Апология на книгу Притч Соломоновых. Часть 3

Николай Старовойтов
19:5: «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасётся». Если человек говорит правду, ему нечего скрывать. А тому, кто врёт, его ложь обходится очень дорого. Одна ложь тянет за собой другую, чтобы не раскрылась первая, и в конце концов лжец по рукам и ногам запутывается в паутине собственной лжи. А для того, кто идёт за Христом, самое главное в том, что если мы говорим правду, мы ведём себя по-божески. Ложь – это язык сатаны (Иоан.8:44), а те, кто Христовы, должны иметь репутацию людей правдивых (Еф.4:14-15; Кол.3:9). Иногда кажется, что немножко солгав, можно выйти из трудного положения, но на самом деле мы так зайдём ещё дальше в тупик. Правильный, разумный выход из тупиковой ситуации у нас может быть только один – говорить правду, и ничего, кроме правды.

19:11: «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам». Живя в грешном мире, мы порой чувствуем себя провалившимися в какую-то яму, где нет места для благодати. Когда за незначительными проступками следуют суровые обвинения или когда люди перестают снисходить к немощам, мы начинаем чувствовать на сердце тяжёлый груз вины. Однако следует помнить, что Бог по благодати возложил наши бремена на Христа. Те, кто принял Божий дар, имеют привилегию распространить его на других. «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Петра 4:8).

19:17: «Благотворящий бедному даёт взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его». Это напоминает слова Иисуса Христа: «Я... был наг, и вы одели меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:35-36,40). Господь призывает нас с любовью оказывать людям помощь, будь то доброе слово или пакет с продуктами. Наша доброта к ним – это доброта к Нему.

19:21: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определённое Господом». Эллен Ланжер в своём исследовании «Иллюзия контроля» , проведённом в 1975 году, изучала, насколько мы влияем на события нашей жизни. Она обнаружила, что в большинстве случаев мы сильно переоцениваем степень своего контроля. Исследование также показало, что реальность почти всегда рассеивает наши иллюзии. Выводы Эллен Ланжер были подтверждены экспериментами других учёных после публикации исследования. Но Апостол Иаков открыл этот феномен задолго до того, как Ланжер дала ему название: «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.» (Иак.4:13-17) Бог держит всё в Своих руках, поэтому мы должны доверять Его планам, а не себе.

20:3: «Честь для человека – отстать от ссоры». Ссора проистекает от напряжения, которое сначала таится, а затем вырывается наружу, между несогласными людьми. Бог дал нам способность мирно уживаться с другими. Его Слово заверяет, что можно чувствовать гнев, но не впадать в ярость (Еф.4:26). Его Дух помогает угасить искры раздражительности, побуждающие нас оскорблять и мстить. А Христос показал нам пример поведения в таких ситуациях (1 Петра 2:23). Он «щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный» (Пс.85:15).

20:6: «Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?» Жестокость людей – это лишь часть жизни. Хотя нанесённые раны могут быть болезненными, Иисус Христос сделал искреннюю любовь возможной. В Евангелии от Иоанна Он говорит Апостолам, что мир узнает в них Его учеников, если они будут иметь любовь между собой (Иоан.13:33-35). Люди всё ещё могут причинять нам боль, однако благодаря Господу всегда будут и те, кто, движимый Его любовью, поддержит и позаботится о нас. Его неувядающая любовь даёт нам исцеление, общение и способность любить других так, как Он возлюбил нас.

20:7: «Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!» Иногда земные отцы разочаровывают и ранят своих детей. Но наш Отец, сущий на небесах, «долготерпелив и многомилостив» (Пс.120:8). Когда отец, любящий Господа, наставляет, утешает и заботится о нуждах своих детей, он открывает им Бога, совершенного Отца. А жизнь, прожитая для Христа, – лучшее наследство для детей.

20:11: «Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его». Так было и с религиозными вождями времён Иисуса Христа. Он осуждал фарисеев и обличал их показное благочестие и скрытые грехи (Матф.23:13-36). Внешний вид и слова обманчивы. Поведение – лучший судья. Это же относится к нам всем. Мы, Христиане, демонстрируем свою любовь к Богу тем, что делаем, а не тем, что говорим. Пусть же наше посвящение открывается в добрых и святых делах. Ведь поведение – это лучшее свидетельство о характере.

21:1: «Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его». Пример Божьего всевластия, о котором здесь сказано – это перепись из Луки 2:1-2, эта перепись привела Марию и Иосифа из Назарета в Вифлеем, чтобы Спаситель родился там во исполнение пророчества о месте Его Рождества (Мих.5:2; Иоан.7:41-42).

