Чувство вины

Аррдо
   Не столь уж частое чувство большой радости:  я, золотой медалист, поступил в ХГУ (Харьковский государственный университет) без экзаменов. А мой сосед только собирался сдавать экзамены в политехнический. Школу он кончил не ахти. При виде моего посветлевшего лица его осенило. Я иду сдавать вступительные экзамены под его именем — всего то! Нарушаю закон, в лучшем случае он скажет: «спасибо, молодец!», - а в случае провала я вылетаю из университета, довожу маму, привыкшую к мысли, что я студент, до инфаркта, на всю оставшуюся жизнь храню память о своей безмозглости и бесхарактерности, что, пожалуй, горше всего. К тому же у меня на роже всегда написано, что на уме. Ситуация, как в произведении А.С.Пушкина «Бова». Призрак подло убиенного короля является молодой девушке и просит её заменить в темнице сына, после чего «я скажу спасибо, Зоенька». После психологи-ческого давления, упрёков в трусости, в отсутствии сочувствия, даже совести, мучаясь угрызениями отсутствующей, но всё же мучающей совести, несмотря на чувство вины, я отказался. Пронесло.
   В созданном талантом Шолом Алейхема местечке Касриловка обитатели жили по правилу: не выдавать никому никакой  информации, болтовня должна быть абсолютно пустопорожней.  Никогда не следовал этому правилу, о чём и жалел не раз, если поблизости оказывался тот, кто не заслуживал ни малейшего доверия. Так я «разболтал» зануде однокласснику о неприятности, постигшей моего друга и о парторге ХГУ, который по доброте души его выручил. Когда Зануда попал в переплёт, поступив в военное училище, а потом, спохватившись, вылетев из него, преднаме-ренно заваливая экзамены, он вспомнил.  «Сведи меня с ним, я ему денег дам», - ныл, прилипнув ко мне, как банный лист. Переплёт был серьёзный - власть таких хитрецов не прощала, и Зануда оказался фактически с волчьим билетом. На этот раз совесть меня не мучила — дремала. Да и зануде не удалось внедрить в меня чувство вины. Иное дело случай на дороге.
   Много лет спустя в Израиле на дороге сзади меня атаковал дорожный аферист. В переулке с малой скоростью ехали всего два авто: моё впереди, его сзади. Он прижал меня к стоянке, заполненной перпендикулярно припаркованными машинами, и когда я остановился, стал криком повторять одну и ту же фразу: "Ты меня не видел! Ты меня не видел!". Я вышел, осмотрел машины и не заметил сколько-нибудь заметных повреждений. "Повреждения внутри",- вопил лжец, тыкая пальцем внутрь своего Мицубиси. "Внутри, внутри",- весело пищала его пятилетняя дочь. В свои тогда 70 лет я впервые столкнулся с профессиональным дорожным ворюгой и,не помня себя, подписал лживую писанину на иврите достаточно неразборчивым почерком. Не только
возрастом, стрессом, но и ловкостью мошенника могу объяснить полную утрату контроля над собой. Ему удалось внедрить в мой уже не молодой мозг чувство вины.
Мне показалось, что у меня отогнуто боковое зеркало, что из-за меня мог постра-дать ребёнок, что мне видеть авто сзади было удобнее, чем ему меня спереди.   
  Лишь недавно узнал, что тысячи лет тому мудрые китайские политики поняли, что захватить соседнее царство  можно без всякого кровопролития, если удастся внушить чувство вины  элите потенциальной жертвы. Вот тебе и Разъединённые Штаты Америки, вот тебе и полит-корректность, вдалбливаемая в головы граждан с детского сада до университетов включительно. Всего несколько процентов полезных идиотов, домини-рующих в системе образования, СМИ, наполовину захвативших конгресс, и атомной войны не надо, чтобы превратить оплот свободы и демократии в руины или в социалистический концентрационный лагерь, в сравнении с которым СССР покажется раем. Там хоть только для евреев была жёсткая сегрегация, а талантливых людей из подавляющего большинства граждан после окончания «классовой борьбы» уже не гнобили. Кроме, разумеется, работников идеологического фронта — те, конечно, обязаны были покорствовать власти и держать низкий профиль..