Моя любовь на третьем курсе

Александр Щербаков 5
Я осторожно закрыл за собой дверь и вышел в коридор. Улыбка не сходила с моего лица уже целую минуту. Еще бы, позади самый трудный экзамен на третьем курсе – фармакология, где требовалось зубрить названия лекарств, для чего их применяют, да еще помнить формулы и какие бывают осложнения. Бррр…  Но теперь все позади.  Можно и жениться…  В технических вузах говорят «сдал сопромат, можешь жениться», а у нас – после фармакологии.

В коридоре никого из нашей группы не было, я заходил в числе последних, и те, кто сдал экзамен передо мной, уже ушли. Впереди было несколько дней отдыха, потом месяц сестринской практики, и только потом летние каникулы.  Так что сдавшие не стали ждать остальных, как это бывало на других экзаменах, все хотели быстрей начать отдыхать.

Спускаясь по лестнице с третьего этажа, я встретил знакомого парня, который учился на курс младше меня, но мы с ним вместе занимались в спортивной секции бега и выступали за сборную института на соревнованиях. Перебросившись парой слов, узнав, как сдали экзамены, мы расстались, чтобы снова увидеться осенью, с началом спортивного сезона.  Для нас он начинался с началом учебного года в институте и заканчивался в конце мая, перед экзаменами за очередной курс.

Начинался сезон обычно городской эстафетой, где по улицам города бегали сборные команды школ, средних специальных учебных заведений и институтов города. Обычно это было в начале октября, когда погода была еще не очень прохладная.  Об этой эстафете у меня было двоякое впечатление. Радовало, что перед эстафетой профком института выделял талоны на питания членам эстафетной команды. Не так много, всего 1,5 рубля в день, но для вечно голодного студента и это было хорошее подспорье.  А вот неприятное связано с самим бегом. Я по природе спринтер, у меня хорошо получается бегать короткие дистанции – сто и двести метров, а в эстафете мне приходилось бежать этап в 600 метров. С выносливостью у меня неважно, но отставать от соперников не хотелось,  поэтому я завершал этап и передавал эстафетную палочку бежавшей следующий этап девушке из последних сил, и у меня начиналась рвота. Я еле успевал отбежать в кусты на газоне. У легкоатлетов это называлось «наелся до отвала». 

Второй раз эстафета проводилась на майские праздники, обычно 2 мая.  К этому времени уже начиналось цветение, деревья одевались в зеленую листву, и настроение было праздничным.  Еще немного, и будет лето, которое все любят, и я не был исключением. И даже сестринская практика не могла испортить настроение,  и я решил посидеть на скамейке у фонтана на центральной площади города. Наш институт находился на этой площади, и идти мне было буквально пять шагов. 

По пути купил 150 грамм мороженого в вафельном стаканчике, получилось с горкой, которую я стал слизывать еще по пути к скамейке.  Выбрал ту скамейку, до которой не долетали брызги от фонтана, и спокойно стал расправляться с мороженым и вафельным стаканчиком. Вспомнилось, как маленькому мне покупали только стаканчик, потому что я часто болел ангинами. И я жутко завидовал взрослым, которые ели мороженое.  Наверно, поэтому, повзрослев, и когда были деньги, всегда покупал 150 грамм мороженого пломбир, если он был у мороженицы. Эти 30 копеек всегда можно было наэкономить.

Напротив меня сидела группка девчонок. По некоторым фразам я понял, что они из нашего института, с первого или второго курса.  Видимо, тоже сдали все экзамены. Если с первого, то у них сразу начнутся каникулы, а после второго – санитарская практика в больницах. Такая программа подготовки врачей во всех медицинских институтах страны.  Я вспомнил, как год назад проходил такую практику. Меня, юношу, мыть полы не заставляли, но вот перевезти больного на каталке куда-нибудь или помочь пройти пешком тяжелому больному по коридору была моя обязанность.

И меня потянуло на воспоминания.  Вспомнил, как начался третий курс.  На этом курсе мы уже начинали знакомиться с медициной,  в программе были лекции и занятия по терапии, хирургии. И эта самая фармакология. До этого на первом курсе была анатомия, которую я тоже не любил, ведь надо было знать название всех костей, мышц, отверстий, а в одном черепе их сколько, и все надо было зубрить, что я никогда не любил делать.  Память у меня хорошая, но все равно, сразу запомнить такой объем информации даже ей было не под силу.  А на втором курсе начались занятия по физиологии, там уже надо было включать мозги, чтобы понимать механизм возникновения той или иной болезни, и что будет происходить в организме больного. С логикой у меня все было нормально, так что физиология мне хлопот не доставляла.

