Часть VI. Опровержение неопровержимых фактов. 1

Маргарита Гуминенко
Питерская поэма. Часть шестая.
Опровержение неопровержимых фактов
============
Глава первая. Неприятные открытия
------------
(В поезде, между Ленинградом и Петрозаводском, весна 1938 года)

"Почему?" Этот вопрос задавал себе Александр Авдеевич Бессмертов, сидя в отдельном купе поезда и раскуривая очередную папиросу. "Почему он послал меня? Сперва просил искать рукопись, потом послал разбираться с каким-то неведомым убийством годовалой давности, за двести километров от Ленинграда..."

Предположение у Александра Авдеевича было, но есть такие вещи, в которые не хочется верить, даже если они очевидны. Дело не в новом цехе, который планируют для изготовления чудо-фанеры, способной совершить переворот в отечественной авиации. Дело в отчёте, который подписал Бессмертов. Если Василий Соколов погиб, а его младшего брата Михаила расстреляли, значит, оборвались все концы, которые могли привести к потерянной рукописи. Лучак боится. Теперь ему придётся признать, что он провалил поручение. Наверняка захочет свалить вину на кого-нибудь помельче, хотя бы на Бессмертова. А если Бессмертов окажется рядом - он ведь может рассказать кое-что о самом Лучаке.

"Нельзя было уезжать! - мрачно подумал Александр Авдеевич и смял недокуренную папиросу. - Но как? Предлога не было... А может, это к лучшему? Командировка подписана комиссаром, отчёт о смерти Соколова зафиксирован. Пусть сам выкручивается!"

Попадая в такие ситуации, Бессмертов старался не нервничать, делать что поручено и ждать. Почему сейчас нервничал? Потому, что ехал по следам Васи Соколова? Сведения из Лехтикуси пришли странные: на стройку, где произошла авария, приехал инженер, нашёл причину, откопал труп, а потом сверзился ночью в реку и утонул. Ни один из перечисленных фактов не указывает на то, что к событиям причастен Василий Соколов. А может, дело в липовом отчёте?

"Соколов мог податься в любую сторону, - напомнил себе Бессмертов. - Мог вообще упасть в Обводный или сдохнуть, без документов, в канаве ближайшего посёлка. Кто сказал, что он уехал на поезде в Петрозаводск?"

Причина нервничать и дёргаться у Алесандра Авдеевича была: если сейчас где-то задержат Соколова - это конец карьере, а может, и жизни. "Найду - сам убью! - пообещал невидимому собеседнику Бессмертов. - Своими руками пристрелю!" Совать голову в петлю Бессмертов не собирался: сказано умер - значит, умер! Точка.

Проводник принёс чай. Бессмертов рассеяно кивнул. Ни есть, ни пить не хотелось. Он прилёг, закинув руку за голову, приноравливаясь в потряхиванию поезда, закрыл глаза и постарался сосредоточиться на других вопросах. И сразу вспомнил про рукопись. Если предположить, что её прятал Вася, что тогда? С Соколовым они познакомились в восемнадцатом году. Ваське двадцать лет с виду не было, мальчишкой выглядел, а в обиду себя не давал. Попробуй тронь! Может, тем и привлёк Александра Авдеевича.

Бессмертов вспомнил, как они громили белогвардейское подполье в Петрограде в 1919-м, изымали оружие, караулили окраину, боясь сомкнуть глаза и проворонить подход Юденича, а в конце лета уже шагали по улицам Пскова, в составе 15-й армии. Ими командовал тогда Август Корк - герой, комиссар, красный командарм, после войны - начальник военной академии в Москве... которого расстреляли в июне 1937-го. Вот так бывает: сперва герой, потом предатель. А Соколов всегда был героем. Что с ним случилось в последнее время? Или он таким и был, просто никто не мог его разглядеть? Как Корка.

Потряхивание вагона совпало с внутренними метаниями Александра Авдеевича. Он уснул. И приснился ему странный сон...

* * *

...- Я изготовил эликсир, - негромко говорил человек в сером балахоне, гладким лицом и круглой лысиной, как у католического монаха. - Достаточно несколько капель - и ваш собеседник станет мягким, послушным, как тёплый воск. Что вы из него слепите - тем он и станет.

Высокий вельможа в кудрявом парике и расшитом золотыми нитями камзоле осторожно принял из рук монаха колбу и повернулся к свету, разглядывая, как играет солнечный луч в золотистой, густой жидкости.

- О, не надо держать его так! - предостерёг монах, протягивая руку, но вельможа уклонился и отошёл вглубь кабинета. - Ингредиенты эликсира могут менять свои свойства. Тёмные силы магии не терпят божьего света.

- Ты молодец! - похвалил вельможа. - Ты заслужил награду. Осталось одно: испытать чудодейственный бальзам.

