Арсений Всеволожский-гость из прошлого. Пролог

Владимир Никитюк
Пролог

Рано утром вдруг начался дождь, но лил недолго. Так что, когда толпы людей пошли на работу, на небе ярко светило солнце.
Оно продолжало светить и вечером. Неудивительно, что, когда Арсений вышел из ворот родного проектного института, было ещё жарко. Для середины мая - не очень типичная ситуация.
Аглая ждала его на заранее условленном месте - возле их любимой станции метро.
- Я предлагаю сегодняшний вечер провести на свежем воздухе! - заявил Арсений сразу после обмена приветствиями. - Есть предложения по маршруту?
- Погоди ты с маршрутом! - поморщилась девушка. - Не до прогулки мне сегодня. Срочно поговорить надо!
- Неужели ты решилась что-то ответить на моё предложение? - с затаенной надеждой спросил молодой человек.
- Это нельзя назвать ответом... - задумчиво проговорила Аглая. - Скорее совет, как тебе нужно действовать дальше, чтобы услышать от меня "да".
- О, это очень интересно! - обрадовался Арсений. - С удовольствием выслушаю!
- Но не на ходу же? - передернула плечами девушка. - Давай посидим, попьем кофе, отведаем мороженого, - а заодно и все наши вопросы обсудим.
- Как-то не хочется при такой замечательной погоде в душном помещении сидеть! - пробормотал молодой человек.
- Кафе, знаешь ли, разные бывают. Тут поблизости такое чудо есть! Тебе наверняка понравится!
Через десять минут Арсений и Аглая уже сидели на открытой террасе небольшого кафе.
Это был маленький уютный островок в океане окружающей жары. Полотняная крыша защищала от солнца, а две капитальные стены - от случайных порывов ветра. Зато две другие стены отсутствовали, так что циркуляции свежего воздуха ничего не мешало.
Пока молодые люди расправлялись с обильными порциями великолепного мороженого, запивая их очень вкусным соком, прозвучало всего несколько слов. Оно и понятно: мороженое - блюдо серьёзное. Немного отвлечешься, и вот уже оно растаяло.
А вот когда официантка унесла пустые вазочки и принесла две большие чашки кофе, начался настоящий разговор.

- Понимаешь, - начала Аглая, - если брать твои личные качества, то лучшего варианта мне просто не найти. Но ведь женщине от спутника жизни нужны не только положительные эмоции. Муж для жены должен быть защитой и опорой. А вот тут гляжу я на тебя - и у меня возникают большие сомнения.
- Это почему же? - обиделся Арсений. - Я окончил престижный вуз. Между прочим, с красным дипломом. Работаю в серьезном проектном институте. За пять лет ухитрился получить должность ведущего инженера. Платят мне очень неплохо - даже на однокомнатную квартиру сумел накопить. Машину вот-вот куплю. И это, как ты понимаешь, только начало.
- Да, все, что ты перечислил, выглядит впечатляюще... для обычного человека. Но у меня оценочная планка гораздо выше. Подумаешь, ведущий инженер! Та же рабочая лошадка, только немного заслуженная. Добейся хотя бы должности начальника лаборатории - тогда и поговорим!
- Но ведь моя карьера и так похожа на сказку! По правилам, в каждой должности нужно проработать не менее трёх лет. Так что даже самый удачливый сотрудник обязан три года отработать рядовым инженером и три года - старшим. Так что ведущим инженером он может стать, если очень-очень повезет, только через шесть лет. А я управился за пять, и это вообще чудо! А теперь ты хочешь, чтобы я, ещё не освоившись с новой должностью, сразу же шагнул на следующую ступеньку! Да кто мне позволит?
- Если хорошо постараешься - позволят. А не получится - очень жаль. Тогда нам придётся расстаться!
Сказав это, Аглая отвернулась, - но в глазах её блеснули слезы.
У Арсения перехватило дыхание:
- Так ты готова отбросить все, что между нами было, ради одной строчки в моей трудовой книжке?
Девушка нервно потерла висок, медленно повернулась к своему собеседнику и тихо сказала:
- Знаешь, я не хотела об этом говорить. Но, видно, придётся...

