Льву Н. Толстому - Посвящается! Глава I

Аллан Гурченко
(О том, как автор этих мемуаров на протяжении календарного года
  создавал на сцене драматического театра образ Льва Толстого)

       Думаю, что – как минимум, мне, моим друзьям, родным и близким – не ст`оит забывать то время, которое запечатлено трепетным и волнительным ожиданием таких знаменательнейших событий, отображённых в этих воспоминаниях. Один мудрец сказал, что гораздо ценнее – не само свидание с любимым человеком, а именно само ожидание этого свидания. Честно говоря, у меня не было особой цели запечатлевать всё это. Поэтому выражаю искреннюю благодарность моей уважаемой коллеге по перу Н. К., которая, живя в другой стране, активно любя искусство, а театр – в особенности, очень просила меня кратко поделиться своими впечатлениями обо всём происшедшем. Но даже неожиданно и для неё я вдруг решил сделать прозаическое приношение обо всём, что было, – не в краткой, а в полной мере. Это, право, того заслуживает!
       Ещё подчёркиваю, что пишу правдиво: именно так, как всё и было.

I
       Одно дело – сыграть новую главную роль в премьерном спектакле на открытии театрального сезона родного театра, и совсем другое дело – подробно рассказать о создании нового образа по своей новой роли, о времени продолжительной подготовки, о сам`ом спектакле и личных впечатлениях об этом необыкновенном событии. Да!.. В моей творческой биографии произошла действительная грандиозная Дата: мне посчастливилось сыграть роль Льва Николаевича Толстого! – в пьесе Иона Пантелеевича Друцэ «Возвращение на кр`уги своя»!.. Я рад за тех моих читателей, которые сейчас сразу поняли суть – без преувеличения сказать – велич`ины и неординарности произошедшего события по уровню упомянутых Личностей.
       Первая постановка по этой пьесе состоялась в Малом театре города Москвы в 1978 году. Постановщик – Борис Иванович Равенских. Исполнитель роли Л. Н. Толстого – Игорь Владимирович Ильинский. Эти имена – настолько известные, что в перечислении своих регалий они не нуждаются. Нашему режиссёру посчастливилось увидеть генеральную сдачу накануне премьеры этого спектакля. Он очень часто вспоминал этот спектакль, повторяя, что большего зрительского потрясения за свою жизнь он нигде и никогда не испытывал. То, что он время от времени по-особому восхищённо вспоминал об этом спектакле и о том, каким(!) там был Ильинский-Толстой – это факт. Но он никогда не делился с коллективом о том, что у него в планах на нашей сцене – постановка такого(!) спектакля.
       Так вот. Вскоре после наших очередных отпусков, в августе 2019 года, мой режиссёр подошёл ко мне в фойе нашего театра и лично сообщил, что он намерен в приближающемся новом сезоне ставить «Возвращение на круги своя» с моим непосредственным участием в роли Льва Толстого…
       Если тут подойдёт выражение “как снег н`а голову”, то на меня эта новость в августе месяце именно так и подействовала. И вот с тех пор она во мне и обитает, эта новость. Понятно: ведь в равной мере живут в моём сознании и остальные 77 ролей, сыгранные в разные времена на сцене моего родного театра вместе с каждой историей создания уже ушедших и ныне живущих ролей. Наверное, это – подобно тому, как женщина впервые для себя узнаёт, что она – беременна. Если даже внутри себя она ничего ещё не чувствует, то умом понимает (или должна понимать) о высокой, надвигающейся на неё ответственности. И то, чт`о бы в течение всей дальнейшей жизни с этим плодом ни произошло, открытие этой новости будет в ней жить всегда, как и то, что она может от него избавиться или сч`астливо родить. Он может умереть, а может состояться для неё прекрасным, неповторимым подарком судьбы или страшным горем. Именно – такова реальная земная жизнь, в которой всегда присутствует право выбора: материнства, отцовства, жизни, смерти, – чувства долга или предательства.
       И вот тихо обалдев от этой ошалелой для меня новости, я, конечно, не то, чтобы обрадовался, не то, чтобы испугался, и не то, чтобы глубоко задумался… Я просто стррашно и одновременно – очень-очень-очень и обрадовался, и испугался, и задумался. То есть было о чём подумать.
       Первый месяц после отпуска у нас обычно всегда проходит на раскачке. Но в этот раз, поскольку нашим режиссёром было решено взять в работу такую великую во всех смыслах пьесу, – творческий коллектив со второй недели уже слушал читку пьесы, примерное распределение ролей …и началось переписывание текстов. Вернее, львиная доля текста пьесы лежала на плечах Толстого; и перепиской роли, собственно, занимался практически я один. Вообще, современная техника – теперь такова, что актёры загоняют свой «родимый» текст сразу в смартфон. Удобно?.. Трудно не согласиться. Но как(?!) таким образом работать над своей ролью?! Неудобно ведь!.. Трудно не согласиться. Но и наши актёры, к сожалению, не избегают такой участи смартфонного комфорта, избегая, тем самым, кропотливости в ручной переписке роли в тетрадь и усидчивой актёрской работы с ручкой и карандашом над своей ролью. Очень и очень жаль, что эта предавняя нужная и важная для актёрской братии традиция уходит в лету. Была бы моя воля, я строго-настрого запрещал бы актёрам делать из своих смартфонов качество первой опоры для текстов их ролей. Эта функция в смартфонах может быть для актёров лишь вспомогательной, но отнюдь не основной! И я всегда, какова бы не была велика моя новая роль, принципиально её переписываю вручную! Я убеждён, что этим оказывается уважение и почтение к своей профессии. Естественно, что роль Льва Николаевича была мной честно, добротно и добросовестно переписана.

