Седьмое чувство

Зуев Андрей Яковлевич
ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

       Эмо;ция (от лат.emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции, как и многие другие психические явления, понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. – Википедия.
 
       Мною не случайно дано определение эмоции и пояснение к нему, взятое из википедии. Дело в том, что в понятиях «эмоции» и «чувства», которые рассматриваются многими авторами, царит полная неразбериха. Есть множество мнений, но очень мало статей, возвышающих мнение до знания. Без научно обоснованного знания невозможно организовать ни тренинг личностного роста, ни научить основам психологической саморегуляции. Сделаю попытку привести в систему информацию, которая в изобилии имеется в интернете. Всегда нужно дисциплинировать сознание, наводя порядок в голове.

       Об эмоции скажу просто: эмоция – элементарная оценочная реакция.  Эмоции выражаются двумя «полюсами» оценочных отношений – удовольствие (хорошо) и неудовольствие (плохо). Поэтому мы говорим о положительных (позитивных) и отрицательных (негативных) эмоциях. В основе эмоции находится простой психофизиологический рефлекс, который академик И.П. Павлов называл ориентировочным.

        Рефлекс «что такое?» универсален для всех живых существ с развитым мозгом. Главным биологическим назначением его является значительный выигрыш во времени при запуске общего адаптационного синдрома, который возникает в моментальной реакции приспособительного ответа на изменение внешней среды. От скорости такой реакции зависит жизнеспособность и, иногда, выживаемость животного (человека).

        Эмоция – связующее звено между физиологическими и психическими феноменами. Воздействовать на эмоции можно только опосредовано, через субъективно управляемые физиологические и психические процессы. Эмоции не поддаются непосредственному волевому контролю. К психическим процессам относятся ощущение, восприятие, представление, мышление, память. Некоторые из них, в значительной степени, могут быть произвольными психическими актами, к примеру, память и мышление, суставно-мышечное чувство, связанное с ощущением напряжения и расслабления. Каждый из них в составе психоэмоционального чувства сопровождается либо положительными, либо отрицательными эмоциями.
 
       Говоря о чувствах, не следует забывать о их материально–физиологической основе – органах чувств. В средней школе ученикам авторитетно объясняют наличие у человека пяти органов чувств (анализаторов): зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. В медицинском институте нам сказали: «Забудьте всё, чему вас учили в школе». Существуют и другие органы чувств, о которых учителя не знают. К ним относится, к примеру, суставно-мышечное чувство (шестое), без которого никак нельзя сохранить физическое равновесие. Без него были бы невозможными ни художественная, ни спортивная гимнастика, ни танцевальное, ни цирковое искусство, ни прямохождение.

       У человека и высших животных есть ещё одно (седьмое) – психоэмоциональное чувство, которое объединяет эмоции и все психические процессы в единое функциональное целое, обеспечивая здоровому, нормальному человеку высокий жизненный тонус, психический комфорт и душевное равновесие. Благодаря сознанию и мышлению с помощью понятий люди в той или иной степени способны анализировать свои сложные душевные состояния и переживания, что и называется психоанализом. Сами слова, которые отражают психические состояния, сопровождаемые эмоциональными ощущениями, не являются чувствами, а существуют как понятия.

        Слова: радость, восторг, злость или зависть – это не эмоции, не чувства, а понятия, которые через сознание и мышление рефлекторно-ассоциативно, то есть физиологически, фиксируют связь эмоций с прочими ощущениями и психическими процессами, благодаря чему эмоциональные состояния становятся управляемыми, а культура эмоционального реагирования - результатом развитой способности к чётким оценкам и суждениям. С практической точки зрения очень важно осознавать глубокую связь понятий, выражаемых словами, с эмоциями и эмоциональными состояниями.

       Слово, с учётом такой связи, уже само по себе может порождать и запускать эмоции, приобретая значение мощного физиологического и лечебного фактора. Встречаются люди с хорошо развитым психоэмоциональным чувством, способные не только к психоанализу, но и психосинтезу. Сложные понятия, отражающие психические процессы и, в свою очередь, порождающие их, необходимо анализировать и синтезировать одновременно. Так достигается душевный покой и эмоциональное равновесие как результат психологической саморегуляции – естественному состоянию хорошо организованной психики.

       Психоэмоциональное чувство (ощущение) возникает в соответствующем органе – мозге с его интегративной функцией, сводящей воедино все прочие ощущения и психические процессы. Главная работа, которую непрерывно выполняет мозг, - интегративная, то есть обобщающе-руководящая. В таком смысле этот орган чувства включает в себя все другие органы чувств, анализируя и придавая эмоциональную окраску всему огромному объему информации, поступающей от них. Таким образом всякое слово-понятие содержит в себе эмоциональный компонент. Эмоции, чувства и разум (мышление) правильно считать моментами единого целого – психоэмоционального чувства.

       Органы чувств и результат их деятельности – не одно и то же. Органы чувств, содержащие в себе периферический и центральный анализаторы, являются биологическими материальными объектами, а психические процессы – материальными феноменами – высшей формой движения биологической (в животном мире) и социальной материи, но сами по себе они не материальны. Таким образом, психоэмоциональное чувство существует как физиологический орган с множественной, разнообразной рецепторной системой, центральным анализатором, и как внутреннее психоэмоциональное ощущение (чувство).
 
