Королевское искусство

Ирина Воропаева
    «Мудрый правитель никогда не встанет и не сядет, не будет ни есть, ни пить, ни делать что-либо без совета человека, знающего астрологию».
     Роджер Бэкон, «Секрет Секреторум», ок.1250г. Трактат был переведен на большинство европейских языков и являлся обязательной принадлежностью королевских библиотек.

     Астрология была широко востребована в старину при королевских дворах, ее даже так и называли - «Королевским искусством», и, хотя вовсе не каждый монарх вел себя описанным в «Секрете Секреторуме» образом, не делая ничего без совета астролога, - однако склонность спрашивать совета у звезд присутствовала более или менее важной составляющей в жизни многих венценосных персон, а также занимала умы их окружения.   

     Расцвет астрологии, которую в те давние времена называли астрономией и которую мы так называть не можем, поскольку современная астрономия, обязанная своим рождением астрологам древности, далеко ушла от того, что считалось ею века назад, - этот расцвет приходится  на 14-15-16 века.

Гороскопы для западных королей и прочих знатных лиц появились в обиходе не ранее середины 14-того века, но зато с этого времени их востребованность только возрастала. И это несмотря на то, что  ОТНОШЕНИЕ  к  АСТРОЛОГИИ  было и оставалось  НЕОДНОЗНАЧНЫМ,  причем мнения разнились до полностью противоположных.

С одной стороны, выдвигались утверждения, что астрологию создал не кто-нибудь, а сам Господь Бог, поскольку эта наука представляет  БОЖЕСТВЕННЫЙ  ПЛАН  Вселенной, в связи с чем астрология не противоречит теологии. Автор данной божественно-астрологической версии – кардинал Пьер д'Айли, его сочинение так и было озаглавлено: «Образ Мира». В связи с чем данная наука абсолютно точна в своих прогнозах, так как все предопределено, от рождения и до смерти, которая, согласно высказыванию еще одного звездочета древности, не имеет привычки приходить «все равно под каким небом». ФАТАЛИЗМ  как он есть.

С другой стороны, другой клирик (и математик по совместительству), Николя Орез, живший в конец 14-того века, возражал против возможности астрологических предсказаний судьбы. По его мнению, поскольку земное бытие противоречит гармонии небес («отсутствие соизмеримости»), «естественные, или вторичные, причины обладают таким же весом, как и могущество звезд». Таким образом, по Орезу выходило, что, хотя план был начертан, разные обстоятельства – в том числе поступки человека - в силах его изменить.  СВОБОДА  ВОЛИ  при отрицании безусловного диктата звезд (у знаменитого астронома и астролога периода эллинизма Клавдия Птолемея – «сопротивление судьбе»).

Был и еще один немаловажный фактор, касавшийся понимания мира Вселенной как магической, а потому опасной области. И здесь астрология смыкалась с  ДЕМОНОЛОГИЕЙ. Традицию астрологической некромантии, как пишут знатоки вопроса, отразили в своих сочинениях Мишель Скот и Антониус де Монте Ульми, конец 14-того века. Согласно этому представлению о предмете, астролог, занимающийся расчетами относительно движения планет и влияния их на жизнь конкретного индивидуума, становился практически сродни колдуну. В связи с чем на весьма познавательной картинке из одного манускрипта изображен находящийся внутри магического круга звездочет, подобно магу вызывающий духи-демоны звезд, чтобы заставить их открыть будущее – а может быть, и повлиять на него. 

Отсюда возникла идея, которая стоила жизни некоторым неудачливым представителям профессии, насчет того, что попытка предсказать дату смерти короля и то, в каком виде она к нему придет, сравнима с попыткой нанесения здоровью Его величества конкретного вреда вплоть до смертоубийства «в высшей степени ужасным образом».

В королевском указе Эдуарда III от 1352 года было определено понятие государственной измены и введены в оборот такие формулировки, как «мечты о смерти короля» и «военные действия против короля». Попытки повлиять на короля магическим путем, с помощью «волшебства и некромантии», вполне укладываются в эти самые «мечты» (а еще говорят, что мечтать не вредно – стоит вспомнить соответствующий английский билль, чтобы в этом усомниться).   

