Разное о разном Надежды Николаевой-Таявась

Татьяна Дорофеева-Миро
                Наверное, как многие творческие люди в самом начале своего пути, я начала со стихов. Они "лились" из меня, как из переполненного сосуда.  Рифмовалось всё, что я видела вокруг, что чувствовала. Все события значимые и не очень - все запечатлевалось в стихах. Как у Ахматовой: из какого сора, стихи рождаются на свет... Так и  было.  Торчащий  из под земли кусочек арматурины на перекрестке улицы Мира и въезда к зданию Урмарского РОНО  запросто мог стать вдохновением и  навсегда остаться  историей в стихотворении.
                Естественно, всевозможные знатоки стихосложения- как истинные, так и псевдо, как воронье, кружило над моим творчеством, разнося  стихи в пух и прах по одному критерию - техника.  Самым грозным был Станислав Росовецкий, который на одном из литературных сайтов совершенно не жалел грозных эпитетов  в адрес моих творений и меня самой. И кажется,что  с юношеским максимализмом и бурлящей молодой кровью  я спорила, доказывала...
Все закончилось тем, что администрация того сайта все наши высказывания почистила, мы разошлись каждый при своем мнении. Неделю я плакала, считая, что никогда больше писать не буду. Но, прошло время, я снова взялась за перо.
Сейчас я с благодарностью вспоминаю С. Росовецкого и  те события. Мне повезло: не  каждому такая"величина", как он, даст бесплатную консультацию начинающему поэту.
            Прошло время. Участие во многих литературных конкурсах, фестивалях, творческие встречи. Всё это стало  "дорогой роста". Теперь я знаю, КАК писать, но желания  это делать уже не осталось.Добровольно, не потому что  критиканы взяли верх. И как  все те же  критиканы и настоящие критики я стала  видеть  "ляпы", спотыки и технические неровности в стихотворениях других авторов, и иногда даже тихо морщиться от явных признаков несостоятельности стихов.Когда во мне проснулся критик,Муза замолчала. Или наоборот: когда замолчала Муза, во мне проснулся критикан.  Смеюсь.
            Указывать на неточности и шероховатости стихов - занятие неблагодарное и даже опасное для здоровья и жизни  говорящего: не каждый слушающий  сможет адекватно воспринять критику и "поучения". Особенно в наше время, когда  интернет и прочие "благости" цивилизации дали возможность  для творчества. Теперь каждый- поэт.  И каждый- критик, рьяно ищущий, кого бы и за какое творение разнести, чтобы так или иначе показать свою начитанность, ум, знания и способности сотворить  шедевр лучше представленного образца.
             Именно поэтому,  садясь писать отзыв на книгу  Надежды Николаевой-Таявась  "Разное о разном", я   твердо решила не  говорить о технической стороне стихотворений: и без меня найдутся те, кто поругает автора, если захочет это сделать. Кроме того,   считаю, что  творить что-то, пытаться создать  красоту,- это не на разбой ходить, и это хорошо, что человек стремится к прекрасному.
              Вот так и хочу искать в стихотворениях Н. В. Николаевой-Таявась  красивое, позитивное, жизнеутверждающее, греющее и светлое. И такого много в этих стихах. Судите сами:
 Когда мама улыбнется,
Засияет вся земля.
 Посмотрите. что творится:
 Рады небо и поля!
Когда мама улыбнется,
 Улыбается малыш.
Первый шаг, и не боится...
 (Когда мама улыбнется)

Думаю, что всем  знакомо состояние радости от улыбки мамы. Ведь все мы были маленькими.Это - тепло-тепло где-то в животике и крылышки за спиной... Легкость  и беззаботность такая, что не нужны высокопарные слова, витиеватые образы и  напыщенные сравнения. Красота  - в простоте, ведь это - о маме, о той, что как в  старом анекдоте о вороне: хоть и черная, но своя мама! Это та самая чистая любовь, когда любишь просто так, а не за что-то.

 Или эти строки из стихотворения "Художница":

Не мешайте девочке!
Штрих, еще штрих на листочке...
Вот  цветочки на лугу...
Кисочка пушистая,
Мячик, кукла любимая,
 Солнц красное с лучами
Рисовала под домами.
 Очень уж старается,
 Красиво получается.
 Вырастет - великой станет,
 А пока - рисует, мажет.
На лице картинка тоже...
 Тот пейзаж ничем не хуже!

 Признайтесь, вы улыбнулись. Улыбнулись свету, исходящему от стихотворения, простоте, чистоте детского рисунка и очарованию  измазанного личика. Ведь вам это тоже знакомо! У вас есть дети, вы их любите. и прекрасно понимаете посыл
этого стихотворения.  Потому что вы - человек, потому что вам не чуждо ничто человеческое, в вас- Бог, божественное. В вас - любовь.Вам хорошо, вы не  морщитесь. И вы воспринимаете стихотворение  по смыслу,  чистоте сути, а не по  рифмам и ритму.

 И так все стихотворения. Наполнены безграничной любовью и светом. И сама обложка сборника стихов как бы  говорит сама за себя: белая, чистая, с нежными цветами...

Читающие люди знакомы с творчеством Геннадия Айги.  И  знают, что даже  критики не всегда понимают его  творения, которые и стихами  в привычном понимании слова назвать трудно. Тем не менее,  Айги -  поэт. Всемирноизвестный поэт, и его  творения, хоть и кажутся хаосом -  поэзия.   Ведь что такое поэзия? - Это состояние души автора и  позже - читателя.Поэзия - эмоция, застывшая  в  словах.Это -  настроение,  увековеченное в образах.
 Я считаю, что  стихи не  читают, их воспринимают. Ну, или НЕ воспринимают.
Помните ведь как у Экзюпери:  чутко одно лишь сердце,самого главного глазами не увидишь. А сердцу все равно, какая там рифма, ему важнее ЧТО  в стихах: свет, любовь, тепло, или темень, зло и ледяной холод.