        Далеко не все из бесконечно большого количества психоэмоциональных переживаний имеют своё обозначение в понятийном аппарате конкретного человека. По этой причине многим людям, у которых отсутствует необходимый словарный запас, бывает непросто выразить свои чувства и разобраться во внутренних эмоциональных ощущениях. Понятия, отражающие психические переживания, обозначаются и выражаются словами. Они нужны для анализа эмоциональных состояний и, следовательно, приобретения психоэмоционального опыта в результате их синтеза.

       Неспособность человека к такой внутренней работе в психиатрии и психологии обозначается специальным термином – алекситимия.  Алекситимия (в психологии и психотерапии) – отсутствие слов для выражения понятий, обозначающих (отражающих) эмоции и чувства, иначе говоря, эмоциональная (эмоционально-чувственная) безграмотность. Понять, значит, уметь выразить в понятиях. «Понятие – это бытие, через которое просвечивает сущность» - Г.В.Ф. Гегель. «Понятие – высший продукт мозга высшего продукта материи» - В.И. Ленин.

       Алекситимия, будучи сама по себе большой проблемой каждого пятого взрослого человека (тем более, ребёнка), порождает большое количество нежелательных последствий, к примеру:

1. Затруднения в различении и описании телесных ощущений. По этой причине возникают сложности в общении-вообще и врача с пациентом, в частности. Иногда приходится быть свидетелем того, как врач на приёме, собирая анамнез (информацию для клинического диагноза) жизни и болезни, устраивает настоящую пытку больному человеку с алеситимией, с большим трудом «выжимая» из него необходимые сведения. В процессе этой обязательной процедуры такие люди нервничают, сердятся на врача и, даже, конфликтуют с ним.

2. Предрасположенность к возникновению психосоматических заболеваний – болезней тела, обусловленных психоэмоциональными переживаниями и состояниями. К ним, для примера, можно отнести модную, в своё время, вегетососудистую дистонию, гипертонию, язву желудка и 12- перстной кишки, невротические расстройства, кожные болезни и множество прочих патологических состояний тела, обостряющихся при воздействии дистресса. У каждого человека свои, индивидуальные, особенные приспособительные возможности, проявляющиеся в механизме стрессоустойчивости. Всё как в пословице: «Где тонко, там и рвётся».

3. Возникновение эмоциональных расстройств, укладывающихся в понятие нормы, либо выходящих за её пределы. К ним можно отнести состояния физиологического и патологического аффектов, переживания страсти – длительного психоэмоционального феномена, сопровождающего естественные или навязанные обществом (искусственные) влечения (потребности). Они же возникают при алкоголизме, наркомании и других зависимостях.

4. Появление ограничений в интеллектуальном развитии, главным образом, в механизме тонких его настроек. Такие люди недостаточно хорошо разбираются в своих чувствах и переживаниях и, следовательно, неправильно оценивают психоэмоциональные состояния других людей, проявляя слабую эмпатию – способность к сопереживанию. Это главная причина душевной «чёрствости». Они часто путают смысл слов и содержание понятий, к примеру, «тревожность» понимают, как нежность или заботливость.

5. Недостаточно развитая способность психологической саморегуляции. Психоэмоциональные ощущения при алекситимии, не то чтобы вытесняются из сознания, а не попадают в него из-за отсутствия в сознании слов и понятий для их обозначения, что затрудняет или делает невозможным и анализ, и синтез чувственного переживания. По этой причине не осознаётся механизм возникновения эмоциональных ощущений. При этом накапливается напряжение и тревожность. Нередко это обстоятельство побуждает к употреблению алкоголя, наркотиков и психотропных препаратов.

6. Непредсказуемость эмоционально-чувственных реакций, что выражается эмоциональной неустойчивостью (лабильностью) эмоций.

7. Возникновение сложностей и препятствий для профессиональной успешности у работников социальных специальностей.

8. Снижение психологической устойчивости (фрустрационной толерантности) к экстремальным событиям (стрессовым ситуациям).

       Алекситимия – одна из форм функционального нарушения мыслительного процесса, обусловленная несовершенством понятийного аппарата инфантильного человека. Есть и другая форма искажения мышления, связанная с отсутствием способности к отвлечению от непосредственных ощущений, то есть к абстрактному мышлению, - конкретинизм. Конкретинизм – также один из вариантов нарушения познавательно-мыслительного процесса из-за слаборазвитого понятийного механизма. Незрелое сознание не обладает необходимым знанием, следовательно, достаточным запасом слов-понятий, обобщающих бесконечное многообразие явлений окружающего человека материального мира.