Поэтому занятия по клиническим дисциплинам были интереснее, чем та же химия или физика, примерно на уровне биологии, где нам читали лекции по генетике.  Но все равно, надо было читать учебники, ведь лекции не всегда предшествовали семинарским и практическим занятиям.  Это было терпимо, и занимался я в охотку.  К тому же мне не хотелось ударить в грязь лицом перед  появившейся на третьем курсе симпатией.

На эту девочку, среднего роста, с черными волосами и карими глазами я обратил внимание на первом тренировочном занятии в нашей спортивной секции.  Когда тренер Слава делал перекличку, я узнал, что девочку зовут Люда, она  с первого курса педиатрического факультета (сам  я учился на лечебном), занималась бегом в школе и даже успешно выступала на школьных соревнованиях. Сразу  обратил внимание, что рядом с ней отирается парень примерно одного с ней возраста, видимо, тоже только что поступил. Но если у девочки были какие-то спортивные задатки, то парень был совсем увалень, без понятия в беге. Понял, что он пошел в секцию, чтобы быть поближе к понравившейся ему девушке. «Явно на уборке картофеля в деревне на неё глаз положил», - подумал я сразу.

Прошло несколько тренировок. Мне показалось, что назойливость парня стала надоедать девушке, и решил ей помочь избавиться от надоевшего ухажера.  Однажды, когда мы тренировали ускорения, и надо было в полную силу пробежать 60 метров, я специально стал в пару с этим Николаем, и опередил его  метров на 15.  После этого панибратски похлопал его по плечу и сказал: «Тренироваться надо больше, а не за девушками ухлестывать». Причем сказал нарочито громко, чтобы это услышала Людмила.

Думаю, девушка после этого забега обратила на меня внимание.  Впрочем, это было не удивительно, на меня обращали внимание многие девочки из нашей секции.  К этому времени все мои однокурсницы уже бросили посещать тренировки, так что там занимались девчонки с первого и второго курсов.  А для них я, третьекурсник, был авторитет, к тому тренер сделал меня старостой группы.  Со мной занимался еще один мой сокурсник, он, как и наш тренер Слава, только что закончивший факультет физвоспитания пединститута, бегал 400 метров с барьерами.  Мы все защищали честь института на первенство ДСО «Буревестник» и являлись ветеранами, что поднимало нас в глазах всех остальных. Учиться в таком институте, как медицинский, были трудно, и к третьему курсу продолжали спортивные тренировки только самые честолюбивые или особо талантливые. У меня особых талантов не было,  мне просто нравилось тренироваться, выступать на соревнованиях и ездить на них в другие города.

Первый период в начале каждого сезона тренеры отдают особое внимание общефизической подготовке – всевозможным кроссам, занятиям с отягощениями, циклическому бегу с несколькими повторениями.  На это моей выносливости еще хватало, хотя часовой кросс по пересеченной местности мне давался с большим трудом.  Поэтому я часто тащился вместе с группой девчонок, периодически их смеша очередным анекдотом, который рассказывал прямо во время бега или на коротких остановках.  И хотя тренер временами укоризненно смотрел в мою сторону, но он знал, что меня не переделать.  К тому же если я уйду, то кто будет выступать в городской эстафете или на студенческом первенстве. А ведь его деятельность как тренера оцениваться по занятым местам, хотя, по большому счету, это неправильно для тренера в медицинском институте.

Я узнал, что Люда приезжая и живет в общежитии педиатрического факультета, а ей ухажер Николай местный, живет с родителями и тоже учится на педфаке. Однажды он не пришел на тренировку,  и я на правах старосты обратился к Людмиле:
- Где твой кавалер? Почему он пропускает тренировку?
Девушка немного покраснела и ответила:
- Никакой он мне не кавалер. И почему не пришел на тренировку, я не знаю.  Видимо, заболел, его и на занятиях в институте сегодня не было.
В этот день тренировка была на стадионе, мы занимались ОФП и бегали на разные дистанции, ускорялись в конце каждого забега, имитируя финишный рывок.  Но по сравнению со многими другими занятиями тренировка была не очень объемной, после неё оставались силы шутить.