Он подвинул к себе серебряный поднос с кубком и графином воды, поставил колбу рядом, самолично налил воду в кубок. Монах с тревогой в карих глазах наблюдал за его действиями. Вельможа откупорил колбу. Золотистая жидкость в сумрачной тени отливала рубиновым оттенком, в ней отражались багровые портьеры. Обмакнув в эликсир тонкую серебряную палочку, вельможа прополоскал кончик палочки в кубке с водой, повернулся и протянул кубок монаху.

- Докажи, что твоё зелье действует - и я заплачу столько, сколько ты попросишь. Надеюсь, стать на час моим покорным рабом ты не боишься? Смелее! Мы связаны теперь, я даю слово, что не обману, если ты меня не обманываешь.

Монах медленно приблизился и взял в руки кубок. Взгляд его блуждал, но вельможа смотрел открыто и прямо. Не найдя предлога отказаться, монах пригубил воду.

- Смелее! - подначил вельможа - и монах сделал ещё пару глотков.

Сперва ничего не происходило и магическая жидкость дремала, словно ждала, что кто-то пробудит её силу. Потом взгляд монаха затуманился, он странно улыбнулся - и блаженство читалось в улыбке на его мясистом лице.

- Молодец, - вкрадчиво похвалил вельможа. - Теперь допей воду и брось кубок вон в тот камин.

Когда монах выполнил его указание, вельможа снова похвалил его:

- Ты отлично справился. Я дал тебе слово, что и пальцем не трону, но ты сам понимаешь, что секрет проще сохранить одному человеку. И ты избавишь меня от необходимости нарушать слово. - Монах согласно кивал и вельможа добавил, всё также вкрадчиво: - Возьми с стола нож и убей себя.

Серый монах выполнил его указание и упал бездыханный, с ножом в груди. Вельможа позвал слуг.

- Вынесите этого самоубийцу из моего дома! - повелел он. - Как он мог! Прямо на моих глазах! Несите через заднюю дверь и закопайте где-нибудь подальше. Я сохраню втайне его поступок. Так буде правильнее.

Потом он забрал колбу и бережно поставил вглубь большого, резного шкафа, подальше от солнечных лучей. Ибо тёмные дела творятся во тьме...

* * *

Поезд с грохотом качнулся на стрелке. Бессмертов проснулся, сел, спустив ноги на пол, потёр лицо.

- Поздравляю, начитался! - съязвил он. - Хорошо хоть кровожадные грифоны не снятся.

Он выпил остывший чай и откинулся на мягкую обивку спецкупе. Ему и раньше приходилось видеть сны, которые перекликались со строчками прочтённых произведений, если накануне он много об этом думал. История про магический эликсир и книгу Артемия Волынского официальными исследователями почиталась не боле чем сказкой. Какой-то неизвестный автор с давно забытым именем записал её в виде "страшного случая" и не менее забытый журнал прошлого века напечатал этот опус на последней странице. Много таких странных рассказиков проживали короткую жизнь: их печатали, журнал покупал какой-нибудь бездельник, листал от скуки и кидал в мусор. Больше ни об авторе, ни о сюжете не вспоминали. Бессмертов нашёл его, когда подбирал себе материалы о Волынском и его связи с алхимиком - внуком казнённого при Петре Первом Иво Бёккеля. Сердобольная библиотекарша подложила Александру Авдеевичу сохранившийся экземпляр журнальчика.

"Если принять, что этот эликсир существовал, почему не его рецепт был записан на потерянных страницах книги Артемия Волынского? - спросил себя Бессмертов. - Лучак меня обманывает. Допустим, там был бы рецепт сверхсильной взрывчатки - и что? У нас тысячи профессиональных химиков, они и не такое изобретут, если партия прикажет. Нет! Вариант с веществом, с помощью которого можно подчинить себе любого человека вплоть до того, что он по приказу радостно самоубьётся, выглядит куда убедительнее. Обманули вы меня, товарищ Лучак! А не обманули ли вы себя, приказав расстрелять единственного человека, которых хоть что-то мог знать? - И тут ему вдогонку пришла ещё одна мысль: - А не я ли заставил Лучака расстрелять Мишу Соколова? Я написал в отчёте, что старший, Василий Соколов, погиб. Михаил безумен, от него мало проку, разве что - шантажировать его старшего брата. Брата нет, Михаил может сболтнуть лишнее - и Лучак, с испугу, срочно от него избавился".

Люди от страха совершают и не такие поступки. Лучак услал Бессмертова, чтобы уж точно убрать всех, кто причастен к поискам. Он может свалить неудачу на двух своих агентов, а если потребуется - заставить их дать показания, что помешал их поискам Бессмертов.

"Нет, так он не поступит, - перебил себя Александр Авдеевич. - Он не захочет признаваться, что я узнал о рукописи и вынудил его рассказать про книгу Волынского. А вот убить меня где-нибудь тихонечко - это запросто. Например, в этом... этой Лехтикуси. Далеко от Ленинграда, история тут произошла странная, народ на взводе. Есть на кого потом валить. Но я-то так просто не дамся", - пообещал он себе.

Продолжние: http://proza.ru/2020/09/20/1717