Ладога часть 4

Владимир Петропавловский
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ БАТАЛЬОН
Часть четвертая.
Стальная магистраль.

     Железная дорога, которую проложили по болотам Синявинских торфоразработок, по своему характеру являлась зимней дорогой. В летних условиях построить такую дорогу было бы невозможно. Основанием для ж.д. пути служил верхний слой торфа, промерзший на небольшую глубину. Мы видели провалившиеся в болото наши танки, которые при наступлении пытались пройти в сторону Синявино. В некоторых местах наша трасса совпадала с насыпью узкоколейной дороги, построенной для торфоразработок до войны.
     Полосу под укладку пути вначале предстояло очистить от глубокого снега, деревьев и кустов. Вооружившись лопатами бойцы проделали в снегу глубокую траншею, которая впоследствии служила укрытием от обстрела.
     Согласно поступившему указанию Начальника Управления Военно-Восстановительных работ – УВВР-2,  генерал-директора Зубкова И.Г. подразделениям было приказано – укладку пути вести по расчищенному от снега грунту. Балластировку пути, ввиду отсутствия песка и щебня произвести утрамбованным снегом. Такое решение в моей практике было принято впервые. Вначале мы очень сомневались в возможности пропуска тяжелых поездов по такому пути. Но в действительности, этот метод себя оправдал, сыграв неоценимую роль в снабжении Ленинграда.
      Руководитель строительства №400 тов. Зубков И.Г. был человек большого ума, хорошо знающий строительное дело и имеющий огромный практический опыт в таком сложном деле как строительство метро. Своим трудом он принес неоценимую пользу блокадному городу и Ленинградскому фронту. Иногда он принимал такие смелые технические решения, на которые не каждый решится, при этом обладая незаурядными организаторскими способностями.  Постоянно, находясь на трассе, лично контролировал ход работ, внося коррективы по ходу выполнения задач. К тому же он был чутким, заботливым начальником и большой души человек. Преждевременная смерть на боевом посту вырвала его из наших рядов. Иван Георгиевич Зубков трагически погиб при аварии самолета У-2, осматривая железнодорожный участок  Лодейное Поле – Петрозаводск в 1944 г.
     Бывая ежедневно в ротах, я видел как воины работали самоотверженно. Настроение у всех было хорошее, все радовались наступлению Советских войск на фронтах под Москвой, Ростовым  и Ленинградом. Уверенность в нашей Победе стала крепче.
     Хорошо у нас была поставлена наглядная агитация. При переходах с места на место, подразделения вместе с оружием и инструментом, заботливо переносили плакаты, лозунги и газеты. На трассе был выставлен такой лозунг: «Нам выпала большая честь – построить железную дорогу, связывающую осажденный город со страной! Боец удвой, утрой свои усилия!». Каждый из нас знал, что для города значила железнодорожная линия с Большой землей.
     Как только вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении нагрудного знака «Отличник железнодорожных войск» - сразу на листах фанеры были сделаны изображения в красках нового почетного знака.
( далее две страницы отсутствуют, поэтому продолжение не совсем связано Прим. ИМЗ)
     Автомашины батальона были сильно изношены на кошмарных  фронтовых дорогах. Нужно сказать, что водители в автотранспортном взводе оказались настоящими бойцами и профессионалами своего дела. Командовал ими командир взвода лейтенант Лундин и помкомвзвода сержант Алехин, которые внесли свою посильную лепту в выполнении задач поставленных командованием.
     Следует вспомнить тракториста Истомина. Работал он на тракторе ЧТЗ-60, двигатель которого работал на бензине. Двигатель трактора «ел» бензин с огромным аппетитом. Поэтому его использовали только в исключительных случаях. Но на перевозке материалов по бездорожью он сыграл очень важную роль. К нему наши слесари пристроили самодельный отвал, почти как у настоящего бульдозера, и он отлично работал по расчистке дорог от снега и устройству зимних дорог для автомашин.
     Немаловажную роль сыграло правильное решение капитана Куликова. Он выделил для поддержания дорог в проезжем состоянии и оказании помощи застрявшим машинам специальную команду с инструментом. Люди этой команды хорошо знали дорогу и своевременно оказывали помощь шоферам.
     Работа транспортных подразделений наладилась, путейцы имели фронт работ, и весь путь был уложен за 11 суток. Не только наш батальон, но и все части закончили к установленному сроку свои участки «Дороги жизни». Путь от Поляны до моста через Неву был уложен и забалластирован снегом. Но мост еще был не готов.
     В это время в моей жизни произошло важное событие. Командира батальона подполковника Ефимова и меня срочно вызвали к командиру бригады. Начало смеркаться, мы сели на газик и поехали в штаб бригады, который находился в районе строительства моста через Неву у города Шлиссельбург. Нашли землянку командира бригады, вошли и представились полковнику Дебольскому Г.П. После непродолжительного разговора на общие темы, комбриг объявил нам приказ. Подполковник Ефимов В.И. назначен на другую работу с повышением, в управление штаба ЖДВ фронта, а мне приказано вступить в командование 40 отдельным восстановительным  ж.д. батальоном. Новое назначение я принял с радостью. Настало время взяться за самостоятельную работу. Коллектив части был отличный, его нельзя было не любить. Я почувствовал огромную ответственность за порученное дело. Сам я чувствовал, что имею некоторый опыт и знания, и с новой должностью справлюсь. Полковник Дебольский Г.П. дал ряд указаний и советов, нас отпустил.
     Вернулись мы тогда в батальон очень поздно. Возвращаясь в Липки, по дороге, пролегающей вдоль канала, попали под сильный артиллерийский обстрел. Проскочили мы это опасное место благополучно.

Бывший командир 40 овждб подполковник Табарчук А.М.
Февраль1968 г.

Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ сентябрь 2020 г. В.Петропавловский