Быстро ополоснувшись под душем после тренировки, я вышел из раздевалки и стал ждать Люду, решив проводить её до общежития. Как обычно, девушки моются дольше, так что прошло минут 15, прежде чем Людмила вышла из женской раздевалки. Я подошел к ней:
- Ты не против, если я провожу тебя до общежития?  А то постоянного кавалера у тебя нет.
Девушка с некоторой укоризной посмотрела на меня:
- Что ты все про кавалера и кавалера. Я не виновата, что он пристал ко мне как банный лист еще в колхозе.
- А он что, тебе не нравится?
- Парень как парень. Ты вот больше мне нравишься, и что из этого?
- Нравлюсь, оказывается.  А что ты на меня даже внимания не обращаешь?
- Что я, вешаться тебе на шею должна?  Я девушка воспитанная, со мной мальчики первыми должны проявлять инициативу.  Вот как ты сегодня или Коля в колхозе.
- Ну что, объяснения понятны. Слабый пол, так сказать. Ну, так мы идем в общагу?
- Пойдем, но я хотела сегодня с девчонками сходить в кино. Ты видел фильм «Великолепная семерка»? Там бывший наш соотечественник играет ковбоя.  Мне хочется посмотреть, хотя этот фильм больше подходит для парней.
- Видел, но охотно посмотрю второй раз, составлю тебе компанию.
- Тогда мне стоит сходить в общежитии, оставить сумку?
- По пути забросим в мою комнату, а на обратном пути заберешь.  Наше общежитие как раз по дороге в кинотеатр.

Так начался мой роман на третьем курсе.  В кинотеатре нас вместе заметили и мои сокурсники, и её.  Начались пересуды, об этом скоро стало известно Николаю, и он перестал ходить на тренировки. А так как физкультура на первом курсе обязательный предмет, взял где-то справку об освобождении от занятий. Но меня это мало волновало.

Не могу сказать, что Люда была писаной красавицей. Конечно, миловидное лицо, с большими карими глазами и длинными ресницами, немного вздернутым носиком,  пухлые щечки с ямочками, такие же пухлые губы, точеная фигура с длинными стройными ногами заставляли останавливать взгляд при встрече многих парней,  но никто их них не падал в обморок от такой неземной красоты. Но девушка была воспитанной, начитанной, какой-то домашней, мне такие нравились.  У меня была на первом курсе пассия из сокурсниц,  но довольно скоро мы оба поняли, что у нас мало общего. К тому же у неё были большие запросы,  которые я, деревенский парень, хоть и культурный, удовлетворить не мог.  А Люда больше в этом отношении подходила мне.

Её родители продолжали жить в небольшом городке, добраться куда можно было на автобусе. На этом автобусе родители и передали ей кое-что из продуктов со знакомыми, едущими в краевой центр.  Обычно в таком случае мы вместе с ней ездили на автовокзал, и я доносил посылки до комнаты в общежитии. С девчонками, соседками по комнате, у меня скоро установились приятельские отношения, и я иногда ужинал вместе с ними. Все они были с одного курса, и интересовались у меня, как учиться на более старших курсах, чем первый. Я охотно делился с ними тем, что знал сам.  Но знал-то о медицине я еще сам не очень много.

Мы виделись с девушкой три раза в неделю на тренировках,  встречались в субботу вечером, и проводили вместе полдня в воскресенье. Однажды во время такой встречи, когда мы возвращались из кино, Люда сказала, что её мама в письме спросила, кто такой парень, с которым она встречает знакомых на автовокзале, и она все матери написала.  Теперь ждет ответа.  Я только в этот вечер понял, что серьезно нравлюсь девушке, и она, и её родители имеют на меня виды как на будущего мужа. Но честно сказать, я не собирался так рано жениться, еще фармакологию не сдал.  Сам я родителям о Людмиле ничего не писал.

Но именно в этот вечер мы впервые поцеловались с девушкой. Для меня это был не первый поцелуй, ничего особенного я от него не ждал, но Люда с мальчиком целовалась впервые. Это сразу ощущалось, поэтому я старался как можно осторожней целовать девушку.  С тех пор мы при каждом удобном случае целовались, это доставляло нам обоим удовольствие.

Приближался Новый год.  Традиционно я встречал его на студенческом сабантуе в нашем общежитии, где в студенческом буфете устанавливали елку, все сидели за столиками, смотрели «Голубой огонек» по телевизору, танцевали под музыку из телевизора или под радиолу.  Народу всегда было много, все веселились, иногда под гитару пели студенческие песни.  Пьяных обычно не было, и это мне больше всего нравилось. Сам я к алкоголю отношусь как к необходимому злу, пью мало и никогда не пил водку.

За несколько дней я спросил Люду, где она собирается встретить Новый год.  Она честно призналась, что хотела бы поехать к родителям, там встретить Новый год и через день вернуться в институт на занятия. Ведь зимняя экзаменационная сессия и каникулы были позже, чем в школе. Узнав, что я собираюсь встречать Новый год в общежитии в компании  своих  сокурсников,  она предложила мне поехать с ней к родителям, и там вместе встретить Новый год.  Я задумался,  и было о чем.