       По жанру пьеса носит название «драматическая баллада». Она рассказывает о последних днях жизни писателя и об его уходе из Ясной Поляны, приведший к скорой смерти Толстого. Роль сложна тем, что она условно разделена в пьесе на три роли: «Толстой созидающий», «Толстой размышляющий» и сам «Лев Николаевич Толстой». Три в одном. Размышляющий Толстой говорит монологами свои мысли; Лев Николаевич непосредственно общается со всеми окружающими; а созидающий Толстой повествует некую историю о старом матёром Волке, который, скрываясь от охотничьей облавы, уходит в свой последний путь на верную героическую смерть. Драматург придумал для пьесы образ Волка, параллельно сравнивая всю его судьбу с самим Толстым и зримо сопоставляя текущие факты последних дней Толстого с последними днями Волка. Пьеса написана в конце 60-х годов ХХ века, и на основе пьесы в 1970 году написана одноимённая повесть. Повесть хороша своими художественными особенностями, так как Ион Друцэ – талантливейший писатель!
       Интересен сам факт появления в пьесе истории Волка. В первоначальном варианте пьеса была без образа Волка. Автор интуитивно понимал, что в пьесе чего-то недостаёт. Не складывался цельный образ Толстого, и это, конечно, автора не мучить не могло. Кстати, Ион Пантелеевич Друцэ родился буквально ровно на 100 лет позже Льва Николаевича Толстого; и думаю, что этот факт никак не мог не повлиять на творческую писательскую судьбу И. П. Друцэ. Думается также, что пьеса о Л. Толстом готовилась к 140-й годовщине со Дня рождения великого русского писателя и мыслителя, в 1968 году. Но, как только что говорилось, чего-то в пьесе определённо не хватало, а значит, она не имела свою законченность. И тут Иону Пантелеевичу предлагают пойти в театр на Таганке на нашумевший тогда премьерный спектакль «Берегите ваши лица» в постановке Юрия П. Любимова. И вот там он услышал в живом авторском исполнении новую тогда песню Владимира Высоцкого «Охота на волков»… Иона Друцэ просто осенило!.. Он вдруг понял, что его Толстой – это тот же Волк, брошенный на смерть. Придя домой за свой рабочий стол, он сочинил рассказ о старом Волке и, разделив рассказ на десять эпизодов, хронологически ввёл их в свою новую пьесу на всём её протяжении, которая сразу же обрела свою полную целостность! Получилась удивительная гармоничная образно-сравнительная параллель между судьбами Льва Толстого и матёрого Волка.

