разговор с таксистом

Владислав Игнатюгин
   В октябре месяце 2019 года в нашей поликлинике мне дали путевку-направление в областной госпиталь ветеранов войны.
Там я прошел все обследования, лечение в течение 15 дней, и надо возвращаться домой. Заказал я Социальное такси на 18 часов, но машина пришла только в 19 часов. Водитель объяснил, что по всему городу пробки 8 баллов.
Едем с ним вначале по сосновому бору, разговариваем о чём-то.
Как в этом госпитале лечат? Как кормят? Кто тут лечится? И т.д.
Когда заехали в город, водитель (Дмитрий его звали) начал спрашивать: «А Вы помните, как началась война? Как Вы узнали об этом?»
Я ответил: «Я в июне 1941 года был в пионерском лагере. 25 июня мы играли в футбол, и один парнишка повредил себе ногу. Мы его повели к медработнице на перевязку. Медсестра оказала ему помощь, перевязала и сказала: «Ребята, постарайтесь не травмироваться, т.к. началась война и бинты надо экономить для раненых бойцов». Так мы узнали 25 июня, что Гитлер напал на нашу страну. Водитель спрашивает: «А как все другие жители узнали о начале войны?». Я ответил: «В каждой квартире было радио (это картонный раструб 30-40 см в диаметре), и по радио диктор Левитан передавал информацию ежедневно и ежечасно. Передача называлась «От советского информбюро» и далее сообщалось, что происходило на фронте, а уж после положение в стране и Т.Д.
Водителю около 35-37 лет. Он оказался очень любознательным и всю дорогу, а она была 60 минут, засыпал меня интересующими его вопросами: «А как вы учились во время войны?»
Я ответил: «Все школы были заняты госпиталями. Мы учились в небольших школах в 3 смены, последняя заканчивалась в 8-9 вечера. В классах было холодно, мы сидели в верхней одежде и  (даже чернила замерзали)
Вопрос: «А какой транспорт был в Новосибирске?». «На чем вы ездили?»
Я ответил: «В городе автомобилей было очень мало, а в основном все перевозилось летом на телеге, а зимой на санях с запряженными в них лошадьми. Движение легковых и грузовых повозок было очень плотное. Как пример: на улице Ленина у госбанка (красное кирпичное здание) в 1937 году в августе я попал под легковую лошадь. Она меня всего разбила, и я болел 2 месяца.
Выезжаем на Димитровский мост. Он спрашивает: «Вот на левом берегу сейчас стоят высотные здания, а что здесь было до войны?»
Я отвечаю: «Было болото, кустарник, местами лес».
 «А как переправлялись с правого берега на левый?»
Я говорю: «Был собран понтонный мост, который шел от Чернышевского спуска, а далее шла дорога до ТЭЦ-2. В ночное время с 12-ти до 4-х утра мост разводили для прохода речных судов».
Вопрос: «А когда были построены ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3?»
«ТЭЦ-2 построена до войны, и она снабжала все левобережье и заводы энергией и теплом. А на левый берег эвакуировали все оборонные заводы, которые делали снаряды, мины, патроны и многое другое. ТЭЦ-3 построена во время войны, и от нее тоже была большая польза для фронта и города».
Дима спрашивает: «А как же вы жили во время войны, что кушали и т.д.?»
Я ответил: «По всей стране была карточная система. Хлеба давали
ежедневно: Рабочему — 800г, служащим — 600г, детям и иждивенцам — 300г. Мясо-рыба 2 кг на месяц. Сахар — 400г на месяц, крупы — 1500г. Когда мне исполнилось 15 лет и 3 месяца, я пошел в ремесленное училище, где нас кормили, но не учили, давали спецовку, и мы уже работали у станков. Я был прикреплен к опытному кадровому рабочему-фрезеровщику. Он мне показывал, как и что надо делать. Через неделю он ушел на фронт, и больше меня никто не учил. Я сам всего добивался, свыкался и работал. Иногда ночевал прямо в цехе, т.к. дома было холодно».
Водитель спрашивает: «А как можно жить на таком пайке по карточкам? Купить можно было где-нибудь продукты?»
Я ответил: «На рынке было, что купить, но у нас не было денег. Я не помню, была ли у меня когда-нибудь получка. Выходных, отпусков у меня никогда в течение 3-х лет не было. В заводской столовой был картофельный суп жиденький и хлеба кусочек. Вот если дашь 250% выработки в месяц, то тебе в этот месяц присваивают звание «Знатный стахановец». А это значит, что тебе дают 2 порции каши в день и 200г хлеба сверх карточек. И еще давали кусок мыла и папиросы. А т.к. я не курил, то продавал  .
В конце войны было уже полегче. Мы даже ходили в кино. Когда заканчивалась демонстрация кинофильма, на всех дверях стоят военные и милиция, и люди предъявляют документы. И если подозрительные, то их задерживают».
Водитель мне еще задавал вопросы, я ему на все ответил, и в конце он сказал: «Жаль, что мы с вами ехали только час, и то, я столько узнал нового о старом городе и его жизни во время ВОВ».
Заканчивая, хочу рассказать о понтонном переходе через реку Обь: после половодья военные устанавливали на якорях понтоны, и мост был основным для транспортировки грузов с одного берега на другой.
В 12ч. Ночи его разводили, т.е. 2 понтона снимали с якорей и убирали, и в этот проход шли все суда и пароходы. К 4-м часам понтоны ставили на место.
В июне 1950 года мы с женой поженились, и в нашем доме была гулянка — свадьба. На свадьбе была в основном родня, но баянист привел своего друга и под большим градусом во дворе завязалась драка. Этого чужого мужика шугнули, и он перелез через забор и побежал по Чернышевскому спуску к Оби. Бежал он через мост, т.к. жил на левом берегу. Но он не знал, что мост был разведен, упал в реку и кое-как выплыл, правда изранил ногу и долго болел.
А вообще рабочие с правого берега на левый транспортировались на передачах (это обыкновенные вагоны тянул паровоз). В дальнейшем передачу переименовали в электричку.