Хитрюга-Жорик

Афанасий Шипунов
                ХИТРЮГА-Ж О Р И К
                (И в юмор, и всерьёз)

          Это ещё из молодых лет помнится…      Был у нас в деревне паренёк. Безобидный, в общем-то, но хитрюга неимоверный. Дружили мы с ним. Да в деревне-то все друж-ненько жили тогда. А чего делить-то?! У всех, за редким исключением, достаток не ох(!) какой – все равнаки. А раз так, то и спорить не о чём, разве только – кто соврать умнее сможет, али с хитрить как-то незлобно.
   Вот этот паренёк, Жора, а между нами, в обиходе -Жорик, хитрюга был высшего класса, Если что-то схитрит, так прямо-таки лучшего и не придумать и  за достоверное всё сходит.
   Работали шоферами, как мы выражались «шоферили». Однажды весной только-только «сошёл» (растаял) снег. слякоть, грязюка… А из лесной делянки-лесосеки надо было вывезти на пилораму остатки брёвен, заготовленных зимой Всего и оставалось-то на одну машину.  Завгар вызывает Жорика:         
-Съезди в лесосеку-то…
-Михаил Иваныч! Так ведь слякота, грязюка.
-А ты цепи на колёса одень. Для чего их вам выдавали?! На поглядку чтоли?
      Делать нечего…Пошёл заводить «Газик». Не прошло и десяти минут, возвращается опираясь на палку, охая, подпрыгивая на одной ноге.
-Что Жорик случилось?
-Да вот, Михаил Иваныч, как шёл от вас заводить «Газик» свой, поскользнулся и что-то с ногой. Видать вывихнул. Какая мне теперь поездка…
-Ну тилипай, Жорик, домой. Вылечивайся..
Жорик, прискакивая, охая, опираясь на палку удалился из диспетчерской. А выйдя за поворот в невидимость для глаз Завгара, отбросил палку и стремглав помчался домой. И так вот в эту слякотную пору дней пяток не появлялся на работе.
    Завгар поинтересовался в медпункте:
-Ну как там у нашего Жорика с выздоровлением?
-С каким выздоровлением? Он у нас и вовсе не был.
     Из медпункта Михаил Иванович прямиком в дом Жорки:
-Ты что это мне лапшу на уши вешаешь?! «Вывихнул ногу», а сам и в медпункт не заглядывал.
   Хитрюга и тут «выкрутился»:
-Так я…это… И не заглядывал. Мне бабка-Акути-ха на жычку (шерстяная нитка) наговорила заклятье. Я на ногу привязал и всё прошло.
    Эту версию Завгар проверять не стал, а отправил Жорика в новый рейс, теперь уже в город.      Из этого рейса Жорик возвернулся «затаренный» двумя полутора-литровыми  бутылками с водкой.      Дороги-то никудышные: буераки, камни, колдобины. А нагрузили в городу-то ящики с водкой для Райпотребсоюза. В перевозке такого груза тогда давалась льгота ли, скидка ли какая «на бой». Это, значит, списывалось всё разбитое, но чтобы в ящиках непременно оставались битые бутылки, но с не распечатанными «горлышками».
    Жорик умудрялся и тут всех «обвести вокруг пальца».Взял две «полторашки», в ведёрке разбивал донышко водочной бутылки, битые стёклышки ложил в гнездо ящика. И так, пока не наполнил эти две»полторашки». А ведь это – три литра! Шесть бутылок!
-Что это, Жора, так много разбилось?
-Так ведь дороги-то… Намучился я с вашими бутылками! До сих пор голова болит. Едешь, берегёшся, а тут ухабина. Тресть – провалилась машина. Аж в голове трещит, в спине ломота. В другой раз сами ехайте за этими бутылками, а мне не зачем почём-зря нервы трепать! Хоть бы бутылочку дали, чтоли…
    И давали Жорке даже не одну, а, порой,  и две…
Этих Жоркиных хитростей и не счесть. Были и  очень даже полезные. Как-то, едем  в
 в город. В одной из деревень в половодье мост через речку «снесло». Перебирались с одного берега на другой «бродом». И, нередко, трамлёр забрызгивало водой. Ну ремень вентилятора, само-собой  разумеется, ослабляли, а то и совсем снимали, а всё одно волной трамлёр заливало и двигатель «захлёбывался», т.е. Переставал работать – искры-то на свечах нет. Вот и приходилось лезть в воду по пояс, а то и по грудь, поднимать капот, протирать, просушивать трамлёр. А это не из приятных занятий в холодной-то воде.        Вот Жорик и предложил:
-Давайте, ребяты, на берегу две машины тросами сцепим и вперёд! Если первая благополучно пройдёт – то второй поможет выбраться из воды, а если первая захлебнётся – то её назад можно вытянуть.
   Так и делали , не пурхаясь по грудь в холодной воде. Позднее-то это уже в норму вошло…    А ещё Жоркина хитрость Судьбой его на всю жизнь обернулась. Ну-да! Это, когда ещё мы все молоденькие были. Приехала к нам в село  по направлению, тоже молоденькая, докторица. Жорка пригляделся, да и всей душой «прикипел» к ней. Пойдёт в медпункт, станет у двери, поглядит на докторицу, вздохнёт и уйдёт…
    Докторша не раз рассуждала с деревенскими женщинами:
-Странный какой-то у вас здесь парень.Статный, красивый, но странный. Придёт постоит молчком и уйдёт. Чтоли приболел, да стесняется обратиться за лечением…
   А Жорка так и ходил. Придёт, постоит, повздыхает и уйдёт. Докторице это надоело,  странное молчание-то. А самой вроде бы и нравилась игра в молчанки. Вот она, в очередной Жоркин приход и спрашивает:
-Что, молодой человек, вас волнует? Что-то болит?
-Да! Болит! Вот тут болит – и показывает на левую половину груди – Уж так болит, что никакого спасу нет.
-Раздевайтесь. Я вас послушаю.
  Жорка долго упрашиваться не стал. Быстренько скинул рубашку и попал в руки докторицы, да так и замер от прикосновения её рук.
   Докторица прослушала Жоркино сердце, обратила внимание на его прерывистое дыхание и заявила:
-Я ничего особенного, опасного в вашем здоровье не нахожу, но какая-то странность имеется. Уж больно сильно сердце у вас колотится. Направлю-ка я вас в районную больницу. Пусть вас там хорошенько попроверяют.
-Нет, Елизавета Петровна! Не поеду я  в районную больницу! Сам-то я здоров. А болезня моя сердечная здесь, в деревне. И никакие доктор, кроме вас, мне помочь не смогут.
   И ушёл, опять не сказав более ничего.
Уж как Жорка объяснился перед Елизаветой  в своей любви к ней, мне неведомо, только всей деревне стало известно, что Жорик и Лиза крепко сдружились, что «частенько ходють по опушке вдоль листвяга и цветочки срывають. Как бы у их самих живые цветочки не образовались…». Ну да – деревня… От людских глаз ничего не укроется. Да Жорик с Елизаветой и  не скрывали от людей своих взаимных чувств и вскоре сыграли свадебку. Жили-поживали в добре, любви да согласии. Народили, вырастили детей, а там и дедушкой, да бабушкой  их стали называть.
    Уехали куда-то в город. Старший внук позвал, а они и не отказались. В радость им, видно, правнуков-то поняньчить…
    Жорик, поди, и правнуков научит кое-каким полезнейшим хитростям…
                *****27.10.2019*****