Наверное, как многие творческие люди в самом начале своего пути, я начала со стихов. Они "лились" из меня, как из переполненного сосуда. Рифмовалось всё, что я видела вокруг, что чувствовала. Все события значимые и не очень - все запечатлевалось в стихах. Как у Ахматовой: из какого сора, стихи рождаются на свет... Так и было. Торчащий из под земли кусочек арматурины на перекрестке улицы Мира и въезда к зданию Урмарского РОНО запросто мог стать вдохновением и навсегда остаться историей в стихотворении.
Естественно, всевозможные знатоки стихосложения- как истинные, так и псевдо, как воронье, кружило над моим творчеством, разнося стихи в пух и прах по одному критерию - техника. Самым грозным был Станислав Росовецкий, который на одном из литературных сайтов совершенно не жалел грозных эпитетов в адрес моих творений и меня самой. И кажется,что с юношеским максимализмом и бурлящей молодой кровью я спорила, доказывала...
Все закончилось тем, что администрация того сайта все наши высказывания почистила, мы разошлись каждый при своем мнении. Неделю я плакала, считая, что никогда больше писать не буду. Но, прошло время, я снова взялась за перо.
Сейчас я с благодарностью вспоминаю С. Росовецкого и те события. Мне повезло: не каждому такая"величина", как он, даст бесплатную консультацию начинающему поэту.
Прошло время. Участие во многих литературных конкурсах, фестивалях, творческие встречи. Всё это стало "дорогой роста". Теперь я знаю, КАК писать, но желания это делать уже не осталось.Добровольно, не потому что критиканы взяли верх. И как все те же критиканы и настоящие критики я стала видеть "ляпы", спотыки и технические неровности в стихотворениях других авторов, и иногда даже тихо морщиться от явных признаков несостоятельности стихов.Когда во мне проснулся критик,Муза замолчала. Или наоборот: когда замолчала Муза, во мне проснулся критикан. Смеюсь.
Указывать на неточности и шероховатости стихов - занятие неблагодарное и даже опасное для здоровья и жизни говорящего: не каждый слушающий сможет адекватно воспринять критику и "поучения". Особенно в наше время, когда интернет и прочие "благости" цивилизации дали возможность для творчества. Теперь каждый- поэт. И каждый- критик, рьяно ищущий, кого бы и за какое творение разнести, чтобы так или иначе показать свою начитанность, ум, знания и способности сотворить шедевр лучше представленного образца.
Именно поэтому, садясь писать отзыв на книгу Надежды Николаевой-Таявась "Разное о разном", я твердо решила не говорить о технической стороне стихотворений: и без меня найдутся те, кто поругает автора, если захочет это сделать. Кроме того, считаю, что творить что-то, пытаться создать красоту,- это не на разбой ходить, и это хорошо, что человек стремится к прекрасному.
Вот так и хочу искать в стихотворениях Н. В. Николаевой-Таявась красивое, позитивное, жизнеутверждающее, греющее и светлое. И такого много в этих стихах. Судите сами:
Когда мама улыбнется,
Засияет вся земля.
Посмотрите. что творится:
Рады небо и поля!
Когда мама улыбнется,
Улыбается малыш.
Первый шаг, и не боится...
(Когда мама улыбнется)
Думаю, что всем знакомо состояние радости от улыбки мамы. Ведь все мы были маленькими.Это - тепло-тепло где-то в животике и крылышки за спиной... Легкость и беззаботность такая, что не нужны высокопарные слова, витиеватые образы и напыщенные сравнения. Красота - в простоте, ведь это - о маме, о той, что как в старом анекдоте о вороне: хоть и черная, но своя мама! Это та самая чистая любовь, когда любишь просто так, а не за что-то.
Или эти строки из стихотворения "Художница":
Не мешайте девочке!
Штрих, еще штрих на листочке...
Вот цветочки на лугу...
Кисочка пушистая,
Мячик, кукла любимая,
Солнц красное с лучами
Рисовала под домами.
Очень уж старается,
Красиво получается.
Вырастет - великой станет,
А пока - рисует, мажет.
На лице картинка тоже...
Тот пейзаж ничем не хуже!
Признайтесь, вы улыбнулись. Улыбнулись свету, исходящему от стихотворения, простоте, чистоте детского рисунка и очарованию измазанного личика. Ведь вам это тоже знакомо! У вас есть дети, вы их любите. и прекрасно понимаете посыл
этого стихотворения. Потому что вы - человек, потому что вам не чуждо ничто человеческое, в вас- Бог, божественное. В вас - любовь.Вам хорошо, вы не морщитесь. И вы воспринимаете стихотворение по смыслу, чистоте сути, а не по рифмам и ритму.
И так все стихотворения. Наполнены безграничной любовью и светом. И сама обложка сборника стихов как бы говорит сама за себя: белая, чистая, с нежными цветами...
Читающие люди знакомы с творчеством Геннадия Айги. И знают, что даже критики не всегда понимают его творения, которые и стихами в привычном понимании слова назвать трудно. Тем не менее, Айги - поэт. Всемирноизвестный поэт, и его творения, хоть и кажутся хаосом - поэзия. Ведь что такое поэзия? - Это состояние души автора и позже - читателя.Поэзия - эмоция, застывшая в словах.Это - настроение, увековеченное в образах.
Я считаю, что стихи не читают, их воспринимают. Ну, или НЕ воспринимают.
Помните ведь как у Экзюпери: чутко одно лишь сердце,самого главного глазами не увидишь. А сердцу все равно, какая там рифма, ему важнее ЧТО в стихах: свет, любовь, тепло, или темень, зло и ледяной холод.