Как я была челноком

Прасковья Шувалова
 В 90-е годы зарождалось одно из мощнейших экономических и торговых движений в новой России - это челноки.Вначале это происходило эпизодически и не так заметно,но в дальнейшем приобрело огромный масштаб и массовый характер по всей стране.В эпоху малиновых пиджаков и спортивных костюмов,золотых цепей,главной профессией называлась"коммерсант".А одним из символов десятилетия,помимо показного богатства,была клетчатая сумка-баул.Эти сумки,кстати,в которых перевозили товар,пришли из Франции,где назывались "эмигрантками".

 В марте 1993 года мне было 25 лет и я работала медсестрой в детском санатории.Со мной работала врачом педиатром моя ровесница Алена.
 Ночью,на одном из дежурств она предложила  сьездить в Польшу и попробовать"челночный хлеб".Нескрою,что я на это смотрела как на маленькое приключение.

 Мы посоветовались с знающими людьми и уточнили,что нам лучше отвезти в Польшу на продажу.Для меня было искренним удивлением,что мне посоветовали везти алюминиевые столовые приборы,пластиковые кружки (обязательно красного цвета),фольгу,куклы-неваляшки ,спички,сигареты и спирт "Рояль".

 Мы получили свои первые в жизни загранпаспорта и поехали в город Ломжу,который находится на северо-востоке Польши.
 Мы были загружены под завязку в пределах наших возможностей.

 В поезде мы познакомились с такими же торгашами как и мы ,по основной специальности являющихся медиками.Люди этой профессии всегда вызывали уважение и мы решили с ними сплотиться на нашем торговом пути.Они ехали не в первый раз и внушали нам доверие.Что примечательно,основная масса "челноков" были женщины интеллигентных профессий- врачи и учителя.

 В Ломже мы сняли комнату в большом частном доме у пожилой пары.Меня тогда впечатлила красота и уют дома в сравнении с нашей небольшой Питерской квартирой.

 Рынок находился неподалеку и нам посоветовали придти туда как можно раньше,чтобы занять хорошее место.Мы вышли в пять утра и были далеко не первые.Рынок открывался в семь и ворота были закрыты,но знатоки посоветовали нам перелезть через забор и занимать места.Мы так и сделали.

 Погода была для Польши очень холодная и шел дождь.
Мы как заправские продавцы разложили товар и стали ждать покупателей.
Первым моим покупателем был местный забулдыга,который прямиком подошел ко мне и спросил есть ли у меня спирт.Я вспомнила о том,что алкоголь является контрабандой и надо быть очень осторожной,чтобы не попасть в руки полиции.
Я выкатила ему бутылку спирта "Рояль" и получила свои первые злотые.Мысленно я сразу перевела по курсу к рублю и поняла ,что сразу получила навар 100%.

 Это меня вдохновило.Но спирт я продала в первый же день и дальше торговля шла медленней.Наша квартирная хозяйка пани Магда вольяжно ходила по рынку и завидев нас приветливо улыбнулась и купила у меня все алюминиевые ложки,обьяснив,что ей очень нравится такая легкая посуда.

 Фольга и красные пластиковые стаканчики тоже пользовались спросом.Куклы-неваляшки по польски назывались"Музычны забавки" и я широко их рекламировала среди польских женщин."Музычны забавки" тоже ушли с хорошим наваром.
 Проблема была с сигаретами.Алена взяла блоки известных фирм типа Мальборо,а я взяла Северин(красные пачки с золотым кружком посередине)и поляки совершенно их игнорировали.Пришлось при виде подвыпивших панов втюхивать эти сигареты.

 Мы торговали пять дней.По вечерам мы ели консервы ,взятые из дома в целях экономии наших барышей.Развлекались тем ,что занимались подсчетом заработанных денег.Потом мы меняли их на доллары и очень гордились этим.

 Возвращались домой очень уставшие и проспали всю дорогу под стук колес поезда,но в кармане шуршали двести долларов на которые в то время можно было сносно прожить целый месяц.

 Так мы первый раз съездили за границу, где кроме рынка и обменного пункта валюты так ничего и не увидели.