Заработное право. Тезисное изложение

Антон Совет
Заработное право (зарправо) есть право на приобретение товаров и услуг, которое человек получает за свой труд, за исполнение определенных трудовых обязанностей. Зарправо в развитом обществе выступает обычно в виде некоторой суммы денег как свидетельства, как доказательства наличия у их владельца такого права. В настоящее время это право является юридическим, потому как все трудовые отношения регулируются государственным законом. В будущем оно должно стать моральным, нравственным, ибо ведущая роль в определении его размера будет принадлежать не другим субъектам, не государству, а самому работнику. И он будет руководствоваться в своих действиях не юридическими установлениями, а собственной совестью и общественным мнением.

***

Кратко идею перехода от юридического зарправа к нравственному можно изложить так:

1. В современных обществах размер вознаграждения за труд определяется свободным соглашением между работодателем и наемным работником.

2. При капитализме в качестве первого выступает или частный собственник, или государство. Труд стимулируется хорошо, но этот способ принуждения к нему связан с наличием таких недостатков, с которыми нормальный человек мириться не может (неравное отношение к собственности, умопомрачительное неравенство в доходах, безработица, индивидуализм, потребительство и т.п.)

3. При переходе к социализму, с целью избавления от указанных пороков, частный собственник устраняется и остается монополист на рынке труда – социалистическое государство (колхозы и прочие – не в счет: они находятся под пятой у него). Но суть отношений между участниками трудового рынка не меняется: есть два эгоиста, каждый из которых тянет одеяло на себя. Работник старается сделать поменьше и получить побольше, а государство действует в противоположном, в общем-то, направлении.

4. При социализме перестают действовать некоторые из стимулов, хорошо работающих при капитализме: страх потерять работу, конкуренция между наемными работниками и т.п. Но равноценных заменителей нет. Поэтому и качество труда при социализме, оставляет, чаще всего, желать лучшего. Особенно, когда социалистическое общество становится богаче, когда выходит из мобилизационных условий.

5. Те способы, которыми пытались при Союзе исправить положение, не дали результатов потому, что не устраняли главного – эгоистической морали людей. И не только не устраняли, а, наоборот, укрепляли их эгоизм. Ибо делали ставку на него. Стимулировали желание людей иметь больше, больше и больше, без конца и ограничений. Чем порождали мещанство в форме вещизма и безразличия к общественным интересам и высшим духовным ценностям.

6. Но тенденция в попытках решить проблему была правильная: распределительные функции переносились с государства ближе к работнику – на трудовые коллективы (бригадный подряд, КТУ и т.п.) Однако, при этом, советские коммунисты как черт ладана боялись довериться человеку. Делали ставку на то, что только и только государство сможет должным образом контролировать и труд, и потребление людей. Считая, что сам человек не в состоянии этого делать из-за своего еще, так сказать, нравственного несовершенства, да и отсутствия желанного изобилия.

7. Суть моего предложения в том, чтобы продолжить этот процесс и распространить распределительные функции на самого работника. Перестать видеть в нем только малое дитя, неспособное управлять своим трудом и своим потреблением, начать доверять человеку, сделать ставку на его совесть. Включить в работу и ее, и все остальные лучшие нравственные качества личности, чтобы воспитать ее, создать нового человека, понимающего, что обеспечить собственное благополучие самым надежным способом можно лишь стремясь сделать благополучными всех людей.

8. Технически это осуществляется в виде самооценки работника. Каждый исполнитель в конце каждого рабочего дня должен в обязательном порядке оценить свой труд за этот период и проставить себе оценку в виде определенной суммы денег в ведомости самооценки. В тех пределах, которые установлены в трудовом договоре. Не более того. То есть, положенное по договору вознаграждение за данный рабочий день становится только допустимым. А фактическое должен проставить себя сам работник. После сопоставления своего фактического труда с тем обязательным, что он должен был совершить в этот день.
Ведомость самооценки в обязательном порядке выставляется на всеобщее обозрение, чтобы все другие работники видели самооценку данного и могли высказать по ней свое суждение. То есть, в дело включается и общественное мнение. Оценка каждым не только своего труда, но и труда других людей. Для сопоставления и корректировки самооценки тех, кто еще не умеет адекватно это делать. Продолжает работать спустя рукава, но берет себе все допустимое вознаграждение.