Если девушка привозит к родителям молодого человека, они вместе проводят новогодний праздник, к тому же парень ночует в их доме, то это о чем-то говорит. Я никогда не был доверителен с кем-то, в том числе с родителями, и сейчас посоветоваться было не с кем.  Единственное, что я знал твердо – жениться, пока не встал твердо на ноги, нельзя.  А до того, как я из студента превращусь в уважаемого врача, много воды утечет.  Я могу встретить на жизненном пути девушку, от которой буду без ума, как пишут в любовных романах. Это для девушки, в том числе студентки, замужество не является препятствием для полнокровной жизни в достатке с самодостаточным мужчиной. Я себя к такой категории мужчин пока отнести не могу, живу на стипендию, небольшие денежные переводы от родителей и только начал подработку санитаром на скорой помощи.  Все это я обдумывал, прежде чем сказать свое решение на предложении Людмилы.

Но решиться на откровенный разговор с девушкой, которая мной увлечена, да и мне очень нравится, я не решился.  Одно дело вместе гулять, даже целоваться, совершенно другое – провести ночь в одной квартире.  И хотя там будут родители, к тому же есть младший брат, но квартира небольшая, и где мне придется спать, я не знаю. Поэтому  я долго пребывал в раздумьях, но, как это обычно бывает со мной, все разрешилось само собой. На одной из последних тренировок,  когда мы бежали кросс по заснеженным тропинках городского парка, я подвернул голеностоп, да так сильно, что не смог всунуть ногу в зимний ботинок, и пришлось вызывать скорую.  Меня привезли в общежитие, наложили тугую повязку, предписали покой, холод на голеностоп, обезболивающие таблетки на ночь.  Ни о какой поездке в другой город речи не могло быть.  Мне дали костыли как санитару скорой,  и в таком виде я стал посещать занятия в институте. Так, на костылях, я и пришел на встречу Нового года в буфет общежития, а Люда поехала к родителям.  Она собиралась остаться, сходить со мной, но я отговорил её – танцевать я не могу, а сидеть и смотреть «Голубой огонек» она в большим комфортом сможет и дома, тем более что проводить её в общежитие педфака я не смогу.

К началу зимней экзаменационной сессии я мог передвигаться без костылей, но тренироваться было нельзя. Поэтому на зимних каникулах я слетал к родителям в деревню, отъелся на домашних харчах, а Люда съездила к своим родителям.  В очередной раз мы встретились на тренировке после зимних каникул,  после неё погуляли по городу, рассказывая друг другу о том, как провели время дома.  При каждом удобном случае целовались, и девушка шептала мне на ухо, как он соскучилась по мне.

Занятия в институте, тренировки, работа на скорой помощи не давали много времени для свиданий, но при любом подходящем случае мы старались побыть вместе, и каждый раз узнавали друг о друге что-то новое.  Я понял, что девушка мне очень дорога, и если она дождется того времени, когда я твердо стану на ноги, лучшей жены и желать нельзя.  И однажды я решился на откровенный разговор с Людой.

Мы только что вернулись с тренировки в общежитие педфака  и пили чай в её комнате. Соседки по комнате куда-то ушли, и мы были вдвоем.   Я начал издалека:
- Люда, скажи откровенно, как ты ко мне относишься?
- Ты что, разве не чувствуешь, что я тебя люблю?
- Я тоже тебя люблю, чем дольше, тем лучше это понимаю.  Ты была бы для меня идеальной женой, если бы я уже работал врачом и получал хорошую зарплату. Возможно, у нас не было бы своей квартиры, но можно жить на съемной или мне дали бы служебную, или отдельную комнату в общежитии. Ты согласилась бы на такие условия совместной жизни?