Не случайно время рождения монарха засекречивалось, из опасения, что этой информацией воспользуются недоброжелатели, ведь при замене благоприятных первичных данных на противоположные, королю могли нанести вред. Если же данные изначально были не очень позитивные, то и тем более. А чтобы гороскоп был хорошим наверняка, время рождения при его составлении даже придворным астрологом по официальному заказу не употреблялось вовсе. Как пишет исследователь вопроса, в старину «астрологи всегда записывали все королевские рождения в полдень, когда Солнце было высоко в небе, независимо от фактического времени. Это потому, что астрология учит, что это время рождает Солнце около середины неба, указывая на высокую жизненность и успех».

Таким образом, подытоживая, мастерство астролога было и легитимно и нет, и востребовано и опасно одновременно. Тут кому что звезды предрекли, вероятно. 

     В первой половине 15-того века в Англии состоялись два судебных процесса, в связи с попытками причинения ущерба здоровью короля  ГЕНРИХА  VI  путем несанкционированного составления его гороскопа. Пострадали ученые астрологи из Оксфорда: в 1419 году монах Джон Рэндольф (действовавший по заказу вдовы короля Генриха IV, Джоанны Наваррской) и в 1441 году Ричард Болингброк и Томас Саусвелл с  пособницей Марджери Журдемейн, она же «ведьма из Айя» (эти астрологи работали на супругу одного из королевских опекунов - Элеонор Кобхэм герцогиню Глостерскую). Действия звездочетов и их заказчиков было сочтено колдовством, а гороскоп - способом умертвить короля путем нагадывания ему насильственной смерти. 

Что интересно, во втором случае была предпринята попытка перетолковать предсказание на пользу королю, но она не удалась – новые ученые люди, нанятые уже самим королем, подтвердили правильность первоначального вывода (тем самым реабилитировав своих коллег, на что никто не обратил внимания, так как они уже были повешены, выпотрошены и четвертованы согласно действующего уголовного законодательства – а «ведьма из Айя» в связи со своей женской природой, препятствовавшей в понимании людей того времени тому, чтобы палач запустил свои лапищи в ее внутренности, сожжена).

Судьба Генриха VI, умершего в Тауэре в мае 1471 года, согласно озвученной официальной версии от «неудовольствия и меланхолии», остается в некотором роде исторической тайной (так как факт его насильственной смерти не подтвержден документально), однако, если отнестись без скептицизма к астрологическим выводам (параллельно принимая во внимания реалии эпохи, конечно), - его-таки, беднягу, убили.   

    Еще двоим английским астрологам, тоже из Оксфорда, Джону Стэйси и Томасу Блэйку, пришлось расстаться с жизнью в 1477 году по сходному поводу, поскольку они по заказу герцога Джорджа Кларенса пытались составить гороскопы короля  ЭДУАРДА  IV  и его сына принца Эдуарда Уэльского, что также было сочтено вредительством в отношении столь высоких персон: «С целью воплотить свои недобрые намерения в жизнь они действовали и производили расчеты при помощи искусств магии, некромантии и астрономии, чтобы причинить смерть и уничтожить окончательно Короля и Принца».

Поскольку король Эдуард IV не замедлил отправить на тот свет и самого заказчика – герцога  КЛАРЕНСА,  то можно предположить, что он, видимо, хорошо разбирался в сути дела. Что и немудрено – при его дворе с успехом подвизались такие лица, как  ДЖОРДЖ  РИПЛИ  («каноник из Бридлингтона»), научное светило того времени, и его талантливый увлеченный ученик  ТОМАС  НОРТОН  из Бристоля.

Рипли был монахом-августинцем (среди алхимиков встречалось много священнослужителей), долгое время проживал в Риме, а затем неплохо устроился на родине. Его алхимический трактат «The Compound of Alchymy; or, the Twelve Gates leading to the Discovery of the Philosopher's Stone» («Алхимическое соединение; или Двенадцать ворот, ведущих к открытию Философского камня»), который датируется 1471 годом, занял достойное место в ряду алхимических сочинений – и, что важно отметить, был посвящен автором королю Эдуарду IV.

В наше время наследие Рипли более интересно не столько вышеупомянутом трактатом «Двенадцать врат» (это для историков и нео-алхимиков), сколько благодаря необычным иллюстрированным свиткам (кто-то назвал эти рисунки средневековым сюрреализмом), авторство которых связывают с ним.  «СВИТОК  РИПЛИ»  был первоначально представлен, вероятно, в единственном числе, но с него делались копии (известно 23 штуки). Длина самого большого свитка 6,5 м. Высказывалось мнение, «что в своей работе Рипли указал рецепт получения философского камня», однако ни рисунки, ни тексты к ним расшифровке так и не поддались.