9. Эти недорогие и незначительные, на первый взгляд, мероприятия приведут к радикальным изменениям в сфере трудовых отношений и сознании людей. Так как основной упор в деле определения меры труда и потребления делается на моральные устои людей. Эта система заставит каждого думать каждый рабочий день. И оправдывать перед собственной совестью и другими людьми свое решение по вознаграждению себя за свой труд. Уже нельзя будет сваливать все на других: на капиталиста, трудовой коллектив или на государство. Придется самому отвечать за свои действия, что является важнейшим условием для воспитания и самовоспитания любой личности. Как этому учат педагогика, психология и этика.

10. Теоретическое основание этого – такое: если при социализме человека позиционируют как собственника всего, чем владеет общество, то он должен управлять и своим трудом, и вознаграждением за него. Иначе какой он собственник?!! По факту он остается наемником у государства. И эгоистом по своей натуре. Старается «урвать кусок побольше и удрать» (Ленин. Как организовать соревнование.). Человек не изменяется в лучшую сторону, не совершенствуется. И о новой личности приходится только мечтать.  И врать себе и другим, что все ОК! Что мы уверенно идем к коммунизму!

11. После начала внедрения предлагаемой идеи в обязательном порядке начнется пересмотр людьми представлений в области справедливости в деле вознаграждения работников. Сейчас действует рыночный принцип: больше получает тот, кто больше сделал по абсолютной величине. За одинаковый товар (равный труд) на рынке платят равную цену (равное вознаграждение). Покупателей не интересует, в каких условиях был произведен товар, и какими способностями обладает работник. Сколько он мог сделать в данных условиях, и сколько сделал.

12. В новой системе равного вознаграждения будут заслуживать не те, кто произвел одинаковый по абсолютной величине результат, а лишь те, кто в равной мере реализовал свой потенциал. Ибо последний в большей степени зависит от природных данных человека, а не от него самого. (Поэтом нужно родиться!) И главное – побудить каждого работать с полной отдачей сил, а не стремиться от каждого получить одинаковый по абсолютной величине результат.

13. Предлагаемая система оценки труда (и, естественно, его исполнителя) окажет сильнейшее воздействие на потребности и духовные ценности людей. Ибо нельзя брать себе все возможное вознаграждение, если ты изображаешь работу, пьянствуешь, куришь, обжираешься, не развиваешься профессионально. Ведь это всё не позволяет человеку реализоваться полностью. И лишает его права на максимально возможное вознаграждение. Следовательно, будет оказано мощное воздействие и на потребности людей. Ибо хорошо трудится лишь тот, кто правильно и умеренно потребляет, ведет разумный образ жизни.

14. Стремление жить хорошо, лучше – это нормально. К этому должен стремиться каждый. Но в новой системе лучше должен жить не тот, кто делает больше другого, а тот, кто полнее реализует свой трудовой потенциал. А если будет так, то это значит, что каждый будет делать максимум возможного для общества.

15. Таким образом, у новой (не советской, а нравственной) социалистической системы мотивации работников появятся такие стимулы, которые во много крат будут превосходить и капиталистические, и советско-социалистические. Каждый на своем рабочем месте будет и хозяином, и предпринимателем. Потому, что без проявления инициативы нет полной реализации способностей личности.
Нельзя тупо гнать никому ненужную продукцию и со спокойной совестью брать себе деньги за никчемный труд. Именно это уничтожит неповоротливость социалистической системы в деле удовлетворения потребностей людей и сделает ее более гибкой, нежели капиталистическая.  Сами подчиненные заставят руководителей действовать по-другому, оперативно учитывать изменения в потребностях людей и общества в целом. Быстро перестраивать производство и изменять ассортимент и качество продукции. Не рынок будет быстро и четко помогать промышленности и сфере услуг мгновенно реагировать на изменение потребностей людей, а новая, коммунистическая, система организации труда людей и экономики общества в целом. Именно таким и только таким образом будет создана альтернатива рынку, способная во сто крат превзойти его во всех отношениях, но, при этом, свободная от его неискоренимых в принципе пороков и недостатков.

Конечно, предсказание последствий внедрения идеи самооценки является гипотетическим. Но иным оно пока быть и не может. К сожалению, это все с великим трудом доходит до сознания людей. Потому, что почти все они находятся в плену рыночных представлений о справедливости в деле вознаграждения труда. И убеждены в неизбывной эгоистичности людей. Что, впрочем, не удивительно. Другого на практике они не видели, а о возможных вариантах будущего мало кто думает…

Антон Иванович Ситников
(Антон Совет)
16.09.2020 11:45