Девушка от неожиданности замолчала и какое-то время размышляла. Потом ответила уверенно:
- Да, согласна.
- Но в таком случае у нас впереди еще много лет.  У меня 3,5 года учебы, работа по распределению из института в какой-нибудь Тмуторакани. Помнишь фильм «Коллеги», который мы недавно смотрели? Меня ожидает какое-то время именно такая жизнь сельского доктора. А ты будешь продолжать учится в институте еще 2 года, и потом тоже получишь распределение.  Чтобы тебе попасть в мою Тмуторокань, мы должны заключить брак. Т.е. впереди минимум 5,5 лет.  Мы сможем выдержать эти годы, не разлюбим ли?  В себя я не уверен, мужчины народ ветреный, к тому же 2 года придется жить одному в отдаленном селе.  Но если ты будешь ко мне приезжать на каникулах, то, неверно, смогу побороть соблазны.
- Ты так говоришь о соблазнах, как будто они у тебя уже есть.
- Не забывай, Людочка, я на два года старше тебя. Должен быть мудрее, опытнее, к тому же несу ответственность как сильный пол за будущую семью.
- Все верно, это так. Я очень люблю тебя и даже не смотрю на других парней.
- Это сейчас, когда мы с тобой проводим все свободное время вместе. А если я уеду,  а в городе столько соблазнов, и красивых мужиков пруд пруди.  Выдержишь?
- Странно ты рассуждаешь, дорогой. Ты первый парень, в которого я влюбилась серьезно. Не считать же школьные влюбленности то в одного, то в другого одноклассника. Их даже влюбленностью назвать нельзя, так, симпатии. Ты – другое дело.  Но ведь никто и никогда не дает гарантию, что у человека любовь одна на всю жизнь, как у лебедей.
- Ты права. Не зря говорят, что жизнь прожить, не поле перейти.  Посмотришь, сколько известных людей, которые вроде заключили брак по большой любви, через некоторое время расходятся, заявляя, что это была ошибка.  Слишком далеко я заглянул. Но зато я высказал свои чувства к тебе, и ты рассказала о своих. Нам вдвоем с тобой хорошо, верно, так и будем продолжать встречаться, любить друг друга.  Одного боюсь – когда-нибудь мы по большому обоюдному желанию окажемся в одной постели, и жизнь может повернуться по-другому.
- Ну, ты уж как более взрослый и опытный, научись все делать так, чтобы мы ни о чем не жалели, - смущенно проговорила покрасневшая девушка.  Видимо, она действительно давно думала об этом, и ей было все труднее сдерживать свои желания отдаться любимому человеку. Я сам временами дрожал от желания овладеть ею.

Этот состоявшийся откровенный разговор еще больше сблизил нас.  К этому времени мои сокурсницы уже смотрели на меня как на отрезанный ломоть в плане более близких отношений, видя, что я много времени провожу с первокурсницей. 

Занятия шли своим чередом. Мы понравились занятия по хирургии. Нашу группу вел ассистент возрастом чуть за 30 лет, недавно защитивший кандидатскую диссертацию, а до этого работавший в сельской больнице, откуда поступил в клиническую ординатуру и затем в аспирантуру. Он очень интересно вел занятия, рассказывал много случаев из своей сельской жизни и работы хирургом в районной больнице. Однажды он на практических занятиях делал операцию аппендектомию, и меня взял ассистентом – держать крючки и расширять рану.  Я по всем правилам помыл руки стерилизующим раствором, на меня одели стерильный халат, колпак и маску на лицо, стерильные перчатки,   и я встал к операционному столу.

Я впервые в жизни увидел, как делается это самая простая, как многие считают, операция.  Но это не так. Вначале хирург сделал разрез на коже, все кровоточащие сосуды он прижег специальным коагулятором, и кровь  перестала течь. Потом была разрезана брюшина, и мы оказались в брюшной полости, где надо было найти воспаленный отросток, осторожно раздвигая других органы, прижавшиеся друг к другу,  как пассажиры в общественном транспорте в часы пик.  Все эти манипуляции проделывал хирург, я только держал ранорасширители и старательно выполнял все его указания.  Если требовалось отодвинуть какую-нибудь кишку, хирург осторожно заводил крючок за неё и отдавал мне, требуя, чтобы я все делал плавно и без рывков, чтобы не повредить кишку.

Когда этот спрятавшийся за куполом толстой кишки воспаленный  аппендикс наконец-то стал доступен хирургу, он удалил его и зашил рану, образовавшуюся на толстой кишке,  как это требовалось.  А затем в животе все хорошо промокнул марлевыми салфетками, которые выбрасывал в таз рядом со столом, попросил санитарку пересчитать их и сравнил цифру с названным операционной сестрой количеством выданных ему салфеток. Это было сделано, как он пояснил мне и стоящим вокруг операционного стола моим одногруппникам, чтобы не оставить в брюшной полости салфетку, которая даст потом нагноение, и больного придется повторно оперировать. Сказал, что такие случаи не редки в хирургической практике.

Когда операция закончилась, рана на коже была зашита, и мы отошли от стола, я почувствовал, что устал от напряжения. И хотя чисто физически нагрузка была небольшая, что там раздвигать рану, но эмоционально я был выхолощен. Но увидев, как на меня с некоторым уважением смотрят  мои сокурсники, ведь я первый, кто участвовал в операции из них, я приободрился.  Потом наше занятие продолжилось. Преподаватель расспросил меня о моих ощущениях, сравнил со своими много лет назад, когда он был студентом, и сказал, что в сельской местности хирург один, и такую помощь во время операции ему оказывала опытная хирургическая медсестра, которая готовила весь хирургический инструментарий, шовный материал на стерильный столик, ставила его рядом с хирургом, который  брал сам все нужное со стола, а она расширяла рану.

