Сом

Вячеслав Дорошенко
Рыбный рынок Таганрога стал совсем маленьким. Так, три неполных торговых ряда на открытом воздухе и  несколько грузовичков с небольшими цистернами, ровным строем стоящие позади молочного павильона. В былые времена здесь были просто горы рыбы. Стерлядочка - осетриночка, сула с подсулками,  да какое там "лещики" - " лещары" с руку величиной, а бычок вообще не рыба! Отдать котам только в знак крайнего презрения!
Сегодня я хотел купить пеленгаса, но где он - пеленгас тот... Прудовой зеркальный карп, толстолоб, сазан и все! "Алес-капут!". В железных корытах тушки навалены кучкой. Нет нынче рыбы в Таганроге! Нету! " Сазанчика цимлянского не желаете?". Тьфу! "Цимлянского..." Таганрогской рыбы хочу!  Вот "товарищ" с "трудовой мозолью" в семейных трусах, выдаваемых за рабочие бриджи,  майке - алкоголичке некогда бирюзового цвета и в крайне засаленом  рабочем фартуке синими резиновыми перчатками рыбу по пакетам рассовывает. Синие пакетики... В прежние времена весь рынок поднял бы его на смех - разве может эта тонюсенькая плёночка выдержать вес нормальной рыбы? А нынче - в самый раз! Продукт, выкорменный комбикормом и всякими биодобовками, отлично умещается в паре таких пакетов...
Мощный шлепок хвоста по жестяному дну таза и куча брызг перед глазами заставили меня поморщиться. Терпеть не могу пятна на очках! Это два мощных черных сома извиваются в жестяном тазу и хвостами бьют. Та-а-ак! Раз пеленгаса нет, значит подойдут и сомы! Вы сами сделали выбор за меня, демоны черные! Будете шипеть в масле на моей сковородке!
- Извините, можно мне вот эту пару сомов?
- Конечно! Сейчас! - проявляя неожиданную сноровку торговец подхватил за жабры рыбину килограмма на два. Сом вытянулся в струнку, получил два мощных удара ржавым гаечным ключом по голове в аккурат там, где она соединяется со спиной, и отправился в синий полиэтиленовый пакет. Когда торговец потянулся за вторым, грязно выругался - сом совершенно не хотел даваться в руки. После короткой борьбы извивающаяся рыбина была поймана и посажена "на кукан". Однако борьба на этом не закончилась. Попытка оглушить его тем же ключом окончилась неудачей - удар пришелся вскользь и угодил продавцу по руке,  согнутой в локте. Тот еще раз прошипел что-то матерное и швырнул его в пакет - и так сдохнет на жаре! Ну его к чёрту!
 Ох и потянули сомики на восемьсот рублей. Да и ладно. Теперь все дорого. Зато крупные, по нашим меркам, рыбки. Оно того стоит.
Телефон! Звонит! Как не во время! Вот проклятие современности! Руки заняты, а попробуй не ответь - все! Пропал! Весь вечер придется слушать богатый спектр невероятных версий  игнорирования звонка. Неожиданно и познавательно, но утомительно! Лучше ответить.
- Алло!
- Ты где ходишь? Тут такие помидоры!
- Подожди ты со своими помидорами! Я тут рыбу купил, а теперь Олегу подарок надо найти.
- А ты выбрал уже? Где?
- Ты меня видишь?
- Да!
- За мной!
Получив сдачу и ухватив пакет с рыбой, я рванул в соседний ряд, где торгют всякой бытовой мелочёвкой от шумовок  до стеклянных двадцатилитровых бутылей и самогонных аппаратов. Нужно ли долго выбирать подарок закоренелому грибнику? Нет, конечно! Современная стеклянная  бутыль заменяет былой дубовый бочонок для солений, с большой натяжкой, конечно, но все же! Света на лету схватила ход моих мыслей. Когда мы начали отсчитывать деньги, внезапно зашелестел пакет внизу. Жена ойкнула от неожиданности.
- Это что? Сом? Он что, живой?
- Да. Не волнуйся, на такой жаре до машины не успеем дойти, он уснет! Один уже затих, а второй - вот-вот... Пойдем за твоими помидорами  "Мохитос".
Я взял пакет в другую руку, чтобы этот неуемный сом не смущал жену своей активностью.
Выбор помидоров - дело ответственное. Можно такие выбрать, что и есть не захочешь! Оценить вкус красного "шарика с пупыркой" по внешнему виду может только опытный таганрожец. Вот моя жена без ошибки находит самые вкусные томаты на всем рынке, причем за разумные деньги!
- Подскажите, что за сорт?
- А кто его знает... Петрушанские! А вам каких?
- Мохитос нужны! - крупный томат сразу оказался в руках у Светы. Внимательный взгляд, казалось, насквозь прошил этот овощ. Его запах она изучала также внимательно, как сомелье оценивает аромат вина.
- А, так это ж они! Глянь, какие вкусные! И пахнут ...- торговка окуда-то из под прилавка извлекла образцово-показательный экземпляр.
- Нет, это не мохитос! Хвостиков нет! - ага, понятно, вердикт вынесен и обжалованию не подлежит! Уж я то знаю!