Ученик Джорджа Рипли, Томас Нортон, был еще более близок королю Эдуарду IV – будучи не намного старше него (годы жизни ок.1433-1513), он с 1461 года состоял при короле штатным рыцарем-телохранителем (на жалованьи 50 марок в год), с 1465 года занимал должность констебля замка Глостер, также подвизался на таможне в качестве чиновника и, что еще важнее, входил в узкий состав  Тайного королевского совета, который при Эдуарде фактически превалировал над обеими  палатами Парламента. То есть этот человек, известный как автор алхимического трактата «The Ordinall of Alchimy» («Повелитель алхимии», 1477 год), ни много-ни мало стоял у кормила власти.

Стоит отметить, что сочинения Рипли и Нортона написаны в стихотворной форме и на английском языке, поскольку английские алхимики старались популяризовать свои труды среди соотечественников (именно такое объяснение приводит Томас Нортон, рыцарь-алхимик, указав, что написал свою книгу на английском, а не на латыни, чтобы она была доступна и простым людям).

     В те времена алхимики и покровительствовавшие им знатные господа были озабочены поисками  ФИЛОСОФСКОГО  КАМНЯ,  что позволило бы им разбогатеть.
Как сказано в сочинении Джорджа Рипли:
 
Теперь ты прошел двенадцать врат,
Теперь весь замок твой,
Храни секреты, и будешь богат
По воле Божьей святой.

Вышеупомянутая жертва астрологии, король Генрих VI, «желая пополнить опустевшую казну, предоставил в 1455 году ряду английских граждан несколько патентов и доверенностей на отыскание философского камня и даже назначил специальную комиссию из ученых, дабы те выяснили, можно ли это сделать в принципе». 

Тем же самым занимался Эдуард IV, причем порой, исходя из роскошного образа жизни, который усвоил для себя король, предполагают, что ему и его алхимической бригаде (Рипли, Нортону) все отлично удалось. Нет, это не так. Король развивал такие статьи дохода, как поборы в казну с населения под видом «добровольных пожертвований» (беневоленции) и конфискации имущества опальных сторонников Ланкастеров, а также получал постоянные выплаты из Франции, в соответствии с заключенным с королем Людовиком XI соглашением о ненападении, и кутил на французские денежки. Вот и вся алхимия.

Когда Бургундия, брошенная на произвол судьбы этим монархом (причем вместе с его родной сестрой, герцогиней Маргарет Бургундской, которую он сам выдал туда замуж), была поделена между алчными соседями и перестала угрожать Франции, как это было прежде, а срок мирного договора закончился, выплаты прекратились. После смерти Эдуарда IV остались долги в сумме более 20 тысяч фунтов. Этого короля привычно характеризуют успешным дальновидным правителем, но, положа руку на сердце, его дальновидности не хватило и на десяток лет.

С самим Джорджем Рипли все обстояло еще проще – он вышел из бедности и стал богат, однако очень вряд ли потому, что в самом деле нашел философский камень, - ему удалось хорошо устроиться в жизни под покровительством сильных мира сего.

     Тем не менее в алхимических кухнях королевских алхимиков (возможно, и при личном участии заинтересованного Эдварда), творились, видимо, по-своему занятные вещи, в связи с чем герцог Кларенс и заявил, что король запятнал себя неподобающим христианскому принцу поведением, будучи замечен в «некромансии и тёмных искусствах, при помощи которых он травил своих подданных, как ему заблагорассудится».

В свете этого интерес представляет фрагмент истории о Томасе Нортоне, переданной потомкам его правнуком, тоже алхимиком, Сэмюэлем Нортоном, который ошибочно датирует смерть Томаса 1477 годом – якобы он в ходе усиленных поисков Эликсира «погубил себя и своих друзей неудачными экспериментами». Между тем 1477 год – это именно тот год, когда Джордж Кларенс выдвинул свои обвинения. То есть, возможно, какое-то основание для этого могло иметься, в связи с чем запаниковавший герцог, и без того не отличавшийся душевной стабильностью, и забил во все тревожные колокола.

В любом случае король изволил резко не согласиться с озвученным герцогом взглядом на вещи, что и выразилось во встречном обвинении и приговоре последнему, причем к высшей мере, хотя он и приходился королю родным братом.

