Производить или потреблять что важнее?

Андрей Незванов
СССР был производящим обществом, по преимуществу. И заслуживал в этом плане самой высокой оценки. Возможность всем и каждому участвовать в коллективном производстве как раз и делала наше «голодное» «закрепощённое» социалистическое бытие привлекательным в глазах «свободного негра», сытно живущего на пособие по безработице.

Мы жили, пока постились, и наши мысли были заняты производством в порядке созидания нового мира и человека, воплощающего в жизнь вековые мечты. Как только появилась сытость, в души вползло потребление, ожили так называемые «мещане», которых в античности звали «идиотами». Они и создали почву для ложной идеи о главенстве потребления в жизни человека: о том, будто производство ценно не само по себе как гуманистический способ существования, но служит целям потребления!
В результате буржуазная пропаганда навязала нам оценку производящего советского общества с позиции потребления – колбасы, джинсов, сигарет, танцулек и т.п. Эта оценка оказалась негативной. В этом и состояла цель информационной диверсии – мы перестали любить свою Родину! Нам захотелось как у них…
А между тем свойство человека – ПРОИЗВОДИТЬ. А потреблять – свойство домашней свиньи. Микеланджело, Пушкин, Толстой, Ломоносов, Ньютон – все согласятся голодать, лишь бы творить!

Христос постился в пустыне сорок дней, осознавая свою миссию…. Почему бы Ему не пировать вместе с Иродом во дворце? Такая возможность существовала….
Сергей Королёв сидел в лагере на баланде. Он что, мечтал о колбасе? Нет, он хотел созидать! И когда Родина предоставила ему эту возможность, он не «шаурму» открыл, а создал советскую космическую промышленность, и впервые в истории вывел человека за пределы Земли.
Пресловутый советский «дефицит», сопутствовавший этим великим свершениям, указывал, прежде всего, на то, что потребление не так важно для человека; что гораздо важнее возможность созидать, выдумывать, строить, развиваться культурно, отращивая мозги, а не брюхо.

В чисто бытовом аспекте дефицит придавал потребляемым вещам социальную значимость. Отчего и колбаса была вкуснее, и застолье – торжественнее!
Мандарины, получаемые и вкушаемые один раз в год как подарок в Новогодние праздники, были несравненно вкуснее тех же мандаринов, валяющихся грудами на прилавках, и создавали подлинное переживание праздника, могущее оставить впечатление на всю последующую жизнь. 

Так что прав Андрей Михалков-Кончаловский, утверждающий ныне, перед лицом потребительского бума, что «дефицит делает человека Человеком».