- Тю! Да ты попробуй, какие вкусные, зачем тебе какой-то хвостик! Вот! Вот, смотри с хвостиком есть! - последняя отчаянная попытка сбыть хоть немного товара.
- Нет, не то! - безапеляционно заявила жена.
Мы двинулись дальше через толпу покупателей и продавцов. Все было бы хорошо, но пакет с рыбой..... Сом постоянно извивался, цепляясь за все, что только можно. Его не останавливала ни жара, ни постоянные тычки. Куда его денешь? Раз купил, значит тащи!
- Света, давай ты со всеми продуктами пойдёшь в машину, а я с этим нервным сомом пойду запчасти для рабочей установки куплю.
- Иди скорее, дел полно, да и рыбку надо успеть пожарить до того, как она начнет тухнуть...
Стоило только жене отойти, как я почувствовал, что пакет перекосило. Глядь, а сомья морда прорвала, наконец, голубенький полиэтилен и торчит наружу, изучает обстановку. Что с ним делать на жаре  посреди толчеи? Быстренько приобрел еще один пакет и завязал дыру на старом узлом. Некогда распотякивать, дел по горло!
Бегом, бегом через толпу! Вот уже и нужный выход из рынка. Цыганки расположились - кто зеленью, а кто - контрафактными сигаретами торгует.
- Молодой человек, сигареты, сигареты бери! - старая цыганка чуть ли не за руку меня схватила. Вот уж сервис, так сервис - не захочешь курить - заставят!
- Нет спасибо, не надо!
Удивительный народ, эти цыгане. Как они ухитряются сохранить свою самобытность? Тут вон Старый Вокзал горожане сохранить не могут, хотя ему всего - то  чуть больше ста пятидесяти лет. В городе за прошедшие столетия столько всякого народу перемешалось, а они ухитряются особняком держаться... Задумавшись, я чуть старушку не сбил с ног. Она мне клюшкой своей погрозила, дескать, смотри, куда прешь! Правильно, нечего философствовать! Давай, переставляй ноги, торопись в магазин радиодеталей!
Заскочив в прохладное полутемное помещение я бросил пакет на плиточный пол и взглядом стал искать продавца. Но на стойке только обьявление: "Ушел на двадцать минут" и кругленький электронный таймер, родом годов из девяностых, аккуратно закрепленный на уголке объявления - уже отсчитал половину срока. Нигде больше такого отношения к клиенту я не видел, только в этом "Нео" на Гоголевском...
- Ой, молодой человек, смотрите, убегает! - продавщица из соседнего отдела пальцем указала на сома, выскользнувшего из раскрытого пакета.
- Да что-ж ты неуемный! затихни уже! - подумал я завязывая ручки пакета над беглецом.
Приятно, когда к тебе относятся уважительно. Продавец появился раньше заявленного срока, помог подобрать необходимые комплектующие и вежливо попрощался со мной прежде, чем занялся следующим покупателем.
Движение в  пакете не прекращалось. Сом, осознав непрочность полиэтилена, прибегнул к проверенной тактике, вскоре прорвал пакет и выскользнул из него, когда я был уже на середине проезжей части Гоголевского переулка. Кое-как я дотащил этих негодяев до машины и плюхнул в багажник.Тут все же попрохладнее, да и дерганий его не слышно.
В машине жена раскрыла окна - жарко! Места для парковки возле нашего рынка нет. Вот раньше, до революции. можно было коней на коновязи оставить там, где сейчас пригородная автостанция, а нынче - поди попробуй! И машин много, и места мало, и знаки везде. Вот и приходится на солнышке париться.
Субботний день напряженный. Хочется успеть побольше, чтобы в воскресенье иметь больше времени на отдых. Поэтому прибыв с рынка домой даже покупки разбирать не стали. Забросили рыбу в холодную темную ванну и обратно в машину - дел-то полно!
Не было нас где-то часов шесть. Потом - пока покупки разобрали, пока покушали, "туда, сюда", часов семь прошло. Самое время рыбку пожарить. Как же я удивился, но этот противный сом был еще жив и сопротивлялся. Его коллега по несчастью уже давно окоченел, а этот - все еще за жизнь борется!
Дрогнуло мое сердце. Даже у меня нет столько "воли к победе". Да и у остальных людей попробуй отыскать такую волю к жизни. Очень редкое явление!  Понятно, что рыба, проведя столько времени на воздухе, уже не будет жить, но не отметить такую силу духа как-то неправильно.
Я принял решение. Набрал ему ванну воды. Он встрепенулся. Видимо сил проявить бурную радость уже не осталось. Но он победил!  Вот она - такая долгожданная, такая спасительная вода. Он тихо покачивался на дне ванны, пока я жарил вторую рыбу.
Затем я снова погрузил его в пакет, сел в машину и приехал на Меленьтьевский мост. Там, под ним с бережка отправил измотанного сома в Миус. Иди! Ты победил! И пусть ты уже не выживешь, но последним, что ты увидишь, будет не банка со специями и нож, а родная мутная вода и ил на дне. Умирая, ты будешь чувствовать не кухонный чад пережареного масла, а запах тины. Ты смог изменить то, что изменить невозможно, а значит. если придет мой черед, то и я смогу! Конечно смогу! Ведь я же не какой-то там сом!