Творческий путь летчика Отто Лилиенталя поучителен

Владимир Агарёв


К вопросу о времени необходимого для осуществления пионерских проектов и изобретений.
      
                ВВЕДЕНИЕ
     В 18 веке человек, фантазируя много веков до этого, преодолел земное притяжение и полетел, используя подъемную силу теплового шара-монгольфьера и воздушные течения.
      В 19 веке первый летчик Отто Лилиенталь, изобрел планер с крыльями и рулями, а затем приспособил двигатель с пропеллером, проложив тем самым путь к превращению планеров в аэропланы и в скоростные самолеты.
     В 20 веке Э.К.Циолковский - фантастически, а С.П.Королев – практически, осуществили первые проекты ракетных полетов в космос.
     В 21 веке человечество из-за кризисов (энергетических, экологических, ядерных, водных, демографических и других) будет интенсивно осваивать практически неисчерпаемые энергетические и сырьевые ресурсы Мирового океана.
     Будут востребованы фундаментальные и прикладные науки, позволяющие получать экологически чистые морские средства и технологии, связанные с разработкой, транспортировкой, преобразованием и использованием природных ресурсов Мирового океана.
     Важнейшие роли при этом будут играть такие науки как рагиянавтика и рагиястроение.
     В проектах рагиянавтики и рагиястроения найдут широкое использование контуры, черты и образы технических решений и технологий, а также пути, методы и средства развития, какие освоили в свое время аэронавтика, авиация, ракетная техника, космонавтика, мореплавание, судостроение.
     Используя основные вехи творчества летчика-изобретателя Отто Лилиенталь, а также труды, основоположников теоретической и практической космонавтики, попытаемся ответить на вопросы, связанные с путями осуществления пионерских изобретений, связанных с рагияпутешествиями по течениям Мирового океана.            
   
     Первые исторические путешествия по океанским течениям на судах с подводными парусами состоятся в ближайшее время. Сначала это сделают одиночные путешественники и малочисленные экипажи на маломерных надводных рагиясудах в виде небольших лодок водоизмещающего типа),оборудованные рагиядвижителем подобного подводному парусу).
     С этих событий  начнется эра практического освоения и развития рагиянавтики и рагиястроения. Затем последуют первые этапы разработок и освоения подводных рагияаппаратов, рагиякораблей и различных рагиядвижителей с единичными и неограниченно наращиваемыми концентраторами энергии. Этим глубоководным судам нового типа не будут страшны ни огромные поверхностные волны и ураганные ветры. Они будут способны выполнять глубоководные подводные межконтинентальные перевозки различных грузов, в том числе айсбергов, проводить различные исследования и разведку полезных ископаемых на дне Мирового океана, используя при этом экологически чистую энергию многочисленных известных и пока неизвестных течений, входящих в состав глобальных океанских конвейеров.
 
        ПЕРВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ УСТРЕМЛЕНИЯ ОТТО ЛИЛИЕНТАЛЯ В ОБЛАСТИ АВИАЦИИ

      Люди давно мечтали летать как птицы и, размышляя об этом, как это сделать, слагали сказки и мифы, например, о ковре-самолете, о Дедале и Икаре.
     Средневековая идея о возможности использования горячего воздуха для подъема легких тел стала востребованной и воплотилась в жизнь только в конце 18 века, когда был разработан принцип аэростата.
     Путь к этому событию прокладывали известные ученые и изобретатели разных стран на протяжении 17-18 веков. Среди них: Кавендиш, открывший водород-газ, который в 14 раз легче воздуха; физик Кавелло, проводивший опыты с мыльными пузырями, наполненными водородом; профессор Шарль, придумавший легкую оболочку для аэростата из шелка, пропитанного каучуком; наконец, братья Этьен и Жозеф Монгольфье, которые, используя знания Пристлея о свойствах газов, впервые запускали воздушные шары-аэростаты, наполненные горячим воздухом от костра на жаровне.
     Первыми воздухоплавателями на таких аэростатах, как известно, были баран, петух и утка. В дальнейшем последовали полеты энтузиастов разных стран мира. В 1785 году аэронавт Бланшар перелетел на аэростате пролив Ла-Манш, открыв, таким образом, эпоху путешествий по воздушным течениям.   
      Первым же летчиком-исследователем был Отто Лилиенталь. Он родился 23 мая 1848 года в померанском городке Анклам. С детства он и младший брат Густав любили рассматривать полеты птиц. В 14 лет Отто смастерил крылья и пытался взлететь с крыши сарая. 
     С этого события, можно считать, началась эра освоения практического воздухоплавания. Несмотря на трудности и неудачи, настойчивость Отто и его брата при осуществлении мечты о полетах была вознаграждена. Их работы и опыты по воздухоплаванию, в конце концов, получили признание и последователей. Многие интересуются вопросом, какой путь пришлось пройти Отто Лилиенталю, чтобы достигнуть своей цели? Для ответа, используя представленный рисунок, рассмотрим кратко хронологическое описание его творческого пути.
     В 1866 году Отто стал работать на заводе и вскоре перешел в конструкторское бюро. Одновременно с этим братья мастерили модели планеров и запускали их. Затем пришел этап экспериментов с махолетом бипланной схемы. Возвратно-поступательное движение на крылья передавалось передачей велосипедного типа. После серии неутешительных опытов Отто Лилиенталь понял, что усилий человека не хватит, чтобы подняться на таком аппарате в воздух.
     В 1870 году Отто завершает обучение в ремесленной академии и призывается
в армию.  После недолгой франко-прусской войны, выйдя в запас, Отто продолжил эксперименты.
     В 1877 году изобретатель Отто оформил первый патент. Всего было 20 патентов на различные усовершенствования и изобретения.
      В 1881 году для улучшения финансовых дел, Отто открыл в Берлине мастерскую,
а позже завод по изготовлению котлов. Здесь же был создан участок для работы над летательными аппаратами.
      Деятельность изобретателя условно можно разбить на три этапа.
      Первый этап (1871 г. - 1874 г.) - экспериментальные разработки по созданию крыла с  искривленной поверхностью.
      Второй этап (1888 г.) - летно-технические опыты с проверкой результатов предыдущих теоретических исследований. В 1889 году вышла книга «Полет птиц, как основа искусства летания». Книга посвящена грядущим управляемым полетам и написана на базе инженерного опыта, приобретенного братьями Отто и Густавом Лилиенталь. В книге содержится аллегорическое обращение летящих аистов к людям:
      «Нас поддерживают крылья, приподнятые ветром. О человек, копошащийся в
      пыли, когда же полетишь и ты? Если ты одержим желанием сравняться с нами в
      парении, хочешь испытать прелесть полета в воздушном океане, погляди на
      строение наших крыльев, измерь нашу силу и постарайся определить действие
      крыльев по тому движению воздуха, которое создает нам опору. Ты мог бы
      сделать правильные заключения о том, чем нас снабдила природа, и таким
      образом решить проблему летания. Обратись к силе разума. Он поддержит тебя
      в полете!»
     Обращение привлекло внимание многих энтузиастов нарождающейся авиации, среди которых были русский профессор Н.Е. Жуковский, американские механики братья О. и В. Райт, француз Фербер и другие.
     В 1892 году профессор Н.Е.Жуковский публикует статью «О парении птиц», где научно показал возможность эволюций летательных аппаратов, вплоть до выполнения ими маневра в вертикальной плоскости – «мертвой петли».

      Третий этап (1889 г. – 1896 г.) - летные испытания, эксперименты, составление отчетов и протоколов. Постройка первых планеров-монопланов. Приобретение опыта в прыжках-подлетах и в балансировке аппарата собственным телом. Такой прием используется в полетах  современных дельтапланеристов.
      В1891 году - изготавливается третий планер с хвостовым стабилизатором и килем. Площадь крыла - 10 м2. Первый полет совершается под Берлином на дистанцию 25 м – начало эры практической авиации.
      В 1892 году -  изготовление четвертого аппарата с площадью крыла до 20 м2.
      Пятый аппарат имеет вес 24 кг, сводчатые и вогнутые крылья размахом 11м с площадью 16 м2. Благодаря методу проб и ошибок изобретатель пришел к аппарату с крылом размаха не более 7 м.
      В 1893 году строительство башни с наклонной крышей - нового старта для планеров. На шестом складном аппарате (вес- 20 кг.) с крылом площадью 14 м2 совершается полет на дистанцию более 200 м.
      Слава о человеке - птице, распространились по всему миру. Дела братьев стали поправляться гонорарами за лекции, от продажи фотографий и рекламы, а также от выполнения заказов котельным заводом.
      Посмотреть на полеты приезжали туристы, любопытные и специалисты. В 1895 году приехал профессор Н.Е.Жуковский, чтобы обсудить результаты своих научных исследований. Вспоминая о встрече с Отто, Николай Егорович говорил: «Люди несомненно научатся летать! Завоевание воздуха придет через планеризм». Так и случилось, но многие современники не понимали этого.
     Рисовались карикатуры на братьев, писались ехидные отзывы на эксперименты. Такое часто бывало и бывает с теми, кто опережает свой век.
В 1894 году газета «Берлинер Локальцайтунг» писала: «Если хотите повидать двух сумасшедших, поезжайте в Лихтенфельд. Там кое-кому захотелось летать!»
      Изобретатель Отто Лилиенталь, не обращая внимания на насмешки, строит 18 моделей планеров и совершает на них более 2 тыс. полетов.
     Появились последователи. В 1896 году американский физик Р. Вуд попросил разрешения опробовать в воздухе аппарат Лилиенталя и сразу после этого заказал себе планер. Приезжали смотреть на летательные аппараты и другие американцы, которые затем их строили и летали на них.

