Глава 188. Латыши в войнах за Латвию и другие гос

Борис Жеглов
                Глава 188. Латыши в войнах за Латвию и другие государства

          Как отмечалось в предыдущей главе, независимость Латвии представителями местной интеллигенции была продекларирована в Риге в 1918 году во время оккупации Риги немецкими войсками фон дер Гольца. Представителей местной интеллигенции это не смущало, потому как они боролись за личную власть, которую им на этот момент предоставила Германия. Хотя  эта территория длительное время входила в состав Российской империи и до 1-й Мировой войны ни у кого на этот счет сомнений не было. Но эта война внесла много изменений в мировой порядок. Россия и Германия потеряли свое влияние в мире. Лидерами стали представители Антанты Великобритания и Франция. Представители нового государства Латвия воспользовались этой ситуацией и с помощью министра иностранных дел Великобритании лорда Бальфура закрепили свою объявленную независимость как государство, покоренное враждебной Англии Германией. Бальфур  после революций в феврале и октябре в России был озабочен изоляцией России и свобода Латвии его вполне устраивала.

          Устраивала она и новых правителей Латвии, которые активно делили власть в этой стране. Энергичный Карлис Улманис взял себе пост прнмьера, а не мнеее энергичный Зигфрид Мейеровиц получил пост министра иностранных дел. Мейеровицу с группой единомышленников в 1921 году удается сместить со своего поста премьера Улманиса и занять его пост до января 1924 года. Чтобы закрепить свои позиции, премьер Зигфрид Мейеровиц со товарищи организует в 1922 году избрание в Латвии первого президента Яниса Чаксте, а себе Мейеровиц организует  в 1924 году свадьбу с молодой и богатой предпринимательницей Кристиной Бакман и переезжает в ее квартиру.

          Латвия страна многонациональная, но в правительстве премьера Зигфрида Мейеровица ни одного русского. К тому же Мейеровиц кидает в массы лозунг «Латвия для латышей», который скоро начнет внедрять в жизнь энергичный Улманис. Кто из них причастен к уничтожению в 1925 году православной часовни на привокзальной площади Риги не известно. Зато хорошо известно, что 22 августа 1925 года на пустынной дороге в Тукумс внезапно и по очень непонятной причине в возрасте 37 лет погибает единственный в машине и крепкий человек Зигфрид Мейеровиц. Правда смерть Мейеровицу в 1925 году предсказал очень известный в Латвии ясновидящий Эйжен Финк (сын цыгана и немки). В предсказания Финка в Латвии верили многие, но часть жителей все же считала эту смерть божьей карой после уничтожения православной часовни.

          Улманис организовал Зигфриду Мейеровицу пышные похороны с большим количеством цветов и еврейской музыки. Трем детям от первой жены Мейеровица правительством выделялись большие суммы по 200 латов до их совершеннолетия. Между делом в это время 3 декабря 1925 года застрелилась, по версии полиции, в своей квартире новая молодая жена Зигфрида Мейеровица Кристина Бакман. Похороны молодых состоялись на престижном Лесном кладбище Риги 7 декабря 1925 года. У них общая могила и красивый памятник.

          На заседании Сейма 16 марта 1926 года с критикой Улманиса выступает латгальский депутат ксендз Трасун и уже 26 апреля он внезапно умирает. Хоронят его в Резекне. В 1927 году как-то внезапно умирает и первый президент Латвии Янис Чаксте. Похоронен он в красивой могиле на Лесном кладбище Риги. Перед смертью Чаксте в 1926 году его друзья и соратники решили наградить Чаксте боевым орденом Лачплесиса III степени, хотя президент в боевых действиях не участвовал.

          Зато храбро воевал за Латвию полковник русской императорской армии Фридрих Бриедис родом из Двинска (Даугавпилса). Русская фамилия Бриедис в Латвии никого не смущает, потому как Латгалия в Латвии территория специфическая. Офицер русской императорской армии после принятия в 1915 году Думой решения о создании военных батальонов добровольцев из латышей, командовал частями латышских стрелков. Воевал очень храбро и имеет много наград. Полный кавалер  военного ордена Лачплесиса. Единственный офицер русской императорской армии, которому в Риге в 1960 году установлен небольшой памятник - бюст красного гранита на улице его имени (скульптор Терпиловский, архитектор Плуксне) у 13 средней школы. Судьба этого героя была печальной. Когда немецкие войска захватывали в 1918 году Ригу, Бриедис вместе с полковником Гоппером участвовал в создании «батальонов смерти» в составе «Национального союза латышских воинов». С этим составом он перешел в Россию, где был в 1918 году схвачен своими соотечественниками и по указанию Яниса Петерса расстрелян. Конкурентов латыши не любили.
 До этого полковники латвийской армии Гоппер и Бангерский успели добраться до восточнх окраин России и повоевать в составе армии адмирала Колчака, о чем я писал раньше на проза.ру. У Колчака оба латышских полковника командовали латышскими частями и дослужились у него до генеральских званий. Сам  вице -  адмирал Колчак храбро воевал с немцами на Черном море и был послан Временным правительством, которое возглавлял знатный оратор и руководитель масонской ложи Александр Керенский, в служебную командировку в Великобританию и США для установления контактов с Временным правительством.