     Интересно, что после смерти Эдуарда IV его вдова и теща, Элизабет и Жакетта Вудвилл, были официально, в тексте билля «Titulus Regius» от января 1484 года, обвинены в том, что окрутили покойного короля при помощи, буквально, «магии и колдовства». Любопытно, что под этим подразумевалось – приготовление приворотных зелий, возможно, в условиях, приближенных к алхимической кухне, или составление гороскопов, с вызыванием духов и демонов? Поскольку разбирательства в целях подвергнуть виновную экс-королеву наказанию по данному поводу возбуждено не было (скорее всего, основной целью было только хорошенько ее припугнуть), то подробности отсутствуют.    

     При знакомстве, даже поверхностном, со всеми этими вещами бросается в глаза, насколько тесно переплетались алхимия и астрология – одни и те же лица занимались и тем, и другим, но это на самом деле не удивительно, мало того, ученые того времени совмещали знания алхимии, астрономии (астрологии), богословия и философии, а также медицины. Некоторые алхимики утверждали, что для удачного проведения определенных опытов нужно учитывать положение звезд и местонахождение лаборатории, а  ВРАЧИ,  особенно те, которые пользовали знать и богачей, лечили пациентов с оглядкой на алхимические трактаты и вычисления звездочетов. Считалось, что движение определенных планет контролирует функции органов (Солнце – сердце, Марс – мозг, Юпитер – печень и т.д.), диагностирование пациента производилось астрологически, срок его возможного выздоровления зависел от расположения планет и звезд в день начала болезни, а лечение (часто под ним подразумевалось кровопускание) проводилось в зависимости от фаз Луны.

Разгул чумы в середине 14-того века был объяснен профессурой Медицинского факультета Сорбонны, в ответ на королевский запрос, как следствие «важной конъюнкции трех высших планет знака Водолея, которая вкупе с другими конъюнкциями и затмениями вызвала пагубное загрязнение окружающего воздуха». «Гибель народов и вымирание королевств» тогдашние ученые люди напрямую связывали с конъюнкциями Сатурна и Юпитера либо Марса и Юпитера. (Конъюнкция или соединение – взаиморасположение, аспект, при котором расстояние между планетами равно нулю градусов.)

Во всех западно-европейских странах наблюдалось примерно одно и то же: открывались и субсидировались из казны и на средства частных благотворителей университеты и колледжи, где учили будущих богослово-алхими-астроло-философо-медико-специалистов. Многие правители держали при дворах предсказателей-звездочетов, чтобы быть предупрежденными о каверзах судьбы, и изыскателей философского камня в надежде обрести панацею от всех бед или уж хотя бы гору золота свинцового происхождения.

И один догадливый французский астролог (Симон де Фарес, самый конец 15-того века)  написал книгу, в которой со всей определенностью утверждал, что Франция выиграла Столетнюю войну потому, что на заключительном этапе к делу подключились его собратья по ремеслу, самоотверженно трудившиеся над составлением гороскопов военачальников, своих и вражеских, и назвавших дату, когда счастье улыбнется французам в решающей битве, что и произошло. Из чего со всей определенностью явствовало, что, согласно современному нам комментарию, «астрологов нужно не преследовать, а защищать и награждать», хотя «лишь немногие из его [Фареса] историй выдерживают проверку и заслуживают серьезного отношения». (К. Жилински. «История астрологии».)

     Правда, не все короли были одинаково подвержены астрологической зависимости. Поскольку речь преимущественно идет об  АНГЛИИ,  то стоит отметить, что, к примеру,  короля Генриха III (годы жизни 1 октября 1207 - 16 ноября 1272, Скорпион) в военных походах всегда сопровождал астролог, Вильгельм Пергамский, причем без предварительной астрологической консультации король не начинал ни одной битвы. А вот его внук, король Эдуард III (13 ноября 1312 — 21 июня 1377, Скорпион), будучи человеком набожным и здравомыслящим одновременно, уповал в основном на Господа Бога и на себя и не прибегал к астрологам. Зато его внук Ричард II (6 января 1367 - между 29 января и 14 февраля 1400, Козерог) очень увлекался и алхимией, и астрологией (что нашло отражение в творчестве подвизавшегося при его дворе Джоффри Чосера, оставившего нам живые зарисовки реалий своего времени – «Кентерберийские рассказы», герои которых и алхимией занимаются, и привычно привязывают время и место действия к тому или иному знаку Зодиака, настолько широко была распространена эта практика во всех слоях населения).

