На сеансе Вольфа Мессинга

Валерий Хатовский
Я видел Мессинга
   Последние десятилетия стали вспоминать в России и, вероятно, не только там, о Вольфе Мессинге. На днях на страницах "Чайки" я прочел любопытную статью о выступлениях Мессинга в Одессе, автор рассказывает об этом необычном, загадочном человеке со слов своих родственников. А ведь я был на вечере Вольфа Мессинга в Ленинграде в 1954 году, хорошо помню, как всё происходило.
   Год прошел после смерти "вождя и учителя", уже начиналось едва заметное "потепление климата" в стране. Еще два года до этого нельзя было и подумать, чтобы допустили встречу публики с Мессингом, с этой "мистической фигурой". Мои родители, видимо, помнили о нём с довоенного времени, тогда он какое-то время выступал в Союзе. И когда появились в городе афиши – "Вольф Мессинг. Психологические опыты", отец взял два билета на его выступление в зале Ленинградской Академической Капеллы, на Мойке.
  Я тогда учился в 10-м классе, после уроков пошли с папой в Капеллу, это было в получасе ходьбы от дома. Помню, в вестибюле публике раздавали программки, в них рассказывалось, что и как  будет делать Мессинг. Теперь я понимаю - организаторам концерта, а точнее - "хозяевам наших умов" важно было пресечь появление у нас, зрителей, мыслей о телепатии, о каких - то мистических способностях, помогающих этому человеку.  Было написано - Мессинг   "улавливает идеомоторные акты, то есть непроизвольные движения головы, тела или руки человека при мысленном выполнении физического действия, Он чувствует также изменение пульса, дыхания". Было написано как-то так. Так ли это было на самом деле - судить не берусь, попробую просто рассказать, что я видел.

     Вышел на сцену Маэстро, полный пожилой человек в тёмном костюме, на его шее сзади была видна большая опухоль, она начиналась от  волос и уходила под воротник белой рубашки  Сначала выступила интересная дама, его ассистентка. Одета она была, по тем временам, просто шикарно – панбархатное платье, драгоценности – даже я, мальчик, обратил на это внимание и помню до сих пор. Дама прочитала небольшую лекцию, в основном пересказала то, что было в программке, подчеркнула - не будет ничего сверхъестественного, только высокая чувствительность Мессинга к реакциям человека.
   Пригласили на сцену несколько зрителей, наподобие жюри, чтобы следили, не будет ли какого обмана.  Было объявлено – каждый в зале может стать тем, через кого Маэстро будет искать спрятанную вещь. Спрячьте что-нибудь и пошлите на сцену записку. Можно спрятать что угодно, куда угодно. Можно загадать слово или строчку из какой-нибудь принесённой с собой книги, но читать вслух Маэстро не будет, только подчеркнёт задуманное нами. (Потом я понял, почему так – ведь может оказаться что написано неприличное или того хуже – антисоветчина).

   Началось действо – приходила записка, люди на сцене клали её на стол, в папку, приглашали выйти написавшего и он становился, как я бы сказал сегодня , медиумом.  Маэстро брал медиума за запястье и вёл в зал. Перед этим говорил ему: от Вас нужно только одно – если я иду в правильном направлении, всё хорошо, но если направлюсь не туда или беру не ту вещь – мысленно произнесите НЕЛЬЗЯ! И я найду то, что Вы загадали. Они вместе спускались со сцены в зал, Мессинг начинал подниматься по лестнице от ряда к ряду  (в старинном зале Капеллы довольно крутой подъём), медиум шёл за ним, рука Маэстро – на его пульсе.

    Мессинг  чётко находил дорогу к нужному ряду и месту в зале  ,(не метался по залу в поисках нужного человека , как я прочел недавно в одной статье). Он  уверенно шел вдоль ряда  в партере или поднимался на балкон, быстро  разыскивал спрятанную вещь. Ни разу не было, чтобы не нашел. Прятали вещи в карман или в сумочку, втыкали булавку в одежду, задумывали слова в одной из книг или тетрадей, лежащих в портфеле.
   Мы с моим папой решили тоже попробовать. Я на концерт пришел прямо из школы, в сумке среди учебников и тетрадей лежал мой дневник, и мы задумали в нём отметку – пятерку, которую я в тот день получил, помню - по химии. Написали задание – на обороте программки рамочкой было обведено место для этого,  отец надписал своё имя, и мы послали записку вперед по рядам.

   И вот вызывают: Григорий Яковлевич! Папа вышел на сцену, нашу записку положили в папку, где остальные записки. Мессинг взял отца за запястье , они спустились в зал, по боковому проходу поднялись до того ряда, где я сидел. Маэстро пошел  было дальше, но довольно быстро  исправился, повернул обратно и пошел, повёл папу вдоль ряда в мою сторону, всё время извиняясь перед сидящими за беспокойство.

   Дошел он до меня , провел рукой , не прикасаясь, возле моего лица, пиджака и брючных карманов, потом решительно взял мою школьную сумку – она стояла на полу. Передал он сумку папе, и они вместе вернулись на сцену, к сидящим там представителям зрителей. На сцене Маэстро попросил открыть сумку и вынимал книги по одной, пока не взял в руки мой дневник. В дневнике нашел нужную страницу и подчеркнул отметку. Только тогда вынули и прочитали вслух нашу записку,, и весь зал громко аплодировал – задание выполнено!  Маэстро пошутил – вот, раньше были более низкие отметки, а теперь – пятёрка! (Кстати, так оно и было). Говорил он с сильным акцентом, это я помню.

    Тут мой папа попросил разрешения и подошел к микрофону – как сейчас вижу его на сцене: невысокий, совершенно лысый широкоплечий крепыш в военной форме, инженер-майор войск ПВО. Он сказал:  я должен извиниться перед уважаемым Вольфом Мессингом, ведь это специально я не реагировал, когда он прошел мимо нужного ряда,  дал  ему подняться  ещё на несколько ступенек и только тогда мысленно приказал: нельзя!  Все опять захлопали, а Мессинг говорит: очень хорошо, вы сделали научный эксперимент, спасибо Вам за это.

   Вот всё, что я помню, с тех пор прошло 65 лет.  Долго у нас дома хранилась программка того вечера, потом затерялась куда-то.  Сейчас я думаю – наверняка этот человек мог бы продемонстрировать нечто большее, чем улавливать незаметные рефлекторные движения и изменения пульса, хотя и то, что он делал, воспринималось, как чудо.  Видимо, это было всё, что Мессингу позволялось тогда показывать советской публике…