     Опыт этих полетов привел к выводу о необходимости оснащения планера мотором, чтобы летать по-настоящему. Начался этап разработки и испытаний первых авиационных двигателей и пропеллеров, а также средств, спасающие пилоту жизнь при падении летательного аппарата. Однажды Отто ошибся в пилотировании, сорвался в пике с высоты 20 м, но «парашюты» спасли ему жизнь.
С 1895 года Лилиенталь занимается исключительно бипланами. Такая схема позволяла сократить размах крыла, сохраняя его несущие свойства. Одно из устройств  изобретателя позволяло пилоту в полете изменять кривизну крыла. В результате балансировка аппарата старым способом становилась ненужной. Позже изобретение Лилиенталя повторили другие пионеры авиации, например, американцы братья Райт и француз Л. Блерио.
Талантливый исследователь и экспериментатор Отто Лилиенталь мог подарить авиации немало других открытий и изобретений, но трагический полет оборвал его жизнь.  3 августа 1896 года его аппарат после разбега набрал высоту 30 м, но потерял скорость и круто упал на землю. Его последними словами были: «Жертвы должны быть принесены...»
       Поучительность замечательной, но и трагической судьбы первого летчика-изобретателя Отто Лилиенталя для новаторов состоит в том, что его творческий путь может служить убедительной иллюстрацией к требованиям, как к программам освоения новой техники, так и к способностям специалистов, занимающихся разработкой и испытаниями такой техники.   
      
     Творческий путь летчика Отто Лилиенталя поучителен для освоения пионерских
     рагияпутешествий по океанским течениям.

     Человек всегда мечтал не только летать, но и плавать под водой как рыбы. С мечтой о подводном мире, как и с мечтой о полетах, связано не меньше сказок и мифов.

     Используя рисунок, можно представить путь к осуществлению первых путешествий пионерских рагияаппаратов по мировому океану, начиная с разработки первых моделей рагиядвижителей и многих экспериментальных проверок их принципов действий, а также экспериментов с различными типами рагиядвижителей и разными схемами построения их концентраторов энергии.

         Для Завоевания океана также придется освоить новые  науки.
многие современники, как тогда при освоении авиации, так и сейчас не понимают этого.
   
     Высказывание Кларка В книге "Профили будущего" (1962) Артур Кларк сформулировал знаменитые Три Закона, по которым развивается наука.
  1. Первый Закон: "Если заслуженный, но престарелый ученый говорит, что нечто возможно, он почти наверняка прав. Если же он говорит, что нечто невозможно, он почти определенно ошибается".
  2.Второй Закон: "Единственный способ установить границы возможного - попытаться установить  шаг за шагом эти границы".
  3.Третий Закон: "Технология, значительно превосходящая по уровню известные нам, неотличима от магии".
 
   Кстати, на трех законах Кларк не остановился. Его 69-й закон гласит: "Изучение технического руководства без возни техникой то же самое, что изучение руководства по сексу без практической проверки". (Перевод вольный: на самом деле в оригинале вместо "техники" стояло "hardware", а вместо "практической проверки" - "software", что в этом контексте возможно перевести как "программное обеспечение". Источник информации:Журнал "Юный техник", 1973, N 12.

     Группа небольших рагиясудов разного типа  примут старт в уникальной гонке по одному из океанских течений. 
     По устройству первые рагиясуда будут схожи только в том, что все они для своего движения используют силы подводных течений, а для навигации и управления движением используется бортовой компьютер. Последний постоянно уточняет положение рагиясудна на карте (благодаря спутниковой навигации) относительно маршрута океанского течения.
     Питают всё оборудование рагиясудов аккумуляторы, заряжаемые или солнечными батареями (только для надводных рагиясудов) или буксируемыми рагиястанциями. Во всем остальном рагиясуда будут отличаться своими конструктивно-технологическими решениями, в зависимости от целей и задач, поставленных перед ними на соответствующем этапе их развития.
     Очевидно, что каждый тип рагиясудна будет иметь свой путь развития, в зависимости от возможностей спонсоров, способностей авторов и изготовителей, а также от готовности испытателей-рагиянавтов. Сценарий состязаний рагиясудов может многое позаимствовать из сценариев для традиционных гонок различных морских судов, в том числе роботов-яхт. После организации и успешного проведения международных соревнований рагиясудов можно будет считать, что рагиянавтика и рагиястроение смогут  проводить мониторинг окружающей среды в Мировом океане.
     Датчики таких рагияаппаратов будут определять компоненты и характеристики морской воды, в том числе температуру, соленость, прозрачность, концентрацию загрязняющих веществ, скорость, направление и координаты течений. Собранные данные необходимы специалистам для освоения природных и энергетических ресурсов Мирового океана.
     Если идея не выглядит достаточно безумной, значит она - недостаточно выгодна. Тут главное – включить воображение и улыбаться! :-) Помните знаменитые слова Энштейна? Он сказал: Воображение – намного более важнее, чем знание! И с этим  с ним трудно не согласиться!
     Источники информации:
      Ян Кокушкин, Лазарь Эгенбург. Крылья Лилиенталя. «Техника – молодежи», №6,
      1991 г.
                Путешествие по морским и океанским «рекам»
     Для этого Интернет-НИИ «Рагиянавтика» предлагает создавать и использовать различные рагияаппараты, которые используют для решения поставленных перед ними задач, главным образом, энергию течений.

