Характер

Лев Кубышкин
Характер.               
Ответственный  за пуск   знакомясь  с показаниями  приборов,  попрекнул вахту:  «Зачем разожглись без меня?».   Блок  растапливался после ремонта, операция   в принципе  обычная, но проверить надо,
                - Начальник смены скомандовал,  ну и процесс  подошёл, хотелось побольше  сделать, да  всё нормально, разве вот прибор  глючит,  давление в промперегреве показывает шестьдесят  килограмм,   врёт  конечно  - доложил  машинист блока.
«Пускающий»  вызвал показания  на панель – действительно шестьдесят атмосфер. Бред полнейший, здесь  при полной  нагрузке  больше сорока не  бывает, да и предохранительные клапана настроены на сорок  три атмосферы. Но помнились  слова, ныне уже  покойного  киповца  Коли: «Приборам  надо верить». Как он страстно  кричал на машиниста блока тогда:
                - А ты верь прибору! Верь!-
И в той ситуации он оказался прав.  Старший  блока  доложил:
                -Киповцам  сообщили, но  они  не придут,  пересменка.
Появился помощник начальника смены, принимающей  вахты, старший машинист цеха  Павлыч. Человек он был солидный  уже за пятьдесят, обласканный руководством, усеянный  всяческими наградами.  К такому типу людей  «пускающий» относился с предубеждением, ну не может один  другого в десятки  раз лучше работать,  количество орденов и медалей, как правило,  соответствовало степени приближенности к руководству.
                -Павлыч, ты знаешь, что давление в проме  прибор показывает  шестьдесят килограмм?
Старший  цеха  посмотрел на шкалу:
                - Да шестьдесят с лишним, чепуха  какая то, может прибор врёт? Сейчас я сбегаю на двадцать пятую отметку,  там   стоит технический  манометр  прямо на трубе, гляну.
                -Давай Павлыч.
Старший машист цеха лентяем не был, быстро преодолел шестнадцать метров вверх, вернулся  запыхавшись на блочный  и выдал.
                -Там тоже  шестьдесят!
«Пускающий»   почувствовал как в животе  разлился  холод  словно кишки поместили в морозильную камеру,  стало страшно, шестьдесят  это больше пробного давления. Как-то готовя программу  для гидравлических  испытаний, прочитал  в правилах, что срок жизни металла при  пробном давлении восемь часов, прикинул  на  сто  пятьдесят  лет хватит, но при  увеличение давления  время  быстро  уменьшается  до нуля. Где ситуация находиться сейчас неясно.
                -Павлыч! А  предохранительные  клапана, чего не сработали!
                -Они заклинены,  там ремонтные   упоры  остались после гидравлики. Снять забыли.
 Значит, дренажи тоже закрыты,  замкнутый объём  воды  разогрет  и готов рвануть в любую  минуту.
                -Давай  обходчиков  посылай дренажи  дренажи  прома  на котле открыть и дренажи  перед  паровыми задвижками.
Поступило предложение погасить котел. Ответственный  за пуск отверг это решение- металл  уже взял тепло и  все равно будет его отдавать воде, а время всвязи с операциями по останову потеряеться.
 Обходчики умчались. Послали мужиков не сказав  правды, если рванёт   они и почувствовать не успеют, нехорошо как-то, хотя  и здесь на блочном, вряд  ли кому посчастливится. И соседнему блочному тоже достанется.
              Лет  пятнадцать назад  оторвало  дренаж с того  же  промперегрева, трубочку диаметром  двадцать   миллиметров, давление было всего десять килограмм, а паром заволокло турбинный зал в районе двух блоков.  Все тогда крепко испугались, каждый предполагал  что хотел. Обходчик   соседней  турбины, так  рванул от распускающегося  облака,  чего от его тучной фигуры трудно было ожидать. Позже  «Граф», такая кличка у него  была  из-за  телосложения, объяснил, что он  уже был в подобной  аварии, на  предыдущей электростанции,  там  погибло  несколько человек  в момент  разрыва  коллектора   с давлением  тринадцать  атмосфер, ему тогда повезло за сатуратором  спрятался  да и далеко было. Поучаствовал  в   очистке стен от  органических остатков, с  тех  пор и боиться.