       Ну, что ж… Надо было браться за роль смело, рьяно, самоотверженно. Но это всё – красивые слова. Надо-то было надо… Но страх меня не покидал. И даже весомый опыт всех тех сыгранных мною в прошлом больших этапных ролей нисколько меня не успокаивал. Почему же?.. Почему… Да не знаю, почему. Не знаю!
       …Думаю, так… Во-первых, потому, что Личность Льва Толстого – это ведь, как я часто говаривал весь этот пережитый период – не «вася тютькин»! Во-вторых, это – исторический персонаж. Кстати, один исторический персонаж в моей творческой копилке уже есть: Нико Пиросманашвили, и кстати, я родился ровно на сто лет(!) позже Пиросмани. В-третьих, мне давно уже – за сорок, и память, к сожалению, не улучшается. А в-четвёртых, роль Льва Николаевича выстроена в пьесе очень непросто… Необыкновенно!
       Да, сама Личность Толстого и пугала и не давала к себе приблизиться, и казалось, что её разумеющееся величие просто так к себе и не подпустит. Но, как говорят издавна в народе перед огромным объёмом работы, – “Глаза боятся – руки делают”. Благоговеть перед Персоной Льва Николаевича можно сколько угодно, но распускать нюни – некрасиво. Эверест всегда достигался не восхищающимися им, а восхищающимися и его покоряющими. “Дорогу осилит идущий!”. И я – пошёл… Пошёл …продолжая благоговеть, но делая это уже в пути!
       Переписал роль в большую новую купленную тетрадь. Предварительно хорошо её перепрошил, тщательно проклеил обложку и прошитые места скотчем. Также купил четыре гелевые ручки разных цветов с широкой линией письма, простой карандаш, ластик, ленточный корректор, яркий маркер …и пенал. Вообще, для меня сам процесс переписывания роли – это вроде некоего ритуала. А уж переписывание роли Толстого!.. Поскольку роль выглядит как три в одном, то и основные цвета чернил в тетради было три. История Волка написана красным, мысли изложены зелёным, а сами слова Льва Николаевича – “чёрным по белому”. Ну, а ремарки – обычной синей пастой. Трёхцветная роль!.. Такое в моей актёрской практике – действительно впервые. По правилам переписывания роли, её текст пишется только на правой стороне тетради. То есть – на каждой правой странице. А левые страницы до времени остаются свободными. Они нужны для домашней работы над текстом, который называется действенным анализом роли. (Объяснения сути данного термина сознательно опускаю. “Гугл – в помощь”.)

       Как человек, сочиняющий стихотворения, обязательно поделюсь своими сочинениями, которые не могли не появиться в процессе первых личных переживаний о надвигающейся огромной ответственности.

Сонет №2139  Всё возвращается…

“Всё возвращается на кр`уги на своя”.
Прощенья блудный сын воспросит у отца:
падёт у ног его, истерзанный судьбой…
Быв некогда чужим, а нынче – вновь родной.

Да, “всЁ на кр`уги возвращается своя”.
И свой конец найдёт гражданская война.
…Обнимется народ, испачканный войной
…раскается, покается …анти-герой.

И точно возвратИтся на круг`и своя –
как будто бы из чащи дурно-забытья –
и каждый, и любой, и всякий и-ди-от:
всё пред собою разрушавший поц-риот.

Но Выше, чем Возврата на Круги Своя
Домой к ОТЦУ  Небесному, – нЕт бытия.
31.08.19.

Полусонет №164  О, Земля!..

Всё возвращается… Вращается Земля…
Враги становятся друзьями, а друзья
уподобляются порой прямым врагам…
А враг «кривой» взорвал Небесный Храм.

Пусть возвращается Мир – блудная Семья –
на Божии Пути – Круг`и Своя…
Вертись-вращайся же всегда! – о, мать-Земля!
01.09.19.

(Продолжение следует: http://proza.ru/2020/09/23/57)