     Всем известны воздушные змеи, которые в процессе своего развития стали современными спортивными снарядами, способными совершать фигуры высшего пилотажа.
     Настало время, когда в морях и океанах должны появиться надводные или глубоководные рагияаппараты, способные также совершать путешествия или фигуры высшего пилотажа, но только в морских или океанских течениях.
     Рагияспорт – это гонки рагияаппаратов или рагиясудов с «подводными змеями», движущиеся исключительно энергией течений. Рагияспорт – будущий вид спорта, способный дать невероятные ощущения во время коротких или более длительных кругосветных путешествиях по течениям, входящих в мировой океанский конвейер.
     Рагияспорт станет и экстремальным видом спорта. Глубоководные пилотируемые рагияаппараты, движущиеся в стержне течения бесшумно, подобно космическим аппаратам, способны будут неограниченное время бороздить необозримые просторы и глубины мирового океана. Собственно самый простой рагиядвижитель для рагияаппаратов или рагиясудов – это «подводный змей» площадью от (1 – 2) до (10 – 20) кв. м, который автоматически удерживается в стержне течения или управляется бортовой системой и экипажем. Рагиядвижитель с гораздо большими усилиями, чем воздушный змей, будет тянуть рагиясуда за собой.

     Конструкции «подводного змея» - рагиядвижителей и их концентраторов энергии, преобразующих кинетическую энергию течения в поступательное движение буксируемого аппарата,  могут  быть самых невероятных форм и размеров. От маломерного «подводного змея» различной сложности гидродинамических конструкций, позволяющих одиночным спортсменам совершать кратковременные путешествия в пределах светлого времени суток, до крупногабаритного рагиядвижителя, на котором можно совершать месячные или кругосветные путешествия по течениям Мировом океане. Конструкции рагиядвижителей, рагияаппаратов или рагиясудов с неограниченно наращиваемыми концентраторами энергии, способные между континентами перевозить или буксировать плавучие грузы, в том числе айсберги, и будут просто поражать воображение.
     Рагиякорабли и рагияфлот будет создан для освоения богатств Мирового океана и служения человеку на многие века. Постепенно, по мере развития науки рагиянавтики и рагиястроения, благодаря внедрению технологий из других областей науки и техники, станет обычным явлением путешествия миллионов людей или транспортировка грузов с помощью «подводного змея». Рагияспорт и рагияотдых объединят самых разных людей и по возрасту, и по роду деятельности. Сегодняшний уровень развития науки и техники позволяет создавать первые клубы для любителей рагияспорта и рагияотдыха.
     Придет время, когда многие увидят по телевидению первые рагияаппараты и первые соревнования или путешествия на них.
     Оценивая расходы на изготовление рагиядвижителей, на которых можно повторить океанские путешествия Колумба, или недавнее путешествие на одиночной гребной лодке Конюхова, можно утверждать, что они будут соизмеримы с расходами  на изготовление традиционных видов маломерных плавучих средств.  Самые первые рагияаппараты для указанных выше путешествий ждут своих энтузиастов и единомышленников, как когда-то ждали первые летательные аппараты для воздушных путешествий.
     Сегодня автор проектов по разработке и использованию рагияаппаратов, занимается на общественных началах, а точнее, создавал на протяжении многих лет за свой счет, единственный в мире Интернет-НИИ «Рагиянавтика», и который для реализации первых проектов нуждается в спонсорах.
     В заключение отметим, что люди давно мечтали не только летать как птицы, но плавать как рыбы. Сегодня они научились создавать разные аппараты и хорошо летать на них. Создавать же рагияаппараты и плавать на них в Мировом океане, человек должен учиться сейчас. Сегодня встать в ряды первых рагиянавтов и войти в историю могут многие. Встать же в ряды первых космонавтов уже невозможно. Их общее число уже мало кто помнит.