- Понимаешь, - начала рассказывать Аглая, осторожно подбирая слова, - когда ты предложил мне стать твоей женой, я сразу же поставила в известность отца. Он бы очень обиделся, если бы я такое от него скрыла.
- И какова была его реакция на эту новость? - напряженно спросил Арсений.
- На удивление спокойная. Сказал, что будет думать. А как что-то надумает - сам к этому разговору вернется.
- И долго он думал?
- Недолго - всего пару дней. А потом выдвинул свои условия. Ты их только что слышал. Так что я их не придумала - лишь пересказала.
- Получается, ты такая послушная дочь, что не смогла возразить отцу?
- Ты просто не представляешь, что за человек мой отец! Он всегда добивается всего, чего хочет!

- Всё понятно... - грустно улыбнулся Арсений. - Я твоему папаше явно не по нутру. Вот он и выбрал самый простой способ от меня избавиться - придумал заведомо невыполнимое испытание. Я его провалю - и сам же окажусь виноват!
- А вот тут ты неправ! Мой отец до мелкого жульничества никогда не опускается! И если он говорит, что шансы у тебя есть - значит, они есть!
- Я их, во всяком случае, не вижу. Может быть, ты подскажешь?
- И подскажу! Понимаешь, отцовская фирма не только с другими частниками связана. Она и на государство иногда работает.
- К чему ты мне это говоришь? - удивился Арсений.
- А к тому, что в процессе общения с руководством госпредприятий отец порой много интересной информации узнаёт. Не то чтобы секретной... но, как бы сказать... не для всяких ушей.
- Что он мог такого узнать, что имеет отношение к моей возможной карьере?
- О, ты даже не представляешь, что! - улыбнулась Аглая.
И стала рассказывать. А Арсений внимательно слушал.

- Ты заметил, что в последнее время обстановка в мире сильно обострилась?
- Да уж! - вздохнул молодой человек. - Только мы более-менее нормализовали отношения с Соединенными Штатами, как у них к власти пришёл новый президент. Очень к нам недружественный. С Великобританией отношения уже давно хуже некуда! Правда, есть пять государств, с которыми они ещё хуже. Это Польша, страны Балтии, Украина. В Белоруссии вообще что-то непонятное творится: то ли затянувшаяся конституционная реформа, то ли вялотекущая революция. А если взглянуть на Азию...
- Стоп! - остановила собеседника Аглая. Тут важны не подробности, а общий вывод: международное положение сейчас очень непростое.
- Я пока не понимаю, что ты всем этим хочешь сказать...
- А что тут понимать? Нашу страну загоняют в угол, а она никак не хочет поддаваться и тем более сдаваться. А что нужно для того, чтобы не сдаться? Быть сильным! Один из источников силы - промышленность, особенно её стратегические отрасли. А теперь вспомни, что именно проектирует ваш институт.
- А, вот что ты имеешь в виду! Хочешь сказать, что скоро наш институт получит некое дополнительное финансирование?
- Не просто скоро, а вот-вот! И вовсе не некое, а довольно обильное. Только вот не даром всё это дадут. Работы всем вам тоже прибавится, причём довольно много.
- Ну что ж... - задумчиво произнёс Арсений, - я не вижу в этом большой проблемы. - Почему бы и не выполнить дополнительные работы, если на них выделены деньги?