          Организовать эти контакты в полной мере в служебной командировке  Колчаку не удалось. К тому же его отвлекали новые контакты с интересной женщиной Анной Тимиревой, ради которой он бросил свою жену с детьми и на японском пароходе  отбыл из США. Надо полагать, Колчак знал, что делал. Или его разумом управляла любовь. роковой женщины, которая ради этой любви пошла за Колчаком в тюрьму.  На востоке России массами бурятской конницы командовали русские офицеры атаман Семенов и барон Унгерн. Противостоять этим конным отрядам было некому. К тому же этих белогвардейских офицеров императорской армии поддерживали вооруженные отряды японцев и не только. Пришлось Колчаку объединяться с представителями русской власти Сибири, которая решила использовать военный опыт  и звание Колчака и даже присвоила ему очередное воинское звание адмирал. И воглавил адмирал Колчак все вооруженные силы Сибири, хотя опыта ведения сухопутных сражений у адмирала Колчака не было.
    
          Пока два латышских полковника Гоппер и Бангерский бежали к Колчаку, Ригу заняли немецкие части генерала фон дер Гольца и представители латышской интеллигенции во время немецкой оккупации успели продекларировать  свою независимость. Генерал Гольц на это не возражал. К тому же в Германии у Вильгельма II, очевидно по примеру России, произошла революция. Генерал Гольц в сквере на улице Бривибас (Свободы) у  здания Верховного суда приказал поставить деревянный памятник немецкому солдату. В здании православного Христорождественского собора немецким солдатам был организован военный госпиталь. Новые независимые хозяева Риги Карлис Улманис и Зигфрид Мейеровиц не возражали. Оба руководителя Латвии православными не были. Не возражал и формальный хозяин храма архиепископ Иоанн (Поммер), который тихо сидел в холодной подвальной келье под портретом патриарха Тихона.

          С территории оккупированной Латвии бежали не все полковники.  О храбром  полковнике  российской императорской армии  родом из Двинска Фридрихе Бриедисе кавалере всех  орденов Лачплесиса я уже писал. Храбро воевал на Восточном фронте и полковник Вациетис со своими латышскими стрелками. Он обеспечил организованное отступление войск 12 российской армии при наступлении немцев и позже со своими стрелками ушел в Россию и стал командиром первой советской дивизии. Латышские стрелки Вациетиса сыграли  большую роль в Октябрьской революции в России. Возглавил эту революцию прибывший из Германии в спецвагоне В.И.Ленин со своей женой Надеждой Крупской и любимой женщиной Инесой Арманд. Из США в бурлящую Россию спешил со своими соратниками Лев Троцкий и через Японию из США спешил в Россию Александр Колчак.  Всех в России ждала власть и любимые женщины.

          В северной столице уже было свергнуто Временное правительство Керенского и Российский император Николай Ii добровольно-принудительно отрекся от власти.  Власть у Керенского в столице принял Лев Троцкий. Власть у Николая II без обсуждения принял В.И.Ленин, а адмирал Александр Колчак стал Верховным правителем России, но далеко от столицы. Своей столицей в 1919 году адмирал Колчак сделал крупный сибирский город Омск, в котором мой отец в 1942 году собирал с рабочими бригадами танки Т-34 и на одном из них в 1942 году он отправился механиком – водителем в Сталинград. Как говорят знающие люди, получить власть трудно, но еще труднее ее удержать. Решением этих проблем в России занимались Ленин, Троцкий, Сталин и Колчак.

          Очень большие трудности сохранения своей власти претерпевал адмирал Колчак. В 1919 году в Сибири гуляла частушка : «Мундир английский, погон французский, табак апонский, правитель омский,» Частушки это такой вид народного творчества, который держится долго. К тому же моряки отметили такие предметы гардероба, которые моряки никогда не носят. Среди них хромовые сапоги, галифе, которые флотские адмиралы никогда не носят. Французский генерал Морис Жанен предложил Колчаку отдать царский золотой запас под международную опеку и гарантию, но Колчак в этом случае повел себя как русский патриот и заявил : «Я вам не верю. Золото скорее отдам большевикам, чем передам союзникам.» Конечно после этого Колчак попал в тюрьму и протоколы его допросов печатали и за границей : Берлин 1923, Ленинград 1925. С некоторыми из этих протоколов меня знакомил один из моих друзей по училищу. Протоколы вели четыре члена суда : два меньшевика – интернационалиста, и два левых эсера. Эти члены суда отмечают, что хорошим управленцем на своем большом посту Колчак не был. Да и времени на это ему было отпущено мало. Всем в России управляла революция.

