Бытие и небытие

Борис Попов Коломенский
 
Вношу свой вклад в развитие нового литературного жанра - философского перформанса. Цель — привлечь внимание широкой публики к философским поискам.

Философский перформанс — выраженный в тексте социальный жест. Основная суть такого текста заключается в процессе и месте его создания и обнародования. Перформанс предполагает экспериментальность, эпатаж, провокационность, случайность, нелогичность, не требует активности зрителей.
Поддержанный публикой, ставший актом совместного творчества, перформанс превращается в вид хэппенинга.
Публичного философского (не политологического, и не социологического, и не экономического) российского  осмысления действительности найти не удается. Может быть, сейчас получится - будет опыт хэппенинга.

Небытие не имеет конца. Конец бывает только у бывшего.  Смысл не имеющего конца проблематичен. Поэтому пораженная небытием событийность существует «понарошку». Способ её существования — карнавал. Любовь — романтически карнавал. Политика — пошлый карнавал. Смерть — грустный карнавал. Гибридная война — ужасный карнавал.

Вся полнота бытия выражена в мертвых глазах.  Оно такое — Бытие.

Небытие — фундаментальная Неправда, то есть Кривда. Одна из самых распространенных разновидностей неправды — Ложь. Вполне (а не частично) современный человек непременно инфицирован вирусом лжи.

 Наши лидеры как «пророки противоположного типа» (М. Фуко). Они объявляют то, что никогда не произойдет. Все пророчества всегда неправильны в обществе, стремящемся в небытие. Пророчества призывают к концу, так как говорят о том, что по ту сторону конца.




ПРОЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ, ЧТОБЫ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ТЕКСТОМ

Термин «небытие» имеет самые разные смыслы, а его значение невыяснено. Ничто, пустота, майя, иллюзия, нирвана, пространство.... всё это не то.
  Робкое сознание симулирует пустоту - ему страшно потерятся и оказаться без себя. «Без» сознания рождается бес — чертёнок страха — кривляющийся в  симулированном небытии-пустоте.
Элеатам  не нужно было укрытие пустоты — жизнь для них бытие, и смерть тоже бытие. Есть только бытие и нет страха. Это прекрасно для смелых и  ужасно для робких. 
Нынешние деловые люди —  банкиры, политики, идеологи, эстеты - не любят действительность бытия, презирают её и себя в ней. Они кое-как сплетают в виртуальные цветные или черно-белые полотна и нагромождения  любовь, надежду,  отчаянье, восторг и отвращение, время и пространство, слова и вещи, мысли и предчуствия, с насмешкой называют это «реальностью». В этой «реальности», лишенной болезни и смерти, завершается симуляция молчащей за ней пустоты и возникает самообман покоя.

Действительность=настоящее — не «реальны». «Сзади», «за» действительностью (тем что действует, а не обозначает свою реальность) нет пустоты небытия.
Реальность современного мира в значительной степени виртуальна. Действительность в неё лишь иногда случайно просачивается. «За» реальностью, сотканной из подобранных идеологами образов  и  многочисленных, комментирущих друг друга слов, необходимо, как условие стоит симулированная пустота небытия. Небытие — прорвавшаяся в постмодерновый мир замена субстанции, замена Логоса, Единого (Плотин), Бога Отца (христианство), замена всего, вокруг чего традиционно центрируется мировоззрение. У него есть и современные формы: «дословность» или «молчание» в археоавангарде, например, или многочисленные, наполняющие статьи и выступления политических лидеров идеологемы, современные деньги (не только электронные, но и самые настоящие) и их производные и прочие ресурсы виртуальной реальности.
Есть и другой соблазн симулировать небытие. Человекам надоело придумывать богов и захотелось назвать себя творцами сущего. Действительность=настоящее было закрыто экранами компьтеров, она была названа неисчерпаемой в смысле непознаваемой, то есть небытием для слабого сознания. Экраны наполняются по вкусу потребителя. А сам человек ушёл в реальность экранов, то есть в ненастоящее (кроме своей телесности, поскольку её не удалось превратить в означаемое).
Мир есть бытие и нет в нем никакого небытия, кроме симулированного человеком. Другое дело, что человеку качественно бесконечное бытие является в разных свете, звуках, понятиях. И во всех мыслеобразах существует возможность симуляции небытия.
Знание — сила, а незнание? - Иногда незнание — сила большая, чем знание. Да и разными бывают и то, и другое. Дело не столько в содержании, сколько в форме бытия их в человеке.
Вся полнота бытия выражена в мертвых глазах.  Оно такое — Бытие.
Искусство бытия прекрасно. Искусство украшения абсолютной пустоты (этого симулякра) — абсолютное уродство. Вкус, цвет, запах, звук несуществующего небытия — уродливое недоумение. Молчание бытия может быть чем угодно. Бытие молчания — тоже. Молчание небытия и небытие молчания — абракадабра. Дословность не имеет отношения к словам. Это чувство, ощущение, действие и безразлично «до» слов или «после». Порядок времени ни при чём. Это бессловное. К нему нельзя подходить со словом.Это немыслимое, принадлежащее бытию. Когда бессловное называют «дословным», то протаскивают в бессловное симулякр небытия.
Постмодерн, заполняющий симулированное небытие произволом человеческих «означиваний» свидетельствует о чём-то угрожающем человеческому бытию, его действительному, а не симулированному самостоянию и самоосновности.
Очень занятно, интересно и поучительно почитать и даже внимательно разобрать феноменологов, постструктуралистов, теоретиков «нового реализма», археоавангардистов. Но нельзя становиться никем, если знаешь Маркса. Конечно, Маркс очень прост: «прежде, чем создавать теории.... люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище...». Но это о настоящем= действительности, а не о реальности (можно говорить и о «реальности», но тогда надо добавлять «объективной»).
Человеческий мир не смоделирован на компьютере,  он сотворён из страсти и страданий, а не из программ расположения атомов в пустоте. Человек — основное в мироздании.  Я «свободная причина». Мое основание во мне самом. Я человек и по другому думать не хочу.
А в мире реальности небытия всё возможно. Надо только подождать. Долго? Всегда! Главное — без экстремизма! Можно шевелится, но не разрушай миг ожидания! Всё случится само. Этот миг случился. Мы в случайном мире. Случится и другое. Не надо иллюзий. Это путь к экстремизму! Иллюзия социализма, общества равных вела к громадным жертвам, но благ для всех всё равно не хватает.
Страшащийся  (и ленивый) эстет примыслит именно Небытие (смерть слишком неэстетична) и будет наслаждаться своей затерянностью в Нигде, равно безграничностью и бессмысленностью Творчества (обязательно с большой буквы).

