Быть или не быть? Мать. Глава 4

Лидия Шевелева
       Дома Сашу встретили не радостно. До Надежды дошли слухи о Сашиных похождениях. Но она не упрекала его... Она просто с ним почти не разговаривала. Много ей пришлось передумать за те дни, когда ей все рассказали.
       - Я не знаю, - так она обратилась к Саше, - какая у тебя там была любовь и с кем, и почему ты потерял работу. Давай разведемся... Ты переезжаешь к своей любимой мамочке, а я останусь в этой квартире и буду поднимать детей. - Права ли я, - ещё раз мысленно подумала Надежда, - Не пожалею ли я об этом... когда-нибудь. Что я одна смогу дать детям? Мальчишкам всегда нужен отец... А где я найду работу... И смогу ли я, после стольких лет, живя для семьи, привыкнуть к рабочему темпу... И что я смогу детям дать одна, без Сашки? - так долгими ночами думала Надежда. Она не смогла простить своей обиды на Александра. Жили, жили и вдруг - развод!

       А Саша молчал... Он то же все взвешивал, за и против. Он понимал Надежду и не собирался с ней разводиться... Что он без неё? Ведь они вместе уже восемнадцать лет... Эти года, просто так, не вычеркнешь из жизни. Старший сын уже пошёл в десятый класс. На следующий год он получит аттестат зрелости... Парень способный, надо помочь ему поступить в институт... А за что учить, за какие деньги? Младший перешёл в восьмой класс... Дети - это и есть семья! И ради них стоит потерпеть, принять все удары судьбы...

       - Нет, - сказал Александр, - развода я не дам. Не потому, что тебе так хочется, а потому, что детей надо поднимать. Ты хочешь, чтобы я ушёл из квартиры и переехал к матери, перееду, если мать будет не против. Поживите сами, попробуйте! Вам не хватило этих нескольких месяцев без меня... вам без меня было хорошо? Я вам мешал?
       - Пап, мам, перестаньте, - это старший сын пришёл со школы и застал конец разговора между родителями. - Хватит вам ругаться... Помиритесь! Простите друг другу обиды! Я хочу чтобы вы были вместе, как прежде.. Пап, не уезжай, оставайся, с нами, я буду тебе помогать во всем...
       - Боже! Какой сын мой взрослый и мудрый! - с удивлением и восхищением подумал Александр.
       - Мужики, они всегда друг за друга, - подумала Надежда. - Была бы дочь, поддержала бы меня... А так, что мне теперь делать? Отступить, промолчать или смириться? Хорошо, что сын не мог услышать весь наш разговор и всю перепалку между нами. Так сын принёс перемирие между родителями. Надежда с Сашей разговаривала мало. Саша уехал проведать свою мать.
   
       - Сыночек, что случилось, почему ты так быстро вернулся, - обеспокоенно спросила мать, нежно целуя своего единственного сына.
       - Мам, я потерял там работу. Пришлось вернуться домой, - отвечал Саша. - Зачем матери знать все подробности, - думал он. А мать, тем временем, внимательно рассматривала сына. Увидела, как он изменился. Похудел, постарел... Появилась лишняя седина... И это в его-то сорок лет? Все это с болью отразилось в её сердце.
       - Сыночек, что случилось с тобой, расскажи, облегчи свою душу, - попросила мать. - Я тебе не враг, может чем-то и помогу, если не деньгами, так умным словом... Ты не забыл, что я педагог-психолог... Все твои неприятности и заботы на твоём лице.
   Так сидя за обеденным столом, поглощая пшеничную кашу, приготовленную матерью, Саша, слово за словом и рассказал матери о своих неприятностях, переживаниях и о требований Надежды разойтись. Мать внимательно слушала его. Ни одного слова в упрёк, просто слушала и кивала головой в знак согласия, где надо было. И охала, там, где Сашке было тяжело.

       И вдруг, после разговора с матерью, Александру стало легко и свободно. Он уже знал, где ему искать работу и как поступить с Надеждой.
       - Мама, можно я у тебя поживу с недельку, пока буду искать работу, - спросил Сашка.
       - Живи сыночек, живи... Мне будет веселей. Ты отдохнешь душой и телом... И работу ты обязательно найдёшь... И Надежда твоя за это время все передумает. Поживи со мной сынок, я только буду рада... Может поможешь мне сделать небольшой ремонт в квартире, а то я уже задыхаюсь от пыли.

       Долгими ночами, лёжа на диване у матери, Саша перелистывал свою жизнь, страница, за страницей... Вот он в клубе, на танцах знакомиться с Надей... Лёгкая, воздушная в танце, упрямая и своенравная в разговорах. Небольшая компания молодёжи, после танцев, долго гуляла в парке. Постепенно разделились на пары и Саша оказался вдвоём с Надей. Поцелуи, объятья, нежные слова и опять поцелуи. Саша проводил Надежду домой. Распрощались и договорились встретиться снова. Саша только что вернулся из армии. Соскучился по гражданской жизни. Наслаждался обществом своих друзей и девушками. Но надо было кончать институт, который он бросил по своей дурости. Только два года успел проучиться и вдруг...

       Перестал ходить на занятия, сдавать зачёты. Влюбился по самые уши и было уже не до учёбы. А влюбился он в молодую вдовушку, старше себя на десять лет. Это была его первая женщина. Ему казалось, что она именно та, которая. ему нужна. Забурлила молодая кровь, заиграла. Он никого и ничего тогда не видел, кроме своей Любаши. Ушёл из дома, никому ничего не сказав. Просто однажды не вернулся домой ночевать. Остался у Любаши. Родители забили тревогу. Стали его разыскивать. Искали среди друзей и нашли его у Любаши в постели...Родители были рады, что он жив, здоров. Ни в чем его не упрекнули, не просили вернуться домой, просто посмотрели на него с упреком и ушли. Вот это-то и поразило Александра. Он ждал всего, что угодно, но только не их молчания. Так быстро, как и началась, кончилось его любовь с Любашей. Пришла повестка из военкомата, Сашку забирали в армию. Из института он был отчислен.

       Все это Александр вспоминал и думал, какие родители у него умные, тактичные, спасли его от неверного шага. Отец умер рано. Он был потомственным шахтёром. Заболел силикозом, долго болел и умер. Александр в это время был в армии. На похороны его отпустили. Три дня он пробыл дома. Похоронил отца, оставив мать одну, вернулся к месту службы, а служить ему оставалось всего лишь полгода.

       Вернулся домой, увидел, как постарела его мать. Ему казалось, что он станет сильной опорой для матери. А оказалось наоборот. Это мать стала его опорой. Это матери пришлось на свою мизерную зарплату педагога, его заново обувать и одевать. Александр в армии подрос и возмужал. Бывшая одежда ему уже не подходила. Пришлось покупать все заново. Это мать заставила его восстановиться в горном институте. Помогла ему вспомнить всю школьную программу. Это благодаря матери он кончил институт...

       - Мама, прости меня... Я только сейчас понял, как мало я тебе уделял внимания, - думал Александр, лёжа на диване... Но как только вернулся в свою семью, опять мать отошла на второй план. Он забыл об обещаний матери сделать ей ремонт квартиры... Он обо всем забыл... Надежда, жена, простила его и попросила вернуться домой. Теперь он был поглащен только заботами о своей семье.


               Продолжение следует.

                20 сентября 2020 г.