Тяга к земле

Ольга Чемерская
    Марина тряслась в пригородном автобусе, пока он медленно, вразвалочку приближался к конечной остановке дачного кооператива. Деревянные домики, кирпичные коттеджи, маленькие сарайчики, строения всех мастей от мало до велика, плотно разместились на территории что примерно, занимало бы большое село. И те кто еле-еле сводит концы с концами и середнячки, и люди побогаче, все обосновались здесь, на летних дачах по-своему! Всех их, по неведомым причинам, тянуло к земле!

   Что это вообще такое тяга — к земле? Откуда она берется в людях уже давно городских, привыкших к чистоте и комфорту? — часто думала Марина наблюдая как сосед ожесточенно, почти как на поле боя, орудует газонокосилкой. Геннадий приезжает на дачу как минимум два раза в неделю. У него нет посадок (одна маленькая грядка с луком и раскидистый, мощный куст кабачка), но есть десять соток зеленого газона. И он его отчаянно косит, когда падают ставки на бирже, когда жена закатывает истерики, когда сын разбивает вдребезги новенькую тойоту, когда срывается важная сделка… Он садиться в большой черный джип и едет на дачу. Косить. Вымотается, толкая газонокосилку взад-вперед по кочкам, натыкаясь на жесткие всходы осины, дергая зацепившийся шнур, вспотеет, сядет на крыльцо белой террасы и смотрит долго. Вдаль. Расслабленно и умиротворенно.

    Что тянет людей к земле? Баба Маруся старенькая, старенькая. Восемьдесят уже, наверное. А все пешком, полтора километра от автобусной остановки, так и ходит. Пенсия маленькая вот и приходиться огород держать. Мешок картошки, пару ведер моркови, свеколка…лежать и ныть некогда! А осенью, в теплый денёк бабьего лета, когда урожай собран, смотришь, спит на старой советской раскладушке посреди огорода. И кажется век ещё так будет.

   Зимой Людмила Карповна, соседка по городской квартире и по даче одновременно, так случилось, ходит серьезная и озабоченная: план, аврал, проект горит, на душе кошки скребут.

— Марина, ну как так?

— Да все в прядке? А вы?

— Да ничего…знаешь? Я всю работу везу на себе, двадцать лет впахиваю: Людмила Карповна организуй, Людмила Карповна обеспечь…А начальником отдела назначили Галину…— и горько сетует, жалуясь на работу.

   Зато летом она излучает радость, веселое возбуждение. При встрече, взахлеб, рассказывает про рассаду, помидоры. Про пять вёдер яблок собранных в этом году впервые! Всех знакомых яблоками угостила. А в прошлом году раздала по соседям богатый урожай вишни. Ей все это не нужно, но сам факт, что её труды принесли такие впечатляющие плоды, делает её счастливой!

— Арбуз. Посмотри, какой арбузик вырос в теплице! Ароматный, а сочный… заходи пробовать будем! — зовет Марину в свой маленький, аккуратный домик Людмила.

    Меня к земле совсем не тянет. Потому что на земле, будешь вся в земле! Почему из деревни бегут? Тяжелый труд, грязь, сырость, резиновые сапоги и жизнь беспросветная. Земля много заботы требует, а дает только –только, чтобы прокормиться. На земле не разбогатеешь. Голодные свиньи ревут, косьба, молотьба, забор падает, картохи сорок соток…работа ждёт каждую минуту! В дом тащиться земля, если доползешь до него к ночи. Весь день в полях!

    Но если ты городской, сидеть тебе запертым в шестидесяти метрах городской квартиры — без солнца и пряного запаха скошенной травы! Просто выбраться на природу из города — целое мероприятие и куда бы ты не подался, везде гость! А на своей земле: вышел в огород и вот тебе солнце! Вот свежий салат, малинка и зеленый огуречик! А вместо шестидесяти квадратов у тебя уже тысяча квадратов личного пространства! Хоть голышом бегай (если конечно забор есть), и это только земли, ведь неба у тебя столько, что можно плавать в нем как в океане, лежа на полосатом матраце посередине зеленой, начисто выбритой поляны. И не десять дней, а всё лето! Руку протяни – клубничка, другую — смородинка. Что посадишь, то и схватишь. Вот она свобода! И главное дача, огород — это не село. Работаешь для себя, в удовольствие. А можно и ничего не делать, вовсе. Сидеть на лавочке, смотреть на текущую воду маленького журчащего водопада и наслаждаться пением птиц, жужжанием газонокосилок и ручных пил. До головной боли, а когда стемнеет сидя с шашлыком смотреть на звезды!

    Так размышляя добралась Марина до своего огорода: муж старательно копается в земле, вытаскивая мелкие корешки сорной травы.

— Мууж! Жена пришла! — кричит она издалека, прикрывая за собой калитку. Он поворачивается к ней, обнажая место посадки и:

— Ах! — перед ней роскошный розовый куст! Она млеет, плывёт и уже наверное, совершенно счастлива!