Игра

Лидия Мнацаканова
Недавно я возвращалась из Сергиево Посада. В электричке напротив меня, у окошка,  сидел молодой мужчина. Рядом с ним – девочка лет пяти, без сомнения, его дочка. Нельзя было не заметить, как они интересно и легко общались. Папа рассказывал девочке о том, как роют тоннели, какими машинами. При этом он объяснял, как люди чувствуют себя под землей и много чего другого, казалось бы, интересного только для взрослых. Но девочка внимательно слушала его рассказ и задавала вопросы. Например, почему землеройная машина называется "крот".

Мужчина образно описывал землеройную машину и крота-зверька, показывая их сходство. А потом изобразил его лицом, выставив вперёд верхние зубы, сузив глаза и сделав руками когти. Началась игра. Девочка «пугалась», защищаясь, смеялась, а потом сама стала «кротом» и пошла в нападение на папу. Вскоре отец и дочь обнялись, долго смотрели в окно и о чём-то там ворковали. На одной из остановок они вышли.

Рядом со мной сидела пожилая супружеская пара. Они, как и я, с умилением исподволь наблюдали эту сценку. Женщина, обращаясь ко мне, сказала:
– Какой хороший отец, к сожалению, родители далеко не все так себя ведут. Поэтому и дети вырастают разными. Очень важно именно в раннем детстве заложить в ребёнке здоровую основу, развить чувства. Как говорится, дети впитывают всё с молоком матери...  – Но папа же не кормит молоком, – с улыбкой заметила я.

– Это неважно, – сказала женщина, – речь идёт о духовной пище. Дети-груднички и то уже всё-всё понимают. Бывало, кормишь ребенка, а он прикусит грудь и смотрит внимательно глазёнками. Скажешь «нельзя» – он отпустит, а глазки такие понимающие.

Тут вмешался в разговор её муж.
– А вот почему в случае развода родителей оставляют детей матери? Отец иногда даже  лучше способен воспитать ребенка, чем мать-одиночка.
– Сама природа на стороне матери, – выносить ребёнка, родить, –  не согласилась с ним жена.
Я решила поддержать мужчину, тем более, была под впечатлением от картинки «папа-дочка» напротив нас. Поэтому сказала:

– Когда мы  с маленьким сыном отдыхали на море, я обратила внимание на то, как там общались взрослые и дети. Пап было намного меньше, чем мам, но они активно играли с детьми: в спортивные игры с мячом, ракетками, устраивали соревнования. Некоторые строили  из песка крепости,  вокруг собиралось много детей. Их, как магнитом, притягивали организаторские способности мужчин.

– Да, я тут могу согласиться с вами, – женщина закивала головой. –  Не раз видела такую картину на пляже: дети сами резвятся, а мамаши собираются вместе и «ля-ля-ля...». То же самое няни во дворе. Но, возможно, этому есть оправдание: женщины больше с детьми находятся, бытом занимаются, вот и устают. А папы, реже общаясь, более отдохнувшие, занимаются с детьми предметно, что и есть, по сути, воспитание. Но, согласитесь, мама больше связана с ребенком внутренне по своей природе. Попробуй, обидь её чадо, и она – тигрица.

Наш разговор воскресил в моей памяти  когда-то прочитанную повесть Джерома Сэлинджера "Над пропастью во ржи". И эти слова: «Я себе представляю, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. И моё дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть».

А вслух я сказала:
– Безопасность детей и передача им жизненно важных знаний – вот основные, на мой взгляд, обязанности родителей. Но как это сделать лучше?
Моя попутчица задумчиво покачала головой.

– Я думаю, что игра – самый удобный путь для передачи знаний от взрослого к ребенку. Особенно, если речь идет о детях младшего возраста. Игра – это же настоящее творчество, поэтому оно влияет не только на ум, но и на душу ребенка, формирует личность. Вы заметили, как папа общался с дочкой? – неожиданно спросила, улыбнувшись своим мыслям, женщина. – Об этом человеке можно уверенно сказать, что он сохранил в своей душе ребенка. Радость, непосредственность, игры, живые эмоции, – вот что сближает взрослых и детей, приносит обоюдное удовлетворение и пользу. А когда этого нет…

Мои попутчики поднялись, собираясь направиться к выходу.
– А вы, если не секрет, кто по профессии? – обратилась я к женщине.
– Мама, бабушка и прабабушка. Остальное не имеет особого значения в этом нашем разговоре, – улыбнувшись, ответила мудрая женщина.
Какое-то время я еще видела идущих по перрону моих попутчиков. Они шли медленно, держась за руки.  Поезд набирал ход, картины за окном менялись все быстрее. Я достала записную книжку, написала слово «Игра» и задумалась…

         Игра – это эмоциональная форма передачи своих чувств, мыслей, жизненного опыта, навыков общения.

Игра – это самый короткий и эффективный путь постижения мира.

Игра – это универсальный объединяющий фактор, рассчитанный на разный возраст,  духовный и интеллектуальный уровень.

 Игра – это дополнительный способ обучения, развития и воспитания с использованием эмоциональной сферы.

Игра – это более углубленное усвоению материала через снятие напряжения, страхов, усталости.

Игра – это развитие инициативы, формирование характера, закаливание воли.

Игра – это эстафетная палочка поколений.

Игра – это концентрация внимания, сосредоточенности, умения решать поставленные задачи облегченным способом.

Игра – это воспитание в мальчике будущего мужчины, в девочке – будущей женщины, матери.

Игра – это рождение интереса к будущей профессии.

Игра – это наука ответственности, умения дружить.

Игра – это прообраз настоящей взрослой жизни для детей, и вечное детство для взрослых.

Игра - это свежесть эмоций, обновление и развитие чувств.

Игра – это с любовью приготовленная удобоваримая пища для души, ума, сердца и тела.

Игра - это взгляд в зеркало, где течет твоя жизнь, репетиция выбранной роли, коррекция внешности.

Игра - это сценарий фильма под названием "Моя жизнь"

Игра - это вечный диалог с самим собой.

Игра – это роли, через которые идёт проникновение в другие миры.

Игра – это выход за пределы своего «я».

Игра - это театр, где из звука и огня рождается светлый лик печали.

Игра - это театр, когда горькая капля течет по неподвижной щеке.

Игра - это веселие духа, вместо тягомотины будней.

Игра - это взгляд на вспышку радуги между небом и землей.

Игра – это лекарство от старения, гордыни и одиночества.

Игра - это обман, который стоит свеч.

Игра – это творчество, фантазия, полёт мысли и чувства одновременно.

Игра – это добрая, старая как мир, волшебная сказка о любви, в которой соль и мудрость жизни.

Игра – это сама Жизнь в её лучшем исполнении!..