О верлибре

Таня Даршт
Верлибр - самый беззащитный вид творчества. Потому что невежи под свободным или вольным стихотворением подают корявое творчество. Это ошибка. Верлибр - эстетическое творчество особого порядка: и размер, и ритм в нём традиционно сохранён, хотя их заданность - свободна в рамках жанра. Эта форма  вполне полноправна! Пример - уже в дописьменном творчестве: молитва, эпос!  Свободный стих как таковой был впервые упомянут в русских литературных источниках в 18 веке Антиохом Кантемиром в его "Письме к приятелю о сложении стихов русских", где также были заложены основы теоретического анализа свободного стиха и возможностей его адаптации в русской поэзии. В 1991 году решением президента «Ассоциации русского верлибра» (распавшейся в 1995 году) Карена Джангирова день 22 марта объявлен Днем Верлибра.А распалось сообщество потому, что верлибр остаётся трудноступным образцом творчества. Один из признаков хорошего верлибра: читатель, да и опытный автор -  не заметят отсутствие рифмы. И негативное отношению к верлибру, грубое сравнение его с прозой - это примитивизм.
Итак:
Верлибр сохраняет верность стиху и является стихом, а не прозой, потому что в нем обнаруживается корреспондирование рядов, графически выделенных авторской установкой на стих. В верлибре, в отличие от всех "несвободных" систем, нет сквозных мер повтора (слог в силлабической, стопа в силлабо-тонической, ударение в тонической системах) . Свободный стих строится на повторении периодически сменяющих одна другую фонетических сущностей разных уровней, причем компонентами повтора в соотносимых рядах в русской поэзии может быть фонема, слог, стопа, ударение, клаузула, слово, группа слов и фраза.
Верлибр - перспективен, поскольку  это стихотворение, не подчиняющееся правилам классического стихосложения и состоящее из строк, каждая из которых качественно не зависит от предыдущей, может содержать в себе различное количество слогов, разный порядок следования интенсивных временных, мелодических (тонических) , гармонических (тембровых) структур. Эти стихотворные строки объединяются в группы, называемые "лессы", каждая из которых может включать в себя различное количество строк внутри одного и того же стиха. Это огромная творческая лаборатория, которая ещё заявит о себе не только новыми именами, но и обогатит традиционную русскую литературу.
Верлибр - это своего рода феномен, ни объяснить, ни опровергнуть который самые ярые скептики - не в силах!

Вот примеры моего творчества в верлибре :
"Дом на краю земли" и "Твоя борода пахнет осенью".

Таня Даршт

Дом на краю земли
Впитал наши привычки
И волшебный обычай:
В прибой нестерпимых чувств
Молить золотую рыбку,
Чтоб через много лет
Целоваться под фонарём
На улице  двух братьев...
Слушать зелёный шум,
Мечтать, чтоб выросло дерево
Из наших с тобой косточек.
Днём говорить шёпотом
И править дефис на тире...
Снимать временами крылья
И в ванную с лепестками...
А ночью, прямо с балкона
Луну прикрепив к небу,
Просто стоять, прижавшись
К прошлому и друг к другу...
Наш дом - на краю земли,
Где всё прониклось лучами
Этой земной радости.

*

Твоя борода пахнет осенью.
Я нечаянно сломала твои очки
И порезала палец.
Нас с тобою хотят поссорить,
Вместо кофе эспрессо подсунули растворимый!
Наш столик в кафе оказался занят...
Там сидели любовники:
Женщина с сучьим лицом и собачкой,
И с ней чей-то муж, уставший от лжи,
Словно шар, частично заполненный жидкостью,
Который вращается в невесомости
С одинаковой угловой скоростью.
Как может шар вращаться сразу по двум осям?!
Им было скушно до ужаса
И они общались с собачкой!
А мы ждали ужина и перемен к лучшему.
Ни с того ни с сего пошёл дождь со снегом
И люди натягивали капюшоны!
Чей-то муж  нелегально зевнул,
Женщина с сучьим лицом
Уныло взирала на обручальные кольца
На наших руках,
Привычно воруя глазами
Чужое счастье...