- Ну это тебе так кажется! - вздохнула Аглая. - А вот представь - ты начальник лаборатории. Тебе в два раза увеличили годовой план - но зато разрешили раза в полтора численность лаборатории увеличить. И зарплату самым старательным и квалифицированным сотрудникам повысить тоже разрешили - в разумных пределах, конечно. Ты бы справился в этой ситуации?
Арсений задумался:
- Трудно сказать... Начальником лаборатории я никогда не был.
- Но ведь ты ведущий инженер - значит, у тебя и своя группа должна быть. Следовательно, и организационный опыт какой-никакой имеется. Вот в свете этого опыта попробуй мне ответить: легко ли резко увеличить объём выполняемой работы с помощью дополнительных людей и дополнительных денег?
- Пожалуй, нелегко, - вздохнул Арсений. - Новых сотрудников ещё надо вводить в курс дела и учить. А старые и так обычно работают в соответствии со своими возможностями.
- И что, повышение им зарплаты ничего не даст? - с интересом спросила Аглая.
- Кое-что даст. В какой-то степени подстегнёт желание работать. Но квалификацию работников сразу не повысит. Хотя стимул к учебе у них, несомненно, возрастет.
- То-то и оно! - удовлетворенно прокомментировала Аглая. - Надеюсь, ты понял, что я пытаюсь тебе объяснить?
- Пока нет... - в голосе Арсения было недоумение.
- А вот представь себе, что твой непосредственный начальник сидит и думает, как выполнить свалившийся ему на голову удвоенный план. И тут приходишь ты и говоришь, что готов резко повысить свои трудовые усилия. Если, конечно, он согласится тебя хорошо простимулировать. Как ты думаешь, обрадуется он или пошлет тебя подальше?
- По идее должен обрадоваться. Хотя, - Арсений задумался, - характер у нашего начальника лаборатории непростой. Может и взбрыкнуть, причем буквально на пустом месте.
- Но может и согласиться?
- Вполне. Даже могу сказать: скорее всего согласится.
- И тогда перед тобой будет открыт быстрый и прямой путь наверх?

- А вот это не факт... - вздохнул Арсений. - Что может дать начальник лаборатории ведущему инженеру? Только деньги! Потому что, добившись моего повышения в должности, он сделает меня тоже начальником лаборатории. Таким образом, подчиненный сравняется со своим непосредственным начальником и перестанет быть его подчиненным. Получается, он не облегчит себе жизнь, а, наоборот, осложнит!
- Да, это действительно проблема! - согласилась Аглая. - Хотя и она решаема. Просто тебе надо договариваться с более высоким чином. Как он у вас там называется - начальник отдела?
Арсений молча кивнул.

- Ну что, есть ещё какие-нибудь возражения? - спросила девушка.
- Только одно, зато самое главное. Вот представь - я поговорил с начальником нашего отдела. Надевал ему всяких обещаний. А как я буду их выполнять? Суперменом я отнюдь не являюсь. А на одном усердии далеко не уедешь!
- То, что ты называешь усердием, на самом деле - великая сила, - покачала головой Аглая. - Не зря говорят - если человек чего-то по-настоящему захочет, он этого добьется! Так что быстрей уж решай, действительно ли хочешь, чтобы я стала твоей женой? И способен ли ради меня приложить не просто усилия, а сверхусилия?
Арсений смутился. Действительно, другие молодые люди обещают своим любимым звезду с неба - а ему просто как следует поработать трудно!
Девушка наклонилась к своему спутнику и осторожно погладила его по руке:
- Ладно, успокойся. Всё не так мрачно, как может показаться. Давай перечислим по пунктам. Во-первых, у тебя сейчас появится такая мотивация, которая сама по себе удвоит и утроит силы. Во-вторых, ты и на сознательном уровне постараешься максимально сконцентрироваться. В-третьих, три-четыре месяца проведешь в режиме предельной экономии времени, отказываясь от всего лишнего. В-четвертых - самое главное. Я тебе помогу. Лично!
- И в чём будет заключаться твоя помощь? - с интересом спросил Арсений.
- Как это в чём? В добрых советах, конечно!
- Думаешь, твои советы мне очень помогут? - с сомнением спросил молодой человек.
- Даже не сомневайся! Не забывай, чья я дочка! Отец часто со мной делится секретами успеха. А я, так и быть, кое-чем поделюсь с тобой!
- Хорошо, уговорила! - улыбнулся Арсений.

Тут вдруг в кармане Аглаи зазвонил мобильный телефон. Девушка поднесла трубку к уху, полминуты слушала, что ей говорили, и коротко ответила "хорошо". Потом сунула мобильник в карман и тихо сказала:
- Не надо меня провожать до метро. Отец за мной машину прислал. Вон она там впереди стоит!
И, неожиданно поцеловав Арсения в губы, резко развернулась и пошла в сторону ожидавшего её автомобиля.

Она уходила от него, такая строгая, холодная и недоступная... И в то же время - немыслимо красивая и безумно желанная...
В этот момент сомнения окончательно оставили Арсения. Он сделает все, чтобы эта девушка стала его женой! Всё - возможное и невозможное...