Гороскоп Эдуарда III был составлен позднее, чем этот король жил на свете, и он благоприятен: Солнце и Асцедент в одном доме, Марс и Венера в конъюнкции в доме Марса – Скорпионе, а Юпитер соединен с точкой удачи. Как известно, этому королю сопутствовал успех, и это именно он выиграл битву при Креси, разгромив французскую рыцарскую конницу с помощью лучников из Уэльса.

Гороскоп Ричарда II был составлен при его жизни и тоже не предвещал ничего плохого, однако правление этого короля, протекавшее бурно, на фоне народных восстаний и в борьбе со знатью, закончилось для него трагически: его сверг с престола и уморил голодом в заточении в замке Понтефракт двоюродный брат, Генри Болинброк 2-ой герцог Ланкастер, узурпировавший престол и ставший королем Генрихом IV (годы жизни 3 апреля 1366 - 20 марта 1413, Овен).      

Эдуарда III характеризуют как человека сильного и в себе уверенного, увлечение же Ричарда II астрологией относят за счет противоположных черт характера и в связи с его постоянным беспокойством относительно завтрашнего дня, которое расшатывало королевские нервы с самого детства (поскольку он взошел на престол ребенком).

     Рассадником мракобес… астролого-алхимических знаний в Англии был университет  ОКСФОРДА.  Все ученые люди, подвизавшиеся на этом поприще и оставившие свое имя в документах эпохи, будь то посвятительные надписи королям на заглавных страницах алхимических трактатов или судебные приговоры, приведенные в исполнение на Тауэрском холме, были выпускниками Оксфорда.

Что интересно, младший брат короля Эдварда IV, увлекавшегося «некромансией и тёмными искусствами», и герцога Джорджа Кларенса, казненного за злостное составление королевского гороскопа (как можно предположить из официально вынесенного ему приговора), - король Ричард III (2 октября 1452, Весы), в целом не оставлявший вниманием и попечительством образовательные учреждения, в том числе и Оксфорд, тем не менее, как об этом говорят историки, больше благоволил  КЕМБРИДЖУ.  Известно, что в первой половине марта 1484 года он пробыл здесь неделю, вместе с королевой, присутствуя на философских диспутах. Уезжая, король внес щедрые пожертвования на университет и отдельно на Кембриджский колледж, которому покровительствовал.

Трагическая судьба этого короля спровоцировала исследователей, занимавшихся его эпохой, предположить, что он лишился поддержки некоторых влиятельных лиц в том числе и в связи с неблагоприятным прогнозом, который был сделан после составления его подлинной натальной карты (с использованием настоящего времени рождения, а не «королевского», в полдень), причем предполагаемый виновник распространения информации, повредившей королю, - никто иной, как Джордж Рипли.

Если это отчасти правда, и Рипли таким образом поспособствовал приходу к власти основателя династии Тюдоров, Генриха VII (28 января 1457, Водолей), то благодарности он не дождался и удалился от двора, прожив остаток своей жизни отшельником в Йоркшире. У Тюдоров были свои алхимики и астрологи, которым они могли доверять. Как говорят, в этот период времени Рипли разочаровался в своей науке и завещал не придавать значения его сочинениям, а лучше вообще их уничтожить.

     Самый знаменитый тюдоровский астролог - Джон Ди, при Марии Тюдор привлеченный к суду «за вычисления»: легенда гласит, что он по натальной карте предсказал воцарение Елизаветы, дочери Анны Болейн. Затем, когда Елизавета Первая (7 сентября 1533, Дева) в самом деле взошла на престол, он высчитал для нее благоприятное время коронации, которое наступило через год после того, как эта королева получила власть. Она, как и все люди того времени, верила звездам. Впрочем, к ней они были благосклонны, может быть, потому, что Джон Ди помимо астрологии прекрасно разбирался в политике. 

     Все мало-мальски образованные люди слышали хотя бы краем уха о Законах движения планет Солнечной системы Иоганна Кеплера, заложившего таким образом основы современной астрономии. То, что Кеплер был астрологом (а это так и есть) и составлял гороскопы (традиционные, квадратные, как оно тогда и водилось), школьникам обычно не рассказывают: астрономия слегка стыдится своей глупенькой дочки астрологии, тем более что именно Кеплер как бы подвел ту черту, которой требовало безостановочно стремящееся вперед время: «Люди ошибаются, думая, что от небесных светил зависят земные дела. В небесах нет светил, приносящих несчастья. Я выяснил, что все небесные движения, как в их целом, так и во всех отдельных случаях, проникнуты общей гармонией, правда, не той, которой я предполагал, но ещё более совершенной».
      
***   ***   ***
2018г.