Пушкинский фест. Краснодарский театр. Пиковая дама

Ирина Яненсон
   Посмотрела в псковском театре постановку «Пиковая дама» Краснодарского академического театра, как будто в другом мире побывала. Режиссёр – Константин Солдатов, он вышел на сцену в начале спектакля вместе с директором Краснодарского театра, поздравил всех с началом Пушкинского фестиваля. Да, конечно, это замечательно, начинать Пушкинский театральный фест с произведения самого Пушкина.

   Казалось бы, сколько уже читана-перечитана эта Пиковая дама, и фильмы по ней сняты, и оперы написаны, я уже не говорю о спектаклях. В нашем театре своя великолепная «Пиковая дама» есть. Я и была уверена, что меня уже никакой Пиковой дамой не удивишь и идти-то на спектакль не собиралась… Теперь думаю, хорошо, что пошла. Я была так потрясена спектаклем, что даже финальное фото с артистами сделать забыла.

   Всё начинается почти сразу как бы с высокого старта в момент появления актрисы, которая играет графиню, до этого момента – как бы предисловие. Текст читается «за кадром» в процессе спектакля и служит основой всей постановки, но на сцене происходят невероятные действия. Я даже не знаю, как описать это, но фотографии, выставленные в анонсе спектакля, не передают и наполовину того, что происходит на сцене.

   Я не профессиональный критик, не разбираюсь в театральных тонкостях, но в афише спектакль позиционируется, как «несмешной анекдот в одном действии», выполненный в «стилистике дарк-кабаре» (ну, дарк-кабаре, видимо, из-за музыки Тома Уэйтса, использованной в спектакле, и контрабаса на сцене). В моём понимании такой спектакль – это настоящий гротеск, то есть нечто утрированное и искажённое, то есть, когда на сцене много настоящей театральной игры и очень многое зависит от уровня и раскрепощённости актёров. В этой Пиковой даме, я думаю, все безоговорочно понимают, что весь спектакль «ведёт» актриса, играющая старую графиню. КАК молодая женщина с прекрасным молодым телом смогла изрыгнуть из себя эту уродливую столетнюю старуху – уму непостижимо. БЕЗ ТРАДИЦИОННОГО СТАРУШЕЧЬЕГО ГРИМА. Можете на меня обижаться другие артисты, но эта звезда звездатей всей других звёзд этого спектакля, нет, она даже не звезда, она - целая планета. Просто умница, талантливая, изумительная, восхитительная графиня. Эти её «три девушки» меня тоже поразили своей игрой, они прекрасны сами по себе и, если бы я была ориентирована на женщин, то уже влюбилась бы во всех них сразу, насколько они хороши. «Три девушки» как бы заполняют собой «пустОты» на сцене, и каждая играла свой собственный маленький спектакль внутри основного большого спектакля. Актриса, играющая племянницу графини, тоже интересная, и все другие актёры-мужчины мне очень понравились, но им никогда не затмить этого «квартета» «трёх девушек» и графини, где ведущая роль, конечно, отведена графине.

   По-моему, это первая постановка Пиковой дамы, в которой режиссёр больше всего сделал акцент на графине, а не на Германе и даже не на картах, как обычно. По-моему, получилось очень круто. Спектакль похож на пружину, которая закручивается, закручивается и в финале ты уже понимаешь, что, если её сейчас резко отпустить, то кто-то не выдержит и сорвётся, как сорвались из зрительного зала те две дамы во втором ряду. Удивляюсь, как они дотерпели до похорон, которые, скорее всего, именно так и происходят, когда хоронят старую, неприятную родственницу, да и не только. Очень часто похороны превращаются в фарс, так что, ничего удивительного.

   Не знаю, как оценивают свою игру сами актёры и режиссёр. Мне спектакль очень понравился. Намешали всего, что только можно, даже в платье Германа одели, европейцы будут визжать от восторга, если посмотрят этот спектакль, в котором столько много разнопланового секса (не в прямую, конечно, но сексом пропитан весь спектакль), а юмор в спектакле – чернее чёрного, что лично меня приводит в полный восторг. И все слова, которые я сейчас записываю, мне кажутся мелкими, чтобы передать тот космос, в который я погрузилась на спектакле.