   Глянули на давление - все те  же шестьдесят килограмм, да это уже пар.
            - Павлыч, давай главные паровые подрывать.
            - Электросхему  будем  заказывать?
            -Нет, это слишком долго, подорвём вручную ты, я и обходчик, попеременно.
            -А если цилиндр среднего давления  захолодим?
           - Нет не   захолодим.
Сначала обходчик, стоя на паропроводе, крутил маховик ручного привода на открытие, затем старший  до изнеможения,  попытку ответственного за пуск поучаствовать,  Павлыч отверг словами:
    - Мы тут вдвоём справимся, а ты давай руководи.
Сначала пошел тонкий свист, затем шум, потом резкий гул, это  оживала приоткрываемая  арматура.  Сколько в самый раз? А бог его знает.  Пускающий  поднял скрещённые руки над головой и крикнул:
         - Хорош! Я на блочный, а вы с правой стороны сделайте так же!
Он стоял и смотрел на шкалу давления, стрелка не двигалась никуда, в животе работала морозилка. Рядом появился  старший  цеха:
       -Подорвали  и вторую.
Стрелка дрогнула и  невыносимо медленно  поползла  на  «меньше». Оставалось  ждать  какое время победит, то которое контролирует жизнь металла,  или то которое снижает давление  в паропроводе. Минут за пятнадцать  давление снизилось до двадцати  атмосфер. Температура металла цилиндра среднего давления практически  не тронулась, если не знать, что происходило то и внимания не обратишь.  Далее операции по пуску  блока  шли в штатном режиме. Под  утро  Павлыч спросил:
              - Чего докладывать будем?
              -Ничего не будем. Если доложим, то за это за всё нас же и   затопчут.
              -Почему?
              -Фамилия  начальника предыдущей смены как тебе красивая?
             -Ну да.
             -Ну вот.  И организуй  запись в журнале дефектов,  что бы сняли ремонтные  упоры с предохранительных клапанов. 
Ещё не было и семи, а журнал дефектов  уже читал заместитель начальника цеха по ремонту турбинного отделения,  ответственный  за пуск   наблюдал за ним.  Вдруг  плечи  ремонтника  дёрнулись и, воровато оглянувшись, не видит ли кто его реакции, он резко удалился. Явно побежал  к проходной набирать слесарей  для съёма упоров. Чувствует свой косяк.
Всё заканчивалось, внутренности уже не мёрзли. Подумалось, что если бы была у него такая возможность, то он бы  удвоил награды  Павлыча и снова наградил бы его. С того дня  началась дружба между коллегами.
К  понедельнику  в журнале дефектов появилась запись  парение из - под изоляции в районе ППГ- Б . Бывший «Пускающий» пошел  поглядеть. Изоляция была уже снята. В зоне термического влияния сварного шва, новой  задвижки,  было три свища. Это наводило  на мысль, что металл промперегрева  свои   сто  пятьдесят лет  уже отработал.  На выходные дни блок остановили и за  двои суток, работая в три смены, заменили  арматуру,  металл  коих, по результатам  обследования  дефектоскопистов  оказался разрушенным. В  дальнейшем заменили весь промперегрев.
Прошло несколько лет, как-то в случайном разговоре  « пускающего» и  ремонтника, читавшего утром журнал дефектов, вспомнился  тот случай. Ремонтник, узнав историю давнишнего  пуска, заахал:   
                -  А мы то, не  могли понять,  в чем дело? Вызвали  металлоедов  те просветили  шов и   задвижку  и определились, что  метал труха. Сначала на завод грешили, старую арматуру подсунули, но  акты входного контроля показывали  норму. Чего  же  вы  натворили!
        А вы чего ремонтные   упоры не сняли после гидравлики?  А где арматуру взяли для замены? Старую поставили? Так что помалкивай.
         2020год
         Кубышкин Л Б