Алатырская крепость

Николай Наумкин
Алатырская крепость.
Хотя в настоящее время увидеть, как выглядела в прошлом Алатырская крепость невозможно, так как от ее стен ничего не осталось, но еще и сейчас можно представить, как она выглядела в древности. Холм, на котором когда то стояли крепостные стены сохранился до настоящего времени. Если кто побывает, в этом небольшом по современным меркам городке, то сразу обратит внимание, что железнодорожный вокзал, расположен как раз в центре этого холма. За дальними запасными железнодорожными путями расположен крутой спуск, проходящий вдоль русла реки Алатырь. На краю этого холма, когда то в прошлом стояла северная стена крепости. Восточная стена крепости, когда то располагалась вдоль русла реки Суры. В месте слияния этих двух рек видимо, тоже стояла одна из башен. Западная сторона холма сохранилась немного хуже, так как здесь после постройки железной дороги насыпали железнодорожную насыпь, по которой поезда подходят к вокзалу. Но все равно прежний крутой спуск еще виден, так как здесь в древности был построен Синдячкин мост, по которому поезда въезжали на холм а на его краю был построен паровозоремонтный завод. Здесь немного севернее моста видимо в древности стояла еще одна угловая проездная башня крепости, выехав из которой можно было попасть в сохранившуюся до настоящего времени ямскую слободу. Южная сухопутная часть холма, похоже сохранилась хуже всего, так как здесь вырос город расширяться которому в другие стороны мешали две реки, у слияния которых и построили твердыню. Основан был Алатырь на краю Чувашии, сразу после завоевания Казани Московским царем Иваном Васильевичем, как форпост защищавший новые земли от вторжения Золотой орды со стороны Астрахани. Сразу после постройки, здесь стали производить луки, и стрелы, а так же деревянные древки для копий. Не зря на гербе города в виде красного щита красуются три колчана со стрелами. На представленном снимке изображен герб города Алатырь. 1. На производство оружия видимо шло так много древесины, что вокруг современного города на многие километры простираются голые пустоши. Небольшой участок леса, так называемый Чуварлейский бор, расположенный вдоль дороги выходящей из ямской слободы, сохранился только на западной стороне города. Да и то, эту полоску вековых сосен шириной около половины километра назвать лесом язык не поворачивается. После широкого распространения огнестрельного оружия, город переключился на его ремонт и производство.  Даже паровозоремонтный завод расположенный рядом с железнодорожным вокзалом выполняет сейчас оборонные заказы. Центр города сразу за железнодорожным вокзалом застроен частными деревянными домами, поэтому человек впервые оказавшийся в городе, словно попадает в далекое прошлое. По крайней мере сразу возникает такое ощущение как только человек оказывается в центре города. Конечно, здесь имеются и районы, застроенные новыми многоэтажными домами, но все равно центр города остается как прежде малоэтажным и деревянным. В недавнем прошлом местные власти решили вспомнить прошлое своего города поэтому сделали реконструкцию старинной Алатырской крепости. На представленном снимке, воссозданная заново одна из крепостных башен города. 2. Построенная по приказу Московского царя крепость, похоже оправдала свое предназначение защищая окраины Руси от Золотой орды, и только во время революции 1917 года в городе несколько дней царило безвластие когда местные крестьяне целыми возами вывозили из городского арсенала оружие. В то время, по словам местных жителей, горел и расположенный в городе спирт завод а горящий спирт тек прямо вдоль улиц.
       Использованные материалы.
1. Герб Алатыря, фото из интернета.
2. Одна из башен, фото из интернета.