Вечером, когда мы шли с тренировки с Людой, я рассказал об этом ей. Она, как обычно делают девчонки, заохала, а потом спросила, не передумал ли я стать хирургом после института. Я как-то раньше сравнил терапию и хирургию, и сказал, что хирург за одну операцию может избивать больного от болезни, а вот терапевт долгие дни, а то и месяцы, лечит таблетками. Мне, как спринтеру во всем, больше нравится хирургическое лечение, о чем я и сказал девушке.  И сейчас ответил, что не передумал, что меня не пугает кровь во время операции, её остановить очень просто, надо только знать расположение сосудов, уметь их находить и перевязывать, или прижигать, как сделал сегодня хирург.  Но научиться этому можно, и я решил пойти со следующего года заниматься в хирургический кружок.

Стало теплее, потекли первые ручьи,  сосульки с крыш домов иногда падали на асфальт тротуаров, поэтому надо было ходить осторожнее, выбирать места, чтобы не получить по голове ледышкой.  На скорой помощи мне приходилось работать чаще, потому что стали отправлять санитаров в отпуска по графику.  Мне буквально приходилось выкраивать время, чтобы встречаться с девочкой наедине. Не назовешь же свиданием  совместные тренировки, тем более началась подготовка к летнему сезону и мы занимались с ней в разных группах бегунов: я для – спринтеров, она - бегуний на средние дистанции. 

Но когда стало совсем тепло, и должна скоро состояться  городская эстафета, тренер Слава стал формировать команду, состоящую из равного количества юношей и девушек, которые бежали этапы, передавая эстафетную палочку в следующем порядке: первый этап – парень, второй этап – девушка, потом опять парень и снова девушка.  Я бежал тот же этап, что и все предыдущие годы, а вот палочку должен был передать Людмиле, которая бежала следующий этап.  Как обычно, участники эстафетной команды получили талоны на питание в студенческой столовой,  куда мы с Людой и стали регулярно захаживать и встречаться.  Полтора рубля нам давали на трехразовое питание, но ходить на завтрак не хотелось,  а вот пообедать и иногда поужинать бесплатно, мы были не против. Но обычно мы с девушкой тратили один талон на двоих, чтобы пообедать или поужинать, а на второй брали какие-нибудь вкусности.

Наступило Первое мая. И хотя нас, третьекурсников, не так строго контролировали,  и кое-кто не ходил на демонстрацию, но мне, живущему в общежитии, это было интересно. Можно хорошо пообщаться на свежем воздухе с однокурсниками, с которыми давно не встречались, потому что наш лечебный факультет разделили на два потока и читали лекции в небольших залах клинических больниц, где у нас проходили занятия по терапии и хирургии. Потом мы веселой гурьбой шли по площади мимо трибуны с руководителями края и города, военными, кричали в ответ на призывы, которые раздавались из репродукторов на площади, а потом собирались в нашей комнате общежития, где устраивали небольшой сабантуй.  Но я в этот день алкоголя в рот не брал, ведь завтра эстафета, а я знал, как плохо мне бывает после своего этапа. Обычно нас собиралось человек 7-8, из девчонок приходили те, у кого не было постоянных кавалеров. В комнате нас жило четверо, один сосед, Игорь, был из нашей группы, а у других были свои компании в эти дни, так что места в комнате и посуды хватало.  Я решил привести в нашу компанию свою подругу, заодно познакомить с ней.

Место, где собирались студенты мединститута на демонстрацию, было далековато от общежитий института,   нам требовалось пройти колонной по центральной  улице от одной площади до другой, той самой, где я сейчас сидел у фонтана.  В некоторых местах центральную улицу перекрывали, приходилось обходить, так что  я выше заранее.  Наша группа кучковалась на обычном месте, пришли почти все. Поздоровавшись со всеми, с парнями пожав руку, а девчонок церемонно поцеловав в щечки, чем немало удивил всех, я пошел искать Людмилу. Где стояли девчонки первого курса с педфака, я не знал, так что пришлось потратить немало времени, прежде чем я её увидел.  Подошел к ней, и неожиданно для себя и для неё, поцеловал в щечку. Она засмущалась, покраснела, а девчонки вокруг удивленно раскрыли глаза, а кое-кто и рот.  И верно, я такое себе не позволял ранее, даже сам себе удивился.  Поздравил всех с Первомаем, потом попросил Люду отойти и поговорить. Там она, все еще красная от смущения, с укором сказала:
- Что это с тобой? Целоваться при всех решил?
- Так это же целомудренный поцелуй, можно сказать, товарищеский, не в губы ведь. Слушай, я хочу тебе сегодня взять в нашу компанию.  Пойдем с нашей группой в мою комнату?
- Неудобно, я ведь никого не знаю.
- Да ерунда, Игоря ты знаешь, а с остальными познакомишься. Мы не долго, посидим, чуть-чуть выпьем, закусим и пойдем гулять. День-то какой замечательный, солнечно, тепло.  Пойдешь?
- Хорошо, пойду. Только ты больше меня при всех не целуй.
- Договорились, не буду при всех, а вот наедине обязательно поцелую сегодня.
- Наедине я не возражаю. Так мы где встретимся?
- Вы пойдете за нами, лечебниками, так что сразу после демонстрации подходи к нашему общежитию, я буду ждать. Договорились?
Она кивнула головой и пошла к своей группе, где куратор уже начал перекличку. Пошел к своим и я.