21:23: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою». Аналогично у Апостола Иакова в Иак.3:1-12. Во многих народах и культурах мудрецы говорили о том, как важно хранить уста. Вот как об этом сказал неизвестный поэт: «Мудрые мысли были у греков: "Глупый язык – главный враг человеков", Персы в суждениях здравыми были: "Длинный язык приближает к могиле". Знали индусы: "Язык – словно меч, разом снести может голову с плеч"; "От языка, – тихо молвил араб,– каждый страдает: и знатный, и раб". Мудрость еврейских раввинов сказала: "Хитрый язык –смертоносное жало"; Истина Божья ясна и проста: "Душу спасает хранящий уста".» Приходится ли удивляться, что Иаков сравнивает язык с небольшим огнём, который "много вещества зажигает" или с "небольшим рулём", который управляет огромным кораблём (Так.3:4-6). Мудр тот, кто знает, что сказать и когда сказать, а когда промолчать.
Господи, помоги нам усвоить этот урок, внимательно следить за языком и хранить уста! Аминь.

22:1: «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота». Чтобы создать себе доброе имя, нужны годы, а чтобы его погубить, достаточно одного неосторожного поступка. Доброе имя – явление хрупкое. Его легко потерять, но трудно вновь приобрести. И вместе с тем многие кладут его на алтарь власти, известности или прибытка. Мы часто говорим, что честь нужно беречь смолоду. И это действительно так. Но и люди уже далеко не молодые могут одним безрассудным поступком перечеркнуть своё доброе имя. Вспомните о Давиде, о том, сколько ему пришлось расплачиваться за свою греховную связь с Вирсавией. Хотя Бог и простил его, репутация Давида была запятнана. Мы не знаем, по какому конкретно поводу был написан 37-й псалом, но в нём Давид пишет, как мучительно жить, осознавая последствия своего греха. А чтобы этого избежать, нужно, как советует Библия, хранить сердце своё (Пр.4:23), поступать мудро (Еф.5:15) и идти по стопам Христа (1Петра 2:21). Бог говорит, что внутреннее намного важнее внешнего. И то, кем мы являемся, значит больше, чем то, чем мы владеем. Древнегреческий философ Сократ сказал: «Доброе имя приобретается усилием стать таким, каким желаешь быть». Шекспир сказал: «Незапятнанное имя – наилучшее добро». Мы обретаем доброе имя, ища славы не себе, а желая прославить Христа, чьё имя превыше всех имён, отражая Его образ в своих словах и делах.
Господи, я хочу жить достойно Твоего имени, потому что Ты сделал меня Своим. Ты знаешь, что лучше, и желаешь вести нас путями правды и добра. Даруй нам смелость следовать за Тобой по пути праведной жизни ради имени Твоего. Аминь.

22:6: «Наставь юношу при начале пути его – он не уклонится от него, когда и состарится». Когда мы с детских лет говорим с детьми об Иисусе Христе, то тем самым закладываем фундамент для их будущей жизни и духовного роста. Подумайте, как вы можете передать ребёнку веру, а потом взращивать её. Показывайте детям красоту Божьего творения в природе. Рассказывайте им, как Он помогал вам. Вместе благодарите Бога, когда всё идёт хорошо. Бог может употребить вас, чтобы явить Свою благость следующему поколению. Мы влияем на будущее, живя для Христа в настоящем.

22:9 по тексту Септуагинты: «Радостного и щедрого человека благословляет Бог». Именно по Септуагинте цитирует текст Пр.22:9 Апостол Павел во 2 Кор.9:7.

22:29: «Видел ли ты человека проворного в своём деле? Он будет стоять перед царями». О примере истинности этих слов книг Притч можно прочесть например в книге тайновидца Даниила: «Царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить перед царём (то есть стали царскими придворными)» (Дан 1:19 с моим пояснением). Во всём этом можно увидеть руку Господа, Который руководил событиями так, чтобы через этих юношей – особенно через Даниила – открыть важные подробности о Божьем замысле.

23:1-18. Лучшие вещи в жизни – не вещи. Ценность семьи, дружбы и веры показывает, что самое важное в жизни связано с людьми и с Богом. Лучшее в жизни – это вечные богатства Божьей благодати и милости в Иисусе Христе. Они хранятся не в банках, а в сердцах.