Небытие — фундаментальная Неправда, то есть Кривда. Одна из самых распространенных разновидностей неправды — Ложь. Вполне (а не частично) современный человек непременно инфицирован вирусом лжи. Связь между настоящим и собой, пространство между Другими и Собой урыто оспинами лжи, представлено в качестве скрытоукрашенной (не от стыда, а из-за осторожности) пустоты небытия. Ложь издевается над собой, сохраняя надежду на встречу с чем-то знаково важным и лишает силы волю к бытию.
Здесь убивают Человека.
Здесь убивают народ.
Бег на месте общеоглупляющий.
Иногда, всё чаще, провозглашают ностальгию по советскому прошлому. Ошибка! Есть тоска, но она не по прошлому.  Прошлое — небытие, только память. Часто ложная. Есть тоска по настоящему= действительному, по делу, по бытию.
Бытие не ускользает, но его можно упустить. Бытие совпадает с видимым своими глазами, слышимым своими ушами, осязаемым свомими руками. Оно исчезает, когда на место своего приходит означаемое в чужих словах, в компьютерах, в телевизорах, в играх приобретения и потребления.
Мы отмечаем долгий Праздник Небытия:
1. Празднуем Победу, от которой к стыду почти ничего не осталось, кроме пафоса. А ведь наши отцы фронтовики не умели праздновать этот день. Они просто победили и остались живы. Мой отец — фронтовой разведчик — только однажды сказал, что ему горько, стыдно, противно.
2. У нас во власти партия «Единая Россия». Но нет единства ни по социальному, ни по территориальному основаниям.
3. В партии «Справедливая Россия» похоже нет ни одного члена, который хотя бы знал теорию справедливости.
4. В партии КПРФ собрались не коммунисты и не марксисты, если судить по их Программе.
5. В партии ЛДПР состоят не либералы (а государственники) и не демократы, а монархисты.
6. Вместо «права человека на достойную жизнь» (В. С. Соловьев) есть формальное декларирование отсутствующего равенства и формальных прав. А также право не трудиться.
Нас поддерживает пугающая заграничных соседей наша воля к небытию. Нас боятся. Мы страшны как совершившие самоубийство, но не умершие и готовые к какому-то новому действию. Какому?
Мы пережили, оставили в прошлом даже свои глупость и страх. Наш смысл в обретении комфортного места для ожидания чего-то. По-видимому, для ожидания небытия.
Страна постреливая и погромыхивая оружием вползает в небытие. История повторяется дважды. Первый раз как трагедия, второй как фарс. Но он не менее трагичен.
Атмосфера противостояния всему независимому ничтожит чужих грубым нахальным прагматизмом внутренних, стремящихся к тотальному контролю захватчиков. Власть уничтожает власть.
Лидеры просыпаются по утрам с переживанием собственной проблемности, весь день суетятся, внутренне надуваясь от простоты своей важности и сдуваются к ночи, чтобы назавтра повторить прошедший день, а, может быть и ещё стрельнуть куда-нибудь и громыхнуть чем-нибудь.
Наша действительность=настоящее — балансирование на грани между предсмертным забытьём и затхлым покоем дряхлости.
Существуют довольно успешные общества (от слова «общее»), построенные на частной («часть», «частичная») собственности. У нас нечто противоположное. Общее было разбито на части не соединенные вместе. У нас не «общество», а «частьщество». Религия и церковь не могут склеивать, так как они не для всех вместе, а для каждого отдельно. То, что у нас называют коррупцией, есть простое, рядовое проявление «частьщества» - фрагмент государственной власти используется чиновником как частная собственность для извлечения прибыли.
Наши лидеры как «пророки противоположного типа» (М. Фуко). Они объявляют то, что никогда не произойдет. Все пророчества всегда неправильны в обществе, стремящемся в небытие. Пророчества призывают к концу, так как говорят о том, что по ту сторону конца. Бодрийяр писал отчасти о нас: «Наша проблема... что делать с событиями, которые не случились, у которых не было времени, чтобы случиться?».
Небытие не имеет конца. Конец бывает только у бывшего. Не имеющее конца не имеет смысла. Поэтому пораженная небытием событийность существует «понарошку». Способ её существования — карнавал. Любовь — романтически карнавал. Политика — пошлый карнавал. Смерть — грустный карнавал. Гибридная война — ужасный карнавал.
Сталин тешил себя будущим, просматривая фильм о счастливой жизни кубанских казаков. Нынешние вожди смотрят в несохранившееся прошлое, торжественно отмечая знаменательные даты предков, от свершений которых мало что сохранилось. Многое из того, чему поклоняются, - небытие, обитающее лишь в мягкости черепов идеологов власти — случайной, необязательной, но навязавшей себя в качестве единственно возможной.