Как обычно, мы прошли по знакомому маршруту, по центральной улице, украшенной флагами, транспарантами, с радостными улыбками, шумно, весело. Так же задорно прошли мимо трибуны,  и затем поток демонстрантов стал  постепенно редеть.  Кто-то сворачивал во дворы, в прилегающие улочки, а мы дружно, почти все группой, двинулись к общежитию лечебного факультета.  Я отправил Игоря в нашу комнату, сказав, что скоро подойду.  Дождался Людмилу, и мы вместе пошли в нашу комнату № 13 на первом этаже. Там уже все собрались, было шумно, все разговаривали. Когда я вошел не один, все замолчали. Нет, не от удивления, все знали о моей дружбе с первокурсницей, но не ожидали, что я приведу её в нашу компанию.  Но я разрядил обстановку, заявил с порога:
- Прошу любить и жаловать мою будущую жену. Людмила её зовут.
Я заметил, как вспыхнули щеки девушки, стоящей передо мной. Но она быстро взяла себя в руки и заявила:
- Ну, это мы еще посмотрим, чьей женой я буду.  Пока я просто Люда. 
Девчонки из моей группы удовлетворенно заулыбались, окружили вошедшую и стали называть себя. Одна из них, Валя, громко сказала:
- Правильно ты его. Ишь, какой собственник. Мы сами будем выбирать, за кого нам замуж выходить. Верно, девчонки?
Все девчонки её поддержали. Атмосфера в комнате стало дружеской, какой обычно и бывает в компаниях, где собираются хорошо знающие друг друга люди.  Немудренная выпивка и такая же закуска скоро кончились, и все стали собираться кто куда.  Кто-то шел домой, кто-то гулять в такую солнечную погоду, а кто-то готовиться к приходу других гостей. Все мы имели свою собственную жизнь, лишь во время занятий в институте нас объединяла одна и та же цель – успешно завершить третий курс, сдать экзамены и перейти на следующий. Мечта стать хорошим врачом, конечно, тоже присутствовала, но казалась такой далекой.

Этот праздничный день мы с Людмилой провели вместе. Какое-то время с нами гулял Игорь, но потом он откололся и пошел в гости к своим далеким родственникам, живущим в городе, которые пригласили его провести с ними праздничный вечер.  Мы пошли в парк, покатались на цепочной карусели, потом на качелях, на колесе обозрения,  но чаще сидели на скамейке в укромной месте,  и целовались. Людмила  высказала свое недовольство, что я дважды вгонял её в краску – когда поцеловал при людях и когда представил своей будущей женой. Но говорила все это она с улыбкой, и я понял, что такие неожиданные мои пассажи ей пришлись по душе. Она высказали свое мнение о девчонках в группе. Они ей понравились, очень компанейские оказались,  и сразу нашли с ней общий язык.  Я с ней согласился, группа у нас было дружной, все одного возраста и воспитания.

Гуляли в этот день мы мало, зная, что надо экономить силы, ведь утром придется умирать во время эстафеты по улицам города.  Поэтому мы раньше обычного пошли в общежития; я проводил её до дверей общаги педфака, и неспешно пошел в своё.  В комнате оказался один. Игорь проводил вечер у родственников, а другие парни где-то еще.  Поэтому я перекусил тем, что осталось на столе после нашего сабантуя, и стал укладываться спать. Но потом пришел Игорь, принес мне кусочек торта в качестве подарка от его родственников. Мы поговорили еще немного, и улеглись спать. Когда пришли остальные жильцы нашей комнаты, я не слышал, спал, как убитый.

Утром легко позавтракал в буфете общежития, переоделся в спортивный костюм, который мне выдали в институте, и пошел на центральную площадь города, где  должен состояться спортивный парад, и затем давался старт эстафетам. Они проводились по трем категориям. Вначале соревновались школьники, потом учащиеся техникумов и училищ, и лишь потом студенты институтов, которых было пять в городе.  Все участники эстафеты были одеты в нарядные спортивные костюмы, которые закупались централизовано школами, средники специальными учебными заведениями и вузами.  Это был настоящий спортивный праздник.  Вначале было построение, потом стройные шеренги физкультурников прошли по площади и выстроились каре по периметру. В центре гимнасты и акробаты  стали выполнять упражнения под аплодисменты участников парада и многочисленных зрителей. И лишь потом начались эстафеты.