23:7: «Каковы мысли в душе [человека], таков и он». Можно научиться полезному и у нехристиан, а их мудрость использовать как основание для распространения Благой вести. Например, эти изречения императора Марка Аурелия (второй век н.э.) отражают Божий закон, написанный в сердце каждого человека и известный даже тем, кто не читал Божьего Слова (Рим.2:14-15) : "Счастье вашей души зависит от высоты ваших мыслей.", "У вас нет власти над обстоятельствами, зато есть власть над собственным разумом.", "Ваша жизнь – это то, как вы о ней думаете." (сравните эти слова с данной цитатой из Пр.23:7). Стоя в ареопага и обращаясь к ведущим умам того времени, Апостол Павел не умалял их достижений, но показал общее основание, на котором покоились их убеждения, а затем заговорил о Евангелии (Деян.17:26-28). Давайте найдём общее основание с людьми, окружающими нас, чтобы, начав с него, привести их ко Христу. Что это может быть? Например: книги, увлечения, путешествия, дети, спорт, воспитание, работа, утраты, служба в армии. Тот, кто имеет веру, делится ею с другими.

23:12: «Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам». Откроем своё сердце для Божьих наставлений, слов мудрости и надежды. Слушая тех, кому знакомы прямые Божьи пути, мы обретём небесную мудрость. А она никогда не позволит нам блуждать. Напротив, ободрит и поведёт навстречу полноте жизни и к вечности.

24:10-12. 24:11: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обречённых на убиение?» Нам всем нужно видеть людей такими, какими их видит Бог. Но увидеть – значит взять на себя ответственность. А ещё Соломон предупреждал, что после того, как глаза наши откроются, мы не сможем сделать вид, что не знаем, что нам делать. Бог, испытующий наши сердца и наблюдающий над душами нашими, знает, что мы всё это знаем, и воздаст нам по делам нашим (см.Пр.24:12). Подумайте о детоубийствах ("абортах"). Те, кто, умирают без Христа, проводят вечность без Него... Подумайте о знакомых вам людях, которые живут без Христа. Ведь они не обречены на то, чтобы умереть без Него! Иисус сказал: «И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек» (Иоан.11:26). Так вы им скажете об этом?.. В греческой Библии четыре слова, которые в переводе означают ад. Одно слово "Шеол", которое переведено тридцать один раз как "ад" в Ветхом Завете. Это преисподняя, в которой находятся души умерших грешников. Слово "Шеол" обозначает "невидимое состояние". Слова "скорбь", "боль" и "разрушение" употребляются в связи с этим словом.'Второе слово "Хадес", переведённое с греческого, употребляется десять раз в Новом Завете. Оно обозначает то же что "Шеол" в Ветхом Завете; с ним связаны всегда слова о суде и страдании. Третье слово "Тартарус", употребляемое только однажды во втором Послании Петра 2:4, где он говорит, что согрешившие ангелы будут ввергнуты в Тартарус; это слово указывает место суда, как тюрьма, темница, где царит адский мрак. Четвёртое слово "Геенна", употребляемое одиннадцать раз и переводимое как "ад" в Новом Завете; это слово часто употребляется Господом с прибавлением: "огненная". Для характеристики ада Иисус использует яркие образы –"тьма внешняя", "огонь неугасимый", "печь огненная", "плач и скрежет зубовный". По существу своему ад означает отлучение от Бога. Это вторая смерть, которая описывается как вечное сознательное разделение от всего, что есть свет, радость, добро, праведность и счастье. В Библии содержится достаточно ужасающих описаний того страшного состояния, в котором находится грешная душа после смерти. Михаил Виноградов, профессор психиатрии, доктор медицинских наук: "Профессор Нажип Валитов из Башкирии подкрепил научными доказательствами тезис о наличии души. Он установил, что душа материализуется в сложных электромагнитных колебаниях, превышающих скорость света. Кроме того, учёные взвешивали тело человека до и после смерти и пришли к выводу, что душа имеет вес." ("Комсомольская правда", Москва, 2004, N71\16 от 16 апреля.)...  "Если нас и впрямь заботят судьбы тех, кого ждёт Божий гнев и ад, стоит ко Христу нам повернуть их, увести от адских страшных врат" (@Спер)...

24:33-34: «Немного поспишь, немного подремлещь, немного, сложив руки, полежишь – и придёт, как прохожий, бедность твоя». Мы должны очень серьёзно относиться к проблеме, которая может показаться маленькой. Эта проблема – лень. Любой, кто имел дело с ленью, знает, что побороть её очень трудно. Но если не бороться, как прохожий, придёт бедность (и духовная, и материальная) (Пр.24:34). И как же бороться с ленью? Сначала следует разобраться, на что уходит наше время. Если окажется, что вы его тратите впустую, нужно продумать план, как эту проблему разрешить. Не откладывайте этих маленьких проблем на потом, возьмитесь за них сегодня. Если вы так поступите, маленькие проблемы никогда не перерастут в большие и очень скоро вы поймёте, насколько лучше не дремать, а заниматься делом. Чем меньше мы сделаем сегодня, тем больше останется на завтра.

