всех в бригаде подминать под себя.  Я старался держаться от него подальше и держать с ним дистанцию, но, в конце концов, очередь дошла и до меня, когда он со всеми разобрался.  Я стал замечать его повышенное внимание на себе и знал, что рано или поздно конфликта не избежать.  Он, правда, не знал, что от меня (русского) ожидать и границы до поры до времени не переступал.

Но вот, однажды, хозяин нас всех озадачил и уехал.  Мы с хохлом обслуживали каменщиков, а бугая хозяин послал за дом, что-то там делать.  Вдруг, он появляется перед нами и приказывает нам идти на его место, а он будет выполнять нашу работу... 

Момент истины настал!  Стоит подчиниться ему и он на голову сядет.  Я спрашиваю его, почему это вдруг мы должны делать то, что он нам приказывает.  Тут он выдал тираду, из которой я не успел ничего уловить и показал мне средний палец, мол, понял!...  Я говорю, нет, не понял!...  Тут у него глаза стали наливаться кровью, он покраснел и должен был вот-вот броситься на меня, но что-то его удержало.  Скорее всего, моя готовность к этому.  Он видел, что я ожидаю этого и не решился, а стал обходить меня сбоку, намереваясь накинуться на меня сбоку.  Но я так же медленно стал поворачиваться, оставаясь с ним лицом к лицу... 

Дело кончилось тем, что он так и зашагал в сторону своего места работы за дом и оставил нас в покое.  Каменщики стали втихую посмеиваться, мол, ты сделал Гарри больным (американское выражение; видно было, что все довольны таким оборотом дела) и на этом пока всё закончилось.

Было ещё пару моментов, правда, не столь интенсивных, когда мне удалось отстоять себя с ним.  Но я понимал, что рано или поздно опять наступит решающий момент, ибо всё время чувствовал на себе его глаз, он меня изучал.  Была у него и открытая драка с одним из каменщиков, который не стерпел его диктата.  Правда, кто-то из них тут же съездил за пивом и они помирились.  Я видел, что противостоять такому бугаю в драке у меня мало шансов и неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы хозяин меня не уволил…

Продолжение  следует...