       Мышление, в таком случае, слишком сильно привязывается к непосредственным ощущениям и эмоциям. Оно не может отвлечься, оторваться от эмоциональных переживаний и ощущений – абстрагироваться от них с целью обобщения. Сознание такого человека не может отличить главное от второстепенного в сложном феномене жизни для того, чтобы упростить её понимание в целостной картине мира и обретению, в итоге, душевного покоя и равновесия. Конкретинизм препятствует развитию навыков психологической саморегуляции, лишая личность возможности управлять эмоциями, нарушая механизм самообладания – умения властвовать собой. Человеку очень трудно жить в этом сложном мире без умения упрощать его.

      С другой стороны, даже при условии осознанной необходимости отвлечения от эмоций и ощущений, мышление может угодить ещё в одну ловушку. Абстрагирование может быть абсолютизировано, то есть лишено всяких границ. В таком случае мышление становится формально-логическим, неспособным сохранить существенную связь с реальной действительностью. Современная логика мышления должна быть диалектической.

        В её основе лежит понимание (осознание) всеобщей противоречивости окружающего нас мира. Диалектика учит, что нельзя бесконечно упрощать своё понятие о жизни и окружающем нас мире, поскольку безграничное упрощение (отвлечение, абстрагирование) так усложнит его, что с таким понятием будет невозможной и сама жизнь. В качестве примера можно указать жизненную позицию скептика и циника, в которой доводится до абсурда относительность человеческого знания (релятивизм).


Обобщение.

1. Эмоция – элементарная оценочная реакция, запускающая (сопровождающая) биологический механизм общего адаптационного синдрома в конкретных жизненных обстоятельствах.

2. Эмоция, будучи в составе психоэмоционального чувства, диалектически противоречит ему.

3. Чувство включает в себя эмоциональный момент, диалектически отрицая его с удержанием (созидательное отрицание), при этом, сохраняя себя в качестве единого, целого и конкретного психического процесса – психоэмоционального чувства.

4. Логика правильного мышления, определяемая диалектикой понятий, составляет основу психоэмоционального чувства.

5. Культура эмоционального реагирования зависит от культуры мышления и определяется ею. Культура эмоций зависит от развитой способности к чётким оценкам и суждениям.

6. Самообладание – умение властвовать собой – есть результат и способность хорошо организованного мышления (психики), воспитанием и самовоспитанием подготовленного ума, когда избыточные отрицательные эмоции сами собой, совершенно естественно, не возникают вовсе.

7. Представляются важными умение и способность фиксировать внутренним вниманием (хорошо развитым психоэмоциональным чувством) эмоциональные переживания в зоне психического комфорта, контролировать и удерживать их там.

8. Эмоции и чувства объединяет и разделяет одна и та же определённость – общая постоянно исчезающая граница, из-за чего их различие в составе психоэмоционального чувства утрачивается с возникновением единого и целого механизма адаптации уже в новом качестве жизни.

9. Эмоции и чувства, будучи в единстве, сохраняют своё значение и в форме взаимоисключающих моментов.

       Отличие эмоций от чувств в психоэмоциональном чувстве.

1. Эмоция – элементарная оценочная реакция. Чувство – сознательная оценочная реакция как "высший продукт мозга высшего продукта материи».

2. Э. – оценочная ориентировочная реакция моментального типа, дающая значительный выигрыш во времени при запуске общего адаптационного синдрома. Ч. – сознательная оценочная реакция замедленного типа, то есть рефлекс – согласно акад. И.П. Павлову – с задержанным концом.

3. Э. – есть следствие (в большей мере) ощущений, поступающих от органов чувств. Ч. – следствие осмысления ситуации, то есть осознание её в понятиях.

4. Э. – биологический уровень психического реагирования. Ч. – социальный уровень психоэмоционального чувства.

5. Формы нарушения психоэмоционального чувства: а) эмоциональный уровень – конкретинизм; б) уровень мышления – алекситимия и формально-логический абстракционизм.
 
6. Избыточность эмоций нарушает мыслительный процесс («спорили так громко, что вспугнули истину»). Глубокое мышление снижает (сглаживает) интенсивность и перепады эмоциональных реакций, дисциплинирует эмоции. Культура эмоций определяется культурой мышления.
 
       Практические советы всеобщего значения для формирования гармоничного психоэмоционального чувства.

1. Воспитание физической культуры и потребности в ежедневной физической активности. Чем больше биологическая система работает, тем дольше она живёт. В здоровом теле – здоровый дух. Хорошее здоровье – важнейшее условие, определяющее высокую работоспособность опиатно-эндорфинной системы мозга – системы хорошего настроения и регулирования психоэмоционального тонуса.

2. Здоровый образ жизни в самом широком смысле этого понятия.

3. Формирование саногенного мышления – мышления, рождающего здоровье.

4. Овладение навыком диалектического мышления. Тот, кто правильно думает, тот правильно и живёт. Тот, кто правильно живёт, - живёт хорошо.

5. Непрерывное самовоспитание и самосовершенствование на фундаментальной основе естественно-научного и философского образования (знание высшей теории общественного развития).
 
6. Конкретных рекомендаций на все случаи жизни существует бесконечное множество. Все их перечислить невозможно. Они потому и конкретны, что нужны и возможны лишь в сложном и особенном феномене каждой отдельной человеческой жизни. Каждый человек «лепит» своё счастье сам, таким, каким его себе представляет.