Нашу команду в полном составе погрузили в автобус и развезли по маршруту, где уже стояли разметки этапов. Там каждого из нас высаживали, и автобус шел дальше.  Теперь оставалось ждать.  Городские репродукторы были установлены на столбах по всему маршруту эстафеты, так что все участники знали, какой этап бежит, и могли подготовиться принять эстафетную палочку, вовремя размяться.  Фаворитом среди сборных команд института считалась команда педагогического института, где был факультет физвоспитания, второй  обычно приходила команда института железнодорожного транспорта, а вот за последующие места упорно боролись сборные политехнического, медицинского и института народного хозяйства. 

Наконец, репродуктор известил, что дан старт эстафеты институтских команд. Надо было начинать разминку. Упражнение на растяжку негде было делать, так что я ограничился обычными гимнастическими упражнениями на все группы мышц, побегал, сделав несколько ускорений, и стал ждать, когда появится участники на предыдущем этапе.   Перед моим этапом было два длинных, на которых профессиональные бегуны из пединститута и делали отрывы. Вначале бежал парень почти 3 километра, потом девушка около 2-х, а затем был мой этап.  То, что кто-то из нашей команды удержится за пединститутом и «железкой», было мало вероятно, но мне надо было если не опередить, то не отпустить моих соперников из политена, нархоза. Тогда у нас будут шансы занять третье место.

На предыдущем этапе за нашу команду бежала девушка, которая очень хорошо выступала по лыжам, имела хорошую выносливость, но не очень хорошую технику бега. Её впервые поставили в эстафету и не знали, на что она способна. Но когда я увидел её недалеко от участницы из пединститута и впереди девушки из железнодорожного, сердце у меня непроизвольно забилось.  Надо будет не ударить в грязь лицом, у нас впервые появились  шансы на второе место.

Схватив эстафетную палочку у девушки, я помчался вперед чуть быстрее, чем обычно, и уже на середине этапа у меня не хватало сил поддерживать высокий темп.  Но сжав губы и зубы, я терпел, тем более что дальше будет бежать Людмила, и неизвестно, как она сумеет пробежать свой этап около километра.  Я видел перед собой спину парня из пединститута, радовало то, что она от меня не удаляется.  Сзади я слышал шаги парня из железки, он вроде как тоже не приближался.  Из последних сил я чуть ускорился на последних 50 метрах и чуть приблизился к переднему бегуну.  Увидел удивленные глаза Людмилы, она точно не думала,  что мы бежим вторыми, и, схватив эстафетную палочку из моих рук, рванула за соперницей.  Но я этого не видел. Меня мучила лишь одна мысль – добежать до газона, чтобы там вырвало, я не на проезжую часть.  Слава Богу, успел…

В тот год наша команда впервые стало второй в городской эстафете, и это был большой успех всей команды, но в первую очередь тренера Славы, который угадал, поставив бежать самый длинный этап лыжницу, которая обогнала представительницу «железки» и вытащила нас на второе место. Далее нам лишь требовалось не уступать соперникам на своих этапах, и это нам удалось.  Хорошо пробежала свой этап и Люда, за что получила похвалу от тренера.

В мае начались соревнования на первенство институтов. Для нас, спринтеро, не хватало стартов, поэтому нас заявляли вне зачета на первенство всех вузов, кроме железнодорожного, который относился к ДСО «Локомотив».  Так что я постепенно набирал спортивную форму, показывал все лучше  и лучше результаты. Без особых проблем победил на обоих спринтерских дистанциях в своем институте, и стал третьим призером на  первенство ДСО «Буревестник» на сто метров и вторым на двухсотметровке, опередив соперника буквально на финише.  Помогли тренировки  на выносливость – кроссы и бег на 400 метров. Но поверить в себя мне помог этап в городской эстафете, где я понял, что могу бороться через не могу.  Были успехи и у Людмилы, она выиграла бег на 800 метров на первенство нашего вуза и стала четвертой на первенство «Буревестника».

На этом спортивный сезон у нас закончился. Мы получили от тренера планы самостоятельных тренировок на лето,  и ушли на экзаменационную сессию. И вот уже позади летняя сессия. У Людмилы последний экзамен завтра, сегодня она весь день и вечер будет сидеть за учебниками, а после экзамена завтра мы с ней погуляем…  И я покраснел от мысли о возможном продолжении завтрашнего вечера.