25:14: «Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками». Книга Деяния св.Апостолов предлагает нашему вниманию весьма отрезвляющий пример того, как Бог смотрит на нечестность (см.Деян.4:32–5:11). Если мы не будем предельно искренними друг с другом, то сможем ли сказать, что искренни перед Богом?.. Невозможно быть искренним отчасти: либо да, либо нет.

25:18: «Что молот и меч, и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего». Среди десяти заповедей есть такая: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.20:16). Хотя прежде всего она относится к лжесвидетельству на суде, сплетни вполне могут быть признаны лжесвидетельством, поскольку нарушают закон любви и справедливости по отношению к ближнему. А всё из-за плотского желания возвыситься над другими? Что получают взамен? Ответную вражду... Если же избирать путь любви и доброжелательности, то всем будет благо. А сплетни нельзя оправдать, тем более клевету.

26:4-12. Выражение «Не кормите троллей» – это в некотором смысле современный эквивалент текста из Пр.26:4, который предупреждает: споря с глупым, невосприимчивым человеком, мы рискуем опуститься до его уровня. Но при этом даже самый упрямый человек – тоже носитель Божьего образа. Если мы будем слишком быстро отворачиваться от других, то сами можем стать невежественными и невосприимчивыми к Божьей благодати (см.Матфея 5:22). Это отчасти объясняет, почему следующий стих в Книге Притч (26:5) даёт совершенно противоположное указание, на первый взгляд противоречит предыдущей притче, но при этом они обе идеально подходят к современным средствам массовой информации (Различие заключается в предлоге «по»: не отвечай так, чтобы глупый мог ответить, но отвечай, помня, что он не понимает мудрости.). Нам нужны смирение, молитва и доверие Богу, чтобы различить, как наилучшим образом в каждой ситуации делиться с людьми Божьей любовью (см.Кол.4:5-6). Иногда нужно говорить, а иногда лучше помолчать. Спросите себя, прежде чем сказать, написать или напечатать: «Правда ли то, что я говорю? Говорю ли я с любовью? Что побуждает меня сказать это? Поможет ли оно кому-нибудь? Отразит ли характер Христа?..» Пусть любовь будет вашей высшей целью.

27:6: «Искренни укоризны от любящего...». Заботливое обличение – это милость. Добрые друзья будут указывать на недостатки, даже если обличение отрицательно скажется на взаимоотношениях. Это один из способов проявить любовь и помочь близкому человеку стать лучше. Возрастание в благодати редко обходится без доброго обличения от верных друзей. Не отвергайте же его. «Кто внимает обличениям, тот благоразумен» (Пр.15:5) и мудр (Пр.9:8-9).

27:7: «Сытая душа попирает и сот, а голодной душе всё горькое сладко». Голод – чувство внутренней пустоты – может ослабить нашу осторожность в принятии решений. Он убеждает нас, что главное – заполнить эту пустоту, даже если для этого потребуется кого-то укусить. Бог желает для нас большего, чем жизнь в плену у своих аппетитов. Он хочет, чтобы мы были наполнены Христовой любовью и чтобы всё, что мы делаем, исходило из даруемых Им мира и крепости. Давайте будем держаться Его невероятной любви, чтобы нам «исполниться всей полнотой Божией» (Еф.3:19).

27:17: «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего». В наше время есть интернет, но важно встречаться и лицом к лицу со зрелыми верующими и мудрыми советниками (3 Цар.19:21; 1 Тим.1:2; 2 Тим.2:2; Втор.6:7; Мар.3:14). Это действие (личное общение) может ранить (см.Пр.27:6), но делает более совершенной нашу духовность. Мы либо сами получаем пользу от мудрого совета и доброго примера, либо преподаёт их другим. Господь обратит всё на пользу, чтобы мы смогли достичь положительных перемен в отношениях и поведении. Бог сглаживает острые углы характера наждаком жизни. И чтобы достичь поставленных Богом целей, нам не обойтись друг без друга.

30:2: «Подлинно, я более невежда, чем кто-либо из людей, и разума человеческого нет у меня». Есть здоровое смирение. Так, псалмопевцы Израиля неоднократно говорят о том, как ничтожен и жалок человек без Бога (Пс.72:22 и этот стих Пр.30:22). Сам Иисус неоднократно говорил, что без Него мы не можем делать ничего (Иоан.5:30;15:5). Однако в истории Моисея мы видим важное предупреждение. Есть и обратная сторона этого утверждения. Так говорят, пытаясь отказаться от Божьих повелений (Исх.4:1-17). В этом случае побуждения превращают людей в богопротивников. Но подобно Моисею, покорившись водительству Господа, мы сможем выполнить любое порученное Им дело. Без Христа мы не можем ничего; с Ним можем всё, что Он пожелает.