          На берегу реки Ушаковки при ее впадении в Ангару Колчак решением суда был 7 февраля 1920 года расстрелян и утоплен в проруби. Смерть Колчак принял мужественно. В 1999 году суд Забайкальского военного округа вынес определение : военный преступник Колчак реабилитации не подлежит. Не прошло и пяти лет, как у Знаменского монастыря под Иркутском поставлена пятиметровая скульптура Колчака кованной меди, скульптор Вячеслав Клыков. Опрос иркутян показал, что 55%  за установку скульптуры и 45% - против. Когда в Москве в 2008 году после показа красивого фильма «Адмирал» с Хабенским в главной роли установили мемориальную доску, то она была разбита вдребезги. Память у всех разная. Меня в это время больше интересовал адмирал Кузнецов и я был рад, когда инициативой флотских офицеров в 2008 году в Севастополе был поставлен бронзовый памятник – бюст. Анна Васильевна Тимирева надолго пережила Колчака. Умерла 31 января 1975 года и похоронена на Ваганьковском кладбище Москвы.

          А в Риге перед  Второй мировой войной боролись за власть и деньги Карлис Улманис и Зигфрид Мейеровиц. Улманис, чтобы не рисковать , 15 мая 1934 года совершил военный государственный переворот  с помощью армии и  айсаргов. Похоже пришли к власти Сметона в Литве и Пятс в Эстонии. Улманиса в это время, как писал известный рижский журналист и историк Эдгар Дундорфс, очень интересовали деньги. Мейеровиц в 1925 году погибает, но на верфях Франции для Латвии спущены на воду две подводные лодки и часть денег этого военного заказа успел получить (распилить) Мейеровиц. Улманису остается только поделить власть и деньги с новым официально избранным президентом Албертом Квесисом. Квесис занимает президентский дворец в Риге, а Улманис красивый дворец в Елгаве.

          Скоро Ригу занимают латышские стрелки Петериса Стучки и Улманису приходится бежать в Лиепаю . под защиту немецких войск генерала Гольца. Сопровождает Улманиса выпускник Иркутского военного училища Оскар Калпакс из состава сибирских частей, которого Улманис назначает командующим своей армией. Армия эта состоит из двухсот рижских студентов. В Лиепае немцы развооружают эту команду и определяют ее в немецкий ландесвер, где офицер Калпакс становится командиром сбродного батальона ландесвера из 600 человек. Улманис прячется на английском пароходе, стоявшем на рейде Лиепаи. Генерал Гольц собирает немецкие войска и части ланде5свера и решает отбить у красных стрелков Стучки Ригу. В наступлении участвуют немецкие части и батальон ландесвера под командованием Оскара Калпакса. Темным утром 3 января 1919 года возникает случайная перестрелка солдат немецкого подразделения под командой офицера Борха и солдат батальона ландесвера под командой Оскара Калпакса.  Пули – дуры в этой суматохе находят свои жертвы : немецкого офицера Борха и сибирского стрелка латышского офицера Калпака.

          На Северном кладбище Лиепаи 3 марта 1919 года генерал Гольц и президент Улманис хоронят своих офицеров, а Улманис делает Оскара Калпакса героем Латвии. Калпаксу не удалось повоевать с латышскими стрелками ни одного дня, но президенту Латвии лучше знать, кто у него герой. Тем более, что Латвия стоит на пороге мировой войны.

          В этой обстановке Сталин просит у диктаторов трех балтийских стран за деньги разрешить строительство на их территориях военных баз против наступления немцев. Такое разрешение было получено и базы военные строители начали строить. К этому времени и тревожной обстановке жители этих республик решили вступить в состав СССР. Карлис Улманис обратился к населению с призывом сохранять спокойствие и всем оставаться на местах. В этой обстановке хитрый Сметона успел с деньгами убежать в США, где купил дом, но дом сгорел.  Пятс не захотел входить в СССР и был посажен в тюрьму. Улманиса, который сдал Латвию СССР без стрельбы, Сталин решил спрятать от наступающих немецких войск, как ценного кадра. Приказы Сталина выполнялись четко и было решено спрятать Улманиса на другом берегу Каспийского моря в городе Красноводске. Местные власти решили надежно спрятать объект в месте, где был кирпичный забор и таким местом оказалась здание тюрьмы, где Улманису выделили одноместную камеру. Когда я после окончания училища служил в морских пограничниках в Баку, то приходилось посещать ЗКП дивизиона в Красноводске. Жара там стояла страшная даже для меня.

          Поэтому нет ничего удивительного, что пожилой и грузный человек в такой обстановке умер естественной смертью 20 сентября 1942 год. Бежавшая после войны с родителями в Канаду моя ровесница Вайра Вике Фрейберга  стала в Латвии президентом и в 2003 году поставила в Риге памятник Карлису Улманису. Жаль, что никто из послевоенных правителей Латвии не нашел денег на установку памятника геройскому сыну первого президента Латвии Константину Чаксте. Зато эти правители Латвии в 1995 году 16 марта на мемориальном братском кладбище у Матери – Латвии закопали привезенный из Германии  труп группенфюрера СС  Рудольфа Бангерскиса. Чтобы жители